Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подведение под знак дифференциала.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Практика 26. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ. Определение. Если , то называется первообразной от функции . Свойство. Если первообразная, то (для любого ) тоже является первообразной для той же самой функции . Определение. Множество всех первообразных от одной и той же функции называется неопределённым интегралом этой функции. Обозначение: .
Таблица основных интегралов. ()
;
Методы интегрирования. 1. Преобразования подынтегральных выражений. Пример. = = . Пример. = = . Задача 277. Вычислить . Решение. Известно, что . При дифференцровании функций вида происходило умножение на константу, а при интегрировании наоборот, деление. Чтобы понять, почему это так, постараемся сначала сформировать внутри интеграла готовую производную от этой экспоненты, для чего домножим и поделим на 5. = = = . Ответ. . Задача 278. Вычислить . Решение. Замечая, что , преобразуем так: = = = . Ответ. . Задача 279. Вычислить интеграл . Решение. Воспользуемся формулой понижения степени, чтобы перейти от степеней тригонометрических функций к выражениям типа или . = = = . Ответ. . Задача 279-Б. Вычислить . Решение. Применим формулу понижения степени. = = = = .
Задача 280. Вычислить . Решение. Сначала нужно выделить целую часть дроби и отделить правильную дробь. = = = теперь, когда разбили на сумму или разность табличных интегралов, получаем ответ: . Ответ. . Задача 281. Вычислить . Решение. В данном случае неправильная дробь, причём степень в числителе более высокая. Можно применить общий метод выделения целой части, то есть поделить числитель на знаменатель. = = что тоже приводит к . Теперь, когда свели к сумме табличных интегралов, получаем ответ: Ответ. . Задача 282. Вычислить . Решение. D < 0, можно выделить полный квадрат: = = . С помощью замены сводится к интегралу: = , и далее с помощью обратной замены получаем ответ. Ответ. . Задача 283. Вычислить . Решение. В предыдущей задаче было D<0, а в этой D=0. Выделяя полный квадрат, получим = . В этом случае сводится не к арктангенсу, а к степенной функции, = = . Ответ. .
Задача 284. Вычислить . Решение. = = = = .
Для того, чтобы применить формулу, нужно обозначить . Но сначала сделаем так, чтобы и в числителе оказался не просто а : = = . Теперь интеграл имеет вид , и равен . После обратной замены получаем ответ. Ответ. .
Задача 285. Вычислить . Решение. Здесь можно было бы применить формулу для косинуса двойного угла, но это преобразование бы только увеличило степени. Поэтому в данном случае для удобнее применить формулу понижения степени ко второму множителю и не менять первый. = = = = = . Первый интеграл вычисляется уже известным способом, а во втором снова понизим степень. = = . Ответ. .
Замена переменной. Задача 286. Вычислить . Решение. Сделаем замену , тогда , , . = = = . Обратная замена: = = . Более того, область определения исходной функции из-за наличия в ней квадратного корня, точка 0 не входит в область определения, так как корень там и в знаменателе, так что знак модуля в ответе является излишним, ответ можно записать так: .
Если в функции присутствуют корни разного порядка, например и , то замена должна происходить через корень порядка НОК (наименьшее общее кратное). Причина в том, что именно при этом все корни переводятся в целые степени от . Если , тогда: , . Объяснение, почему все корни выразятся через целые степени : = , = .
Задача 287. Вычислить интеграл . Решение. НОК (2,3,5) = 30. Поэтому замена . Тогда . Дополняющий множитель до НОК для числа 5 как раз и есть 6, ведь НОК = 30. Другие корни пересчитываются аналогично: , . Надо ещё пересчитать дифференциал для новой переменной : . Теперь подставим всё это в интеграл. = = = = = , и после обратной замены: Ответ. .
Практика 27. Задача 294. Вычислить интеграл . Решение. = = = = . Ответ. . Задача 295. Вычислить . Решение. = = = = = . Ответ. . Задача 296. Вычислить . Решение. Если сразу подвести под знак дифференциала то, что есть в числителе, то будет , но тогда в знаменателе получится выражение . чтобы не происходило такого усложнения и не появились вложенные квадратные корни, надо подводить не весь числитель, а отделить тот множитель, который нам удобнее, чтобы потом всё выражалось через .
= = = и теперь, после замены , получится . Далее, сделаем преобразование, которое позволит оставить только однотипные корни: = = = = далее уже с помощью обычных действий со степенными функциями: = . После обратной замены получаем ответ, при этом также заодно обратно меняем дробные степени на корни. Ответ. . Задача 297. Вычислить . Решение. = = = = = = = = . Ответ. . Задача 298. Вычислить . Решение. Заметим, что в числителе производная того выражения, которое есть в знаменателе. Тогда = = = = . Здесь фактически мы применили замену для упрощения выражения. Кстати, выделение полного квадрата в знаменателе это здесь был бы тупиковый путь, ведь в числителе не константа а многочлен, то есть не удалось бы свести к виду . Ответ. .
Задача 299. Вычислить . Решение. Здесь, в отличие от прошлой задачи, в числителе уже произвольный многочлен, не соответствующий производной от знаменателя. Тем не менее, можно путём арифметических операций получить там дифференциал знаменателя: Домножим и поделим на 2, чтобы исправился коэффициент при : = Теперь осталось прибавить и отнять 2, и будет получено : = = = . В первом слагаемом делается ровно то же самое, что в прошлой задаче, а во втором - выделить полный квадрат, и в итоге сводится к арктангенсу: = . Ответ. .
Задача 300. Вычислить интеграл . Решение. = = В отличие от прошлой задачи, здесь не надо прибавлять и вычитать, так как полный дифференциал знаменателя это , в знаменателе нет 1-й степени, а его производная поэтому не содержит константу. Далее, = , и в итоге: Ответ. .
Интегрирование по частям. . Задача 301. Вычислить . Решение. Если обозначить , , то при переходе к степенной понизится степень, в данном случае она вообще перейдёт в 1. А вот для второго множителя переходим к первообразной, но там не усложняется, остаётся точно так же как и было, . Поэтому на следующем шаге интеграл содержит вообще не два множителя, а один! Составим таблицу: = , тогда получаем ответ: .
Задача 302. Вычислить . Решение. Пусть , так надо, чтобы понизилась степень на следующем шаге. Составим таблицу: Тогда = = . Ответ. . Задача 303. Вычислить интеграл . Решение. = = . Ответ. .
А есть такие случаи, когда функция состоит не из 2 множителей, а всего из одного, но мы ведь всё равно можем считать, что второй множитель есть, только он равен 1. Задача 304. . Здесь производная от подынтегральной функции устроена лучше и проще, чем сама функция, но правда, пришлось допустить некоторое незначительное усложнение типа функции при переходе от к . = = = .
Задача 305. Вычислить интеграл Решение. Пусть , второго множителя нет, но мы формально можем считать, что он есть, только равен 1. Итак, .
Построим таблицу: Тогда = = = = = . Ответ. .
Задача 306. Вычислить интеграл Решение. Производная арктангенса это рациональная дробь. И это мы используем, обозначая её при интегрировании по частям: Тогда: = . Второе слагаемое далее уже решается подведением под знак dx. = = = = . Знак модуля даже не нужен, т.к. . Ответ. .
Интегралы и называются циклическими, потому что через 2 цикла вычисления «по частям» получается исходный интеграл в правой части выражения, т.е. , откуда можно просто выразить . Задача 307. Вычислим интеграл . На первом шаге, обозначаем , . . = . На 2-м шаге, в том интеграле, который получился, обозначим аналогичным образом: , . Получается = = . Из равенства можно выразить : , . Ответ. = .
Домашние задачи. Практика 28 (530 гр). Задача 312. Вычислить интеграл Решение. В данном случае знаменатель уже разложен в произведение множителей первой степени. Теперь представим дробь в виде суммы: . После приведения к общему знаменателю: = . Тогда . Перегруппируем слагаемые, так, чтобы вынести отдельно вторые степени, первые степени и константы. . Отсюда строим систему уравнений: чтобы её решить, построим расширенную матрицу системы и применим метод Гаусса.
Сначала ко 2-й строке прибавили 1-ю, умноженную на 5, затем от 3-й отняли 1-ю, умноженную на 6. Так мы обнулили всё ниже углового элемента . А теперь к 3-й строке прибавили 2-ю, умноженную на 3: . Уже получилась треугольная основная матрица. Ей соответствует такая система: , т.е. , тогда , а тогда . Теперь интеграл сводится к такому виду: , Ответ. . Задача 313. Вычислить интеграл . Решение. Сначала разложим знаменатель на множители: = . = = . , тогда , отсюда , . = = = . Ответ. . Задача (домашняя). Вычислить интеграл . Кратко: , , , . Ответ. .
Случай 2. Если все корни , но среди них есть кратные. Задача 314. Вычислить интеграл . Решение. Наличие множителя означает, что корень 0 кратности 2. Фактически даже можем рассматривать в таком виде: . Сначала извлечём дробь из интеграла, и ищем разложение в виде: = Приводим к общему знаменателю. = Так как знаменатели равны, то осталось приравнять числители. = , = = Тогда надо приравнять коэффициенты при каждой степени, получится , , . То есть система уравнений на поиск трёх неопределённых коэффициентов: решая эту систему, находим . Тогда исходный интеграл распадается на сумму: = = = . Задача 315. Вычислить интеграл . Решение. Как видим, здесь корень 1 имеет кратность 2. Разложение на простейшие дроби нельзя проводить так, как будто бы здесь три независимых множителя , , , т.е. , иначе получится противоречие, ведь общий знаменатель будет содержать всего лишь 1-ю степень но никак не вторую. Надо степени знаменателя учитывать по возрастающей, до кратности корня, а именно, так: .
Приведём к общему знаменателю: . Числитель этой дроби равен числителю исходной, той, которая была в интеграле: . , система: . Построим расширенную матрицу и решим систему уравнений: . Система приведена к виду: Тогда , , . И теперь интеграл распадается на сумму трёх интегралов: . В 1 и 3 слагаемых - как раньше, а вот во 2-м логарифм в ответе не получится, ведь тут уже 2-я а не 1-я степень в знаменателе. Полезно вспомнить, что . То есть, интеграл от -2 степени будет содержать -1 степень, и меняется знак. Ответ. .
Задача 316. Вычислить интеграл . Решение. = = . Здесь корень 0 имеет кратность 2, остальные корни простые. = . После приведения к общему знаменателю, числитель будет такой: . После приведения подобных: , это надо приравнять к . Получится систему с 4 неизвестными: Поскольку A,B определяются сразу же, , , то матрицу 4 порядка для метода Гаусса строить не надо, а останется только маленькая система на C,D. тогда , . , то есть, как видим, некоторые слагаемые в некоторых примерах могут и пропадать, однако те, где степень самая высокая, равная кратности - не могут, так, здесь не могло бы быть , иначе возникло бы противоречие при приведении к общему знаменателю. = . Ответ.
Случай 3. Если есть комплексные корни (не все корни ). Множители 2 степени типа или с отрицательным дискриминантом + +... Задача 317. Вычислить интеграл . Решение. Ищем разложение в виде: = . Приводим к общему знаменателю. = = = = . Получаем систему: . Из разности 1-го и 2-го уравнения, получаем . В то же время, . Тогда . Тогда . Итак, заменим в интеграле «большую» дробь на сумму маленьких, каждая из которых приводится к табличному интегралу. = = . Итак, мы рассмотрели все типы рациональных дробей. Других случаев нет, т.к. неделимых множителей 3-й степени уже быть не может, для многочлена 3 степени есть хотя бы один действительный корень. Задача 318. Вычислить интеграл . Решение. Запишем разложение на простейшие дроби: . Это равно . Тогда . , итого , , . Тогда . Во втором слагаемом, можно подвести под знак дифференциала: = = . Ответ. . «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ» Практика 29. Поле направлений. Если задано дифференциальное уравне
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.206 с.) |