Тема 44. Экономика России во Второй половине XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 44. Экономика России во Второй половине XIX века



 

Территория и население

За вторую половину XIX века территория Российской империи увеличилась за счет присоединения Средней Азии и Казахстана до 19 млн. 155 тыс. кв. км (включая Финляндию).

Если в первой половине века численность населения достигала 68 млн. человек (без Финляндии), то по первой всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 году – 129 млн. человек (без Финляндии). В самой России проживало 66,4 млн.человек.

Однако это не привело к радикальному изменению национального и религиозного состава. По-прежнему, преобладало русское, украинское и белорусское население. В религиозном плане 76 % населения оставались православные, 18% - мусульмане, 4% - католики, около 4% - протестанты, около 3% - иудеи, остальные – язычники и старообрядцы.

После отмены крепостного права был заметен быстрый рост численности населения. Уже к концу XIX в. по рождаемости Россия вышла на первое место в Европе (60% жителей – трудоспособное население в активном возрасте), хотя и осталась страной самой высокой смертности населения.

Сословный состав населения к 1897 году: 77% - крестьяне, 11% - мещане, 1,5% - дворяне, по 0,5% - купцы и духовенство и т.д.

Другим следствием реформ явилось свободное расселение жителей по территории империи. Избыточное аграрное население двумя потоками устремилось в Сибирь и в города. Показатели урбанизации России сравнимы с показателями в США. В начале 60-х гг. XIX в. в городах на европейской части России проживало 6 млн. человек, а в конце века – 12 млн. В первую очередь городское население увеличилось в промышленных центрах, где создавались новые фабрики, прокладывались железные дороги.

Число крупных городов с населением свыше 100 тыс. человек в Европейской части России достигло 44 в конце века – против 14 в начале 60-х XIX в. Самыми крупными городами были Санкт-Петербург (1,2 млн.) и Москва (1 млн.)

Менялся внешний облик городов и средства транспорта. Индустриальные центры с их фабрично-заводскими корпусами, рабочими казармами и многоэтажными доходными домами становились похожими на города Европы.

С начала 60-х гг. XIX в. появились новые транспортные средства: «дрожки» на высоких рессорах, «линейки» с крышей от дождя, с начала 80-х гг. – «конки» (конные повозки, передвигающиеся по рельсам).

С 60-х гг. XIX в. сначала в столицах появляется газовое освещение. Однако оно не смогло вытеснить керосиновые и масляные фонари. Водопровод в столицах появился лишь с 60-х гг., а канализация и электрическое освещение – в конце 90-х XIX в. В 1882 г. заработали телефонные линии в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе. Но достижения техники, которые проникли в российские города позднее, чем в Западную Европу (1843 г. – первая телеграфная связь между Вашингтоном и Балтимором, 1863 г. – открыто метро в Лондоне, 1876 г. – изобретён телефон, 1877 г – создана система парового отопления в американском городе Локпорте, в 70-е гг. – водопровод и канализация пришли в европейские столицы), охватили лишь небольшую часть крупных городов. Основную территорию России технические средства затронули мало.

 

Особенности регионов

 

В стране до конца 90-х гг. XIX в – начала XX в. сохранялась аграрная специализация. Прогресс в сельском хозяйстве в основном шел за счет развития капиталистического уклада. Природные условия по-прежнему определяли занятия людей. Однако рыночная специализация несколько изменила экономическую характеристику ряда регионов:

1) районами торгового зернового хозяйства остались Степной, Украинский, Поволжский, Черноземный и Прибалтийский регионы;

2) районами торгового скотоводства стали Украинский и Степной;

3) льноводства – Северо-западный;

4) молочного торгового скотоводства – Северный и Прибалтийский районы;

5) свекловодства – Украинский и Степной регион;

6) возделывание картофеля – Белорусский и Центрально-черноземный район.

Большие изменения произошли в численности районов промышленной специализации: кроме трех известных в первой половине XIX в. (Северо-западный, Уральский, Центрально-промышленный) появляются два новых – Варшавский (легкая промышленность) и Южный район (металлообработка и тяжелое машиностроение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.)