Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революционное народничество 70-х гг. , его основные направления
При всем многообразии идей, массовой идеологией и ведущим движением в 70-90 гг. XIX в. было движение революционеров-народников. Идеология – система обобщенных взглядов, идей, составляющих ориентиры для определенных слоев общества или политических движений, закрепляемых в массовом сознании государством. В народничестве было два направления: революционное, которое выступало за насильственную ликвидацию самодержавия, и либеральное, которое считало, что самодержавие само должно найти механизм саморегуляции за счёт реформ. Этапы развития идеологии народничества: 1) с конца 60-х гг. до начала 80-х гг. XIX в. – господство революционного народничества; 2) 80 – 90-е гг.XIX в. – преобладание либерального народничества. Теоретической базой революционного народничества были идеи, выдвинутые ещё в начале 50-х гг. Герценом и развитые в начале 60-х гг. Чернышевским (теория общинного социализма). Основные идеи теории общинного (русского) социализма: 1. Признание некапиталистического пути развития России. 2. Выделение самобытной экономической основы – крестьянской общины. 3. Признание особой надклассовой роли интеллигенции, которая должна подготовить общество к революции. 4. Возможность проведения крестьянской революции для построения социализма. В отличие от «шестидесятников» народники: 1) признали развитие буржуазных отношений в России, но продолжали считать их регрессом в развитии общества. Одновременно они по-прежнему доказывали, что в России легче построить социализм, опираясь на общину и артель; 2) считая, что государство и его институты (самодержавие, полиция) не имеет социальной опоры в обществе (надклассовый характер государства), народники верили, что народ его легко свергнет (отсюда название «народники» и идея «хождения в народ»); 3) опасаясь укрепления буржуазных отношений в России, народники были сторонниками немедленной крестьянской революции. При этом переход от общины к социализму должен был, по их мнению, произойти легче, чем от капитализма. В результате на основе крестьянской общины должен был установиться социалистический строй (идея утопического социализма). Поскольку речь шла о крестьянской революции, то социальной базой народников должно было стать крестьянство, которое в пореформенное время имело в связи с незавершенностью буржуазных преобразований двойственный характер. С одной стороны, оно являлось прогрессивной силой, т. к. выражало общедемократические буржуазные требования, боролось против остатков феодальных пережитков. С другой стороны, крестьянство выступало за развитие буржуазных отношений и превращение всех людей в собственников или наемных рабочих.
Три течения в революционном народничестве:
В 70 – 80-е гг. XIX в. все эти три течения поочередно (слева направо в таблице) сменяли друг друга в деятельности народников. Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.). Родился в просвещенной дворянской семье, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. В 1835 г. вышел в отставку в чине прапорщика. В 1840 г. выехал в Германию для изучения философии в Берлинском университете. Участвовал в европейских революциях 1848-1849 гг. После ареста был передан русским властям, после покаяния сослан в Сибирь. В 1861 г. совершил побег из ссылки через Японию и США в Лондон.
Бакунин считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе, считая, что она не приведет к свободе народа. Отрицал диктатуру пролетариата и государственный социализм. Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем. Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего любую власть, в т.ч. и государственную. При этом он отрицал даже "народное государство", к созданию которого призывали другие социалисты. Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.). Родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское Артиллерийское училище и Артиллерийскую Академию. В 1844-1866 гг. преподавал математику в военных учебных заведениях. В 1857 г. начал публицистическую деятельность. В 1862 г. сблизился с Чернышевским и вступил в организацию "Земля и воля". В 1866 г. был арестован и выслан в Вологодскую губернию. В 1870 г. бежал из ссылки в Париж. Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, осуществить которую могли образованные люди. Петр Никитич Ткачёв (1844-1885 гг.). Родился в семье мелкопоместных дворян. В 1861 г поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков волнений, был заключен в Петропавловскую крепость, затем отпущен на поруки матери. В 1862 г. начал печататься в различных журналах. В 1871 г. был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки заграницу. В 1775 – 1881 гг. издавал журнал «Набат».Считал, что «для обновления России нужно уничтожить всех людей старше 25 лет». В 1882 тяжело заболел, и последние годы жизни провел в психиатрической больнице. В отличие от остальных народников, полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму государственного переворота, который должна осуществлять строго законспирированная организация.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.005 с.) |