Работа в парах и Базз-группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа в парах и Базз-группы.



Совсем маленькие группы: 2-3 человека. Обеспечивают участие каждого, внимательное рассмотрение деталей каждым и полную вовлеченность в процесс. Очень важны для обмена опытом, для разминки в начале тренинга, для отработки навыков.

 

Ситуационные задачи.

Вы представляете специфическую проблему, обычно в письменной форме и предлагаете участникам найти наилучшее решение, основанное на изложенных фактах или проанализировать сильные и слабые стороны нескольких решений. Требует серьезной подготовки. Но будьте готовы к тому, что информации всегда не хватает.

 

Ролевая игра.

Полезна для сознательной отработки навыков.

Также применяется для получения опыта, который можно анализировать. Если игра снимается на видео, это ее участникам возможность увидеть себя со стороны.

Деловая игра.

Игровая задача, направленная на выработку поведенческих навыков, необходимых для выполнения профессиональных задач. Здесь обычно нет строго определенных ролей.

Так же, как и ролевая игра, деловая игра позволяет активно учиться и получать удовольствие от процесса. Очень интерактивна, дает много материала для анализа поведения участников. Кроме того, позволяет людям попробовать что-то новое в «безопасной» обстановке, не боясь делать ошибки.

Трудность проведения состоит в том, что результат не предсказуем. Четко инструктировать. Опасность: преувеличение и вялость ролей.

Часто требуются дополнительные оборудование, условия, место, время и т.д.

 

Вопросники.

Не переборщите с ними. Обычно прямые вопросы позволяют человеку формировать социально-желательный образ.

Тесты.

Успешнее выявляют особенность человека. Если тесты применяются на тренинге, то их интерпретация должна быть очень мягкой, чтобы «диагноз» не расстроил человека и отбил у него желание развиваться: «раз я такой – ничего не получится».

Упражнения открытия (знакомство, ледоколы)

Небольшие обсуждение, игры, не всегда требующие выводов и обратной связи, применяемые для создания атмосферы обучения, первого этапа формирования группы, узнавания друг друга, желания участвовать, что-то делать вместе и т.д.

Упражнения, помогающие создать атмосферу, способствующую обучению.

Энерджайзеры.

Короткие активные игры, не требующие обратной связи. Их используют, когда нужно взбодрить, встряхнуть аудиторию или разрядить напряженность.

Упражнения закрытия.

Участники должны почувствовать, что процесс завершен. Во время этих упражнений участники говорят друг другу приятные слова, пожелания, составляют план действий.

 

Назначение Формы активности
Получение опыта      
Обсуждение, рефлексия  
Теоретический материал  
Практика, закрепление  
Динамика группы  

 

 

 

 

Ролевая игра

 

- способ расширения опыта участников посредствам предъявления им неожиданной ситуации, в которой предполагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволяет привести эту ситуацию к достойному завершению

                                                                   

 

  • Предлагаемые ситуации должны быть как можно более близкими к реальности
  • Инструкция к игре должна детально описывать все аспекты ситуации
  • Инструкция не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях
  • Ролевую игру можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью и чувствуют, что их самооценке больше ничто не угрожает.

 

Этапы ролевой игры

    1. Всей группе дается краткая характеристика ситуации (говориться то что на начало ситуации общения в реальной жизни знали бы все участники)
    2. Распределение ролей
    3. Инструкция участникам (то с чем они пришли и о чем говорят открыто)
    4. Инструкция наблюдателям
    5. Организация пространства
    6. Анализ

 

 

!!! Остановка игры

Критерии:

  • Естественное завершение разговора
  • Ролевую игру останавливаем тога, когда появилось достаточно материала для анализа (и есть основания предполагать что это продлиться долго)
  • У “активного” участника должна быть реальная возможность решить ситуацию

  

 

Мозговой штурм

Метод, позволяющий предложить наибольшее количество идей.

 

Может быть использован для идентификации проблем, поиска причин проблем и поиска решений.

 

Основные правила проведения мозгового штурма:

  • Все высказывают свои идеи
  • Все идеи должны быть записаны на флип - чарте
  • мозговой штурм продолжается пока все идеи не закончатся
  • ни одну идею нельзя критиковать или отвергать
  • идеи анализируются только в конце мозгового штурма

 

Метод кейсов

Три основных варианта применения:

  • Диагностика проблемы
  • Диагностика одной или нескольких проблемы и выработка участниками методов их решения.
  • Оценка участниками предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (и проблемы и решения сообщаются в инструкции)

 

Советы и методы:

Выбор подходящего материала

  • Он должен отражать проблемы, с которыми участники могут столкнуться в реальности;
  • Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала себя перегруженной информацией; дополнительные сведения всегда можно предоставить позже.

 

Наличие альтернатив

  • Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватить различные стороны специализации и иметь различные решения;
  • Проблемы, имеющие лишь один “правильный” ответ наименее пригодные для использования в этом методе.

 

Небольшое количество участников в группе – до 10 человек

  • Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим может стать упражнение;
  • Если группа большая ее придется делить на несколько маленьких, каждая из которых будет заниматься одним из аспектов заданной проблемы; или можно ввести соревновательный элемент, предложив каждой группе поработав разрешить проблему быстрее соперников.

 

 

Роли тренера

  Ситуация Возможности и опасения
Учитель / инструктор Экспертное мнение по предмету, дисциплине Можно создать ощущение “урока в школе” или дрессировки  
Фасилитатор Принятие групповых решений, сбор “палитры мнений” Если тренер только фасилитатор, то возникает эффект ”группы анонимных алкоголиков”, необходимо очень много времени или очень узкие темы.  
Массовик-затейник Проведение упражнений – энерджайзеров, игр Не все люди с радостью погружаются обратно в детство, необходимо отслеживать, происходить ли обучение.  
Лидер Мини-лекции, воодушевление и мотивация участников Если в группе есть другой лидер, то он может стать трудным участником (чаще всего руководитель участников)  
Наблюдатель Получение группой опыта неконтролируемого взаимодействия   Ощущение “аквариума”, или чувства, что тренер не работает, а отдыхает.
Свой парень При сопротивлении группы, вызванном организационными причинами Эффективен с новыми сотрудниками молодого возраста для адаптации в компании  
Гипнотизер При упражнениях на релаксацию, для “погружения” в предмет тренинга Необходима высокая квалификация тренера, владение трансовыми техниками, необходимо удостовериться в том, что все открытия и достижения введены в сознание.  
Участник тренинга В энерджайзерах, в дискуссиях при заявлении личного мнения, при принятии организационных решений тренинга (например, перерывы)   Создание климата доверия и хорошей атмосферы.
Провокатор Провоцирование групповой динамики, сопротивления, при отсутствии мотивации к обучению Возможно снижение мотивации принимать активное участие, затаенная обида, желание подставить тренера.

Стадии развития группы

 

 

Групповая динамика Термин ввел Курт Левин, немецкий психолог, с 1939 г. живший в США. Он сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член группы признает свою зависимость от других членов группы.

 

Групповая динамика (от греч. Dynamis - сила) - совокупность внутригрупповых социально -психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

 

Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов тренинга и ведущих тренинга.

 

Стадия 1. ФОРМИРОВАНИЕ

 

Это только что собравшиеся вместе люди, группа не оформлена. Многие прибегают к защитному поведению: очень тихому, выжидающему или, наоборот, громкому, показательному.

Каждый взвешивает ситуацию. Члены группы оценивают тренера и остальных членов, тренер сознательно и бессознательно оценивает группу.

 

Задача тренера на этой стадии – вызвать доверие и помочь всем почувствовать себя свободно. Для этого идеально подходят ненавязчивые упражнения-ледоколы.

Группа развивается, и ее члены все больше общаются между собой. Это общение начинается в аудитории и очень хорошо его продолжить во время перерыва на кофе.

 

 

Стадия 2. ШТОРМ

 

Это стадия развития отношений. Здесь обычно уже меньше напряжения и беспокойства и люди начинают соперничать за лидерскую роль, за сферу и степень влияния. У некоторых людей начинают проявляться определенные роли.

Работа тренера заключается в том, чтобы «настроиться» на динамику группы и на появляющиеся роли. Тренер должен продолжать завоевывать уважение группы, иначе его лидерство может быть подорвано.

 

На этой стадии группа выбирает себе модель поведения. И группа, и тренер задают себе одни и те же вопросы:

1. Кто контролирует группу? Будет ли она сильно зависеть от тренера, или это изменится?

2. Как будет этот контроль осуществляться? Авторитарно или нет?

3. Что мы будем делать с людьми, которые не собираются следовать правилам?

Стадия 3. НОРМИРОВАНИЕ

 

После решения проблемы контроля, группа самоорганизуется. Вырисовывается «лицо» группы, люди вовлекаются в нее и в общение и взаимодействие друг с другом. Они хотят достичь успеха.

На этой стадии группа устанавливает задачи, решает проблемы, сотрудничает. Наиболее приемлемым для тренера на этой стадии является демократический стиль, наставничество, фасилитация.

 

Эта стадия, как правило, характеризуется высоким уровнем энергии и вклада в достижение общей цели (даже если они с чем-то не согласны). Качество работы группы повышаются. Пробуются новые пути работы. Высокий уровень защищенности и низкий уровень тревожности.

Велика роль юмора. Многие защитные барьеры преодолены, и люди могут смеяться над собой так же, как и над другими.

 

 

Стадия 4. РЕАЛИЗАЦИЯ

 

Группа сформировала свою сильную индивидуальность.

Работа в группе характеризуется неформальностью, юмором, высоким уровнем поддержки каждого. Если нужна помощь, о ней не боятся попросить, зная, что получат ее быстро.

На этой стадии чужаку практически невозможно внедриться с группу. Группа не хочет внешнего влияния.

 

Стиль тренера здесь демократичный, наставнический, присоединяющийся, в зависимости от личных предпочтений.

Иногда группа становится такой самоуправляемой, что вклад фасилитатора уже не нужен. Однако вместе с этим возникает опасность потери контроля над ситуацией.

 

 

Стадия 5. ЗАВЕРШЕНИЕ

 

Это оптимальное время для группы для выполнения задачи и обеспечения социальных потребностей ее членов.

 

Однако за определенной чертой деятельность становится менее продуктивной, креативность падает, сложно внедрить что-то новое или поделиться опытом. Вся соль в том, чтобы расстаться прежде, чем дела пойдут в упадок. Если затянуть эту последнюю стадию, то она может затмить все теплые чувства.

 

Завершение работы во многом труднее, чем хорошее начало. Важно посвятить этот процесс тому, чтобы люди, оглядывались назад с теплотой и симпатией, а не с раздражением.

 

Ступени обучения

 

     
 

 

 


Трудные участники

Каким бы ни был предмет тренинга, вы можете быть уверены в том, что группа не будет однородной. На фоне единой команды, скорее всего, будет выделяться несколько участников, которые помогут поддерживать ваши тренерские навыки в форме.

 

 

1. Позитивный тип.

 

Они очень помогают в дискуссиях, особенно когда группа не очень активна. Следите за тем, чтобы они все-таки чему-то учились.

 

 

 

2. Болтуны.

 

Тактично прерывайте их и ограничивайте время их «выступлений».

 

3. Застенчивые.

 

Старайтесь вовлечь в дискуссию, задавая легкие вопросы. Отмечайте даже маленькие удачи и помогите им почувствовать себя увереннее.

 

 

4. Настойчивые почемучки.

 

Они все время стараются «поймать» тренера или лидера дискуссии. Тактично отвечайте на вопросы, будьте уверенны, что они удовлетворены ответом. Никогда не позволяйте им вовлечь себя в дискуссию: это подорвет ваш авторитет, и группа, скорее всего, встанет на их сторону.

 

 

5. Надменные всезнайки.

 

Позвольте группе самой справиться с их теориями и точками зрения. Слушайте и принимайте во внимание, но не критикуйте и не провоцируйте. Используйте технику “ согласен – не соглаcен”, проверяйте, что думают другие член группы.

 

 

6. Спорщики.

 

Оставайтесь спокойными и не поддерживайте спор. Группа сама с ними справится. Не позволяйте им доминировать при обсуждении.

 

 

7. Пассивные.

Постарайтесь заметить их знания и опыт. Знайте их потребности и играйте на них. Старайтесь приводить примеры, которые могут привлечь их внимание.

 

 

!!! Несколько полезных советов в общении со сложными участниками

§ Пользуйтесь установленными Правилами.

§ Принимайте людей такими, какие они есть. Помните, что вы здесь не для того, чтобы изменять их. 

§ Выдерживайте спокойное уравновешенное состояние. Не позволяйте эмоциям захлестнуть вас.

§ Не прерывайте общения - продолжайте обращаться с каждым из слушателей.

§ В случае возникновения конфликта, поговорите наедине.

§ Не спешите осуждать и оценить.

§ Опишите ситуацию, и как она отражается на вас и на группу.

§ Попросите у "проблемного" слушателя или у группы предложений, как быть дальше.

§ Дайте свое предложение и удостоверьтесь, что оно устраивает группу.

Задание:

 

1. Вы неправильно ведете семинар!

 

2. Мне никогда не дают высказаться!

 

3. У меня другой взгляд на этот вопрос. Разрешите поделиться?

 

4. Почему мы должны делать это задание, это неэтично?

 

5. Почему этот участник постоянно говорит, а мне не дают слова?

 

6. Мне не нравиться, что перерыв такой короткий. Я не успеваю попить чай.

 

7. Да, я опоздал. Кроме вашего семинара у меня много других дел.

 

8. Этот метод не подходит к нашим условиям. - Зачем вы даете это нам. Вы что не понимаете?

 

9. Я уже знаю все это. Здесь нет ничего нового для меня.

 

10. Вы нас мало нагружаете. Мы скучаем на этом семинаре.

 

11. В ваших материалах недостаточно объяснений. Ими нельзя пользоваться.

 

12. Мы уже устали, семинар длиться слишком долго.

 

13. Не могли бы объяснить это поподробнее?

 

 

Тест

Оцените каждое утверждение в баллах от 0 до5. Ноль означает, что это совсем на вас не похоже, 5 – это точно вы.

    A   B   C   D  
1. Если я нахожусь с кем-нибудь в конфликте по поводу какой-либо проблемы, то я чувствую себя очень некомфортно.                   
2. Когда я сталкиваюсь с сарказмом, насмешками или плохо сдерживаемым критицизмом, я остаюсь спокойным и уверенным в себе.                  
3. Меня легко вывести из себя.                  
4. Я обращаюсь к проблеме напрямую без упреков и осуждения                  
5. Мне кажется нормальным, когда меня спрашивают, зачем мне это надо или что я думаю по этому поводу.                  
6. Я чувствую себя нормально, поддерживая контакт глаз в разговоре с людьми, и думаю, что они тоже чувствуют себя нормально.                  
7. Я легко расстраиваюсь и пугаюсь из-за насмешек или сарказма                  
8. Гораздо более важно получить то, что я хочу, а не то, что люди при этом подумают обо мне.                  
9. Я чувствую себя лучше, если люди догадываются о том, что мне нужно и мне не приходится им об этом говорить.                  
10. Я уверен, что могу позитивно справиться с большинством рабочих ситуаций, включающих конфликты с другими людьми.                  
11. Чтобы достичь цели я могу использовать громкость моего голоса, жесткость взгляда и сарказм.                  
12. Чтобы заострить внимание на моей точке зрения, я использую небольшой сарказм или маленькие шутки.                  
13. Я не могу сказать, что терпение по отношению к другим – моя сильная сторона.                  
14. Мне очень важно нравиться другим людям, даже если это значит покупку их сотрудничества только на время.                  
15. Я действительно не люблю конфликты и избегаю их, как только могу.                  
16. Я очень не люблю конфликты, поэтому использую другие пути, чтобы показать мои чувства: нетерпение или между прочим брошенные замечания.                  
17. Я не всегда прямолинеен, но люди, только посмотрев на меня, уже могут сказать, что я о них думаю.                  
18. Я с легкостью могу ткнуть или погрозить пальцем.                  
19. Все мое нетерпение по отношению к другим проявляется в языке тела быстрее, чем я успеваю об этом сказать.                  
20. Если я не хочу делать то, о чем меня попросили, то я делаю это, но сознательно делаю не так хорошо, как мог бы.                  

                      Общее количество очков                       A    B C D

Стиль поведения 

                              Ассертивный

 


A – Пассивный

B – Агрессивный

C – Ассертивный

D - Пассивно-агрессивный

Пассивный Пассивно-агрессивный     Агрессивный

 

Тип поведения Язык движений Действия
1. Пассивный Старается избежать конфликта даже во вред себе. Надеется, что люди знают, что он хочет. Слишком сильно занят тем, что люди о нем думают.   Минимальный контакт глаз. Тихий, неровный голос. Прерывистая речь. Защищающаяся позиция.   Самобичевание. Ходит вокруг да около, умудряясь избегать сути дела. Слишком много оправдывается. Чувствует себя неловко. Заставляет людей чувствовать себя виноватыми. Вызывает симпатию, жалость, раздражение.  
2. Агрессивный. Старается выиграть даже в ущерб другим. Слишком сильно сосредоточен на своих собственных интересах.   Преувеличенный контакт глаз. Громкий, резкий голос. Агрессивная позиция, стремление вторгнуться в чужое пространство.   Быстро осуждает других. Критикует не поведение человека, а его самого. Часто перебивает. Авторитарен. Саркастический, критикующий, насмешливый. Просьбы звучат как приказы.  
3. Пассивно-агрессивный Гибридное поведение, сочетающее пассивные и агрессивные черты. Рад что-то получить в случае, если не придется нарываться на конфликт. Часто сталкиваются с тем, что люди хотят настоять на своем, но чувствуют, что у них мало сил, чтобы сделать это.   Минимальный зрительный контакт, но смотрит скорее в сторону, чем вниз. Поджатые губы, нетерпеливый взгляд. Закрытая позиция.   Не прямые просьбы. Саркастичен «за глаза», плоские шутки.
4. Ассертивный Стараются отстоять свои права, одновременно признавая, что другая точка зрения тоже имеет право на существование.   Хороший контакт глаз. Спокойный, нейтральный голос. Спокойная, открытая позиция. Язык движений коррелирует с тем, что говорится.   Умеет слушать, стремится понять. Обращается к людям с уважением, предпочитает компромисс. Готов объяснить, чего он хочет.

 

Техники Ассертивности

Когда люди учатся быть ассертивными, они ожидают приобрести ряд преимуществ:

  • легче и более удовлетворительно справляться с конфронтациями;

 

  • чувствовать меньше стресса;

 

  • быть более уверенными в себе;

 

  • быть более тактичными;

 

  • улучшить свой имидж и вызывать больше доверия;

 

  • уметь не соглашаться, сохраняя эффективность и дружескую обстановку;

 

  • не давать другим людям манипулировать собой посредством спекуляций, эмоционального шантажа, лести и т.д.;

 

  • думать лучше о себе и о других людях.

 


Прежде всего, необходимо усвоить два момента:

  • осознать важность принятия полной ответственности за свое поведение;

 

  • контролировать свое поведение.

 

 

Ситуация                 Поведение         Результат

 

Ситуация            Чувства      Поведение         Результат

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.104 с.)