Курс правительства на контрреформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс правительства на контрреформы



 

   Стремление нового царя к проведению «жесткого курса» проявилось уже в первые годы его правления.

8 марта 1881 года состоялось совместное заседание высших сановников-членов Совета министров с императором по поводу проекта Лорис-Меликова. Несмотря на численное преимущество сторонников преобразований (9 против 4), под давлением своего учителя Победоносцева, Александр счёл создание двух комиссий для подготовки законов преждевременным.

 В марте император получил письмо от Исполкома «Народной воли» с требованием созыва Учредительного собрания для определения будущего устройства России. От переговоров с боевиками правительство отказалось. Ответом на террор стало создание жандармских отделений по охранению общественной безопасности и правопорядка («охранка»).

 В апреле 1881 года вышел манифест «О незыблемости основ самодержавия» (т.н. «АнаНас-ный манифест»), который привел к отставке либеральных министров. По предложению С.Ю. Витте для охраны жизни царя была создана тайная террористическая антиреволюционная организация «Священная дружина», просуществовавшая чуть более года.

14 августа 1881 года было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», в соответствии с которым МВД и губернаторы получили право:

- вводить чрезвычайное положение на три года (с тех пор до 1917 г. примерно 1/3 губерний находилась в этом режиме);

- административно высылать нежелательных лиц сроком до 5 лет;

- закрывать предприятия и учебные заведения;

- приостанавливать выпуск периодических изданий;

- налагать арест на имущество;

- передавать судебные дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского.

В 1883 году было начато строительство Шлиссельбургской тюрьмы для политических заключённых.

Земская контрреформа

В 1885 году была распущена Особая комиссия М.С. Каханова по подготовке новой реформы местного самоуправления (1881 – 1885 гг.).

12 июля 1889 года вышло «Положение о земских участковых начальниках», которое ликвидировало институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия (учреждённые в 1874 г. взамен уездных съездов мировых посредников) и мировой суд. В 40 губерниях России создавались 2.200 земских участков (1 на 4-5 уездов), во главе которых стояли земские начальники. Они назначались МВД из местных потомственных дворян, получивших высшее образование, имеющих крупный имущественный ценз (свыше 200 десятин или не менее 7.500 рублей недвижимостью) и не менее 3-летний стаж службы в должности мирового судьи или мирового посредника.

Земский участковый начальник контролировал общинное самоуправление крестьян, ему подчинялись сельское и волостное управление, вместо мирового судьи он рассматривал судебные дела (до 1912 года), утверждал приговоры волостного крестьянского суда и назначения крестьянской выборной администрации, разрешал земельные споры. Фактически за ним были восстановлены функции вотчинной помещичьей полиции до 1861 года. Власть на участке распространялась на ремесленников, мещан, местную интеллигенцию. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 дней (крестьянских должностных лиц до 7 дней), штрафу до 6 руб.

12 июня 1890 года вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в котором земское управление рассматривалось как часть государственной системы.Три курии сохранялись, но при этом:

а) землевладельческая курия, по которой раньше могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, стала курией дворян-землевладельцев за счёт снижения имущественного ценза для дворян в 2 раза (не менее 100 – 400 десятин или не менее 7.500 руб. недвижимости) и увеличения численности дворян-гласных за счёт гласных других курий;

б) для городской курии резко в 2,5 раза повышался имущественный ценз (с 6 тыс. до 15 тыс. рублей), вследствие чего 50 % избирателей по этой курии лишались права участвовать в выборах. Духовенство лишалось избирательных прав;

в) 3-я курия фактически упразднялась, т.к. крестьяне лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников и утверждал губернатор (до 1906 года).

г) вводилось новое административное звено как посредствующая инстанция между губернатором и земством – губернское по земским делам присутствие во главе с губернатором, которое проверяло законность постановлений земских собраний и должно было включить земства в систему государственных учреждений.

Председатель и члены земских управ приравнивались к государственным служащим. При этом губернатор полностью контролировал деятельность земств: мог отменить любое постановление, поставить на обсуждение любой вопрос.

 

Новое «Городовое положение»

    

   11 июня 1892 года введено новое «Городовое положение», которое также было направлено на ограничение выборных начал и включение органов самоуправления в структуру государственных учреждений:

а) на смену налоговому цензу для всех владельцев недвижимости устанавливался имущественный ценз (от 1.000 – 1.500 рублей в губернских городах, 300 рублей в остальных городах);

б) для мелких городов (более 50 % от общего числа) вводилось упрощённое управление: сход домохозяев – собрание уполномоченных – староста;

в) 3-я курия (бывшие мелкие налогоплательщики – мелкая буржуазии) фактически упразднялась;

г) создавалось единое губернское по земским и городским делам присутствие во главе с губернатором;

д) городские головы и члены городских управ приравнивались к государственным служащим. Губернатор не только контролировал, но и направлял их деятельность. Местная администрация получила право не утверждать городского голову.

Таким образом, несомненно, контрреформы привели к увеличению доли дворянства в органах самоуправления, что привело к некоторой политизации органов самоуправления. В то же время была сделана первая попытка наладить согласованную работу государственных и общественных структур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.008 с.)