Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение, предмет и специфические черты философии
Слово «Философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Впервые этот термин использовал древнегреческий математик и философ Пифагор Самосский (около 580-500 гг. до РХ). Он полагал, что истинную мудрость могут знать только Боги, а смертный человек, ограниченный в своих познавательных способностях, может лишь любить эту мудрость и стремиться к ней. Величайший мыслитель античности Платон (427-322гг. до РХ) считал, что истинный философ стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному. Ученик Платона Аристотель (384-322гг.до РХ) философом называл того, кто изучает всякую сущность вещей вообще, «располагает знанием о существующем как таковом», в «состоянии указать…наиболее достоверные начала всего. В своем труде «Метафизика» он писал: «И теперь, и прежде побуждает людей философствовать». Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то очевидно к знанию стали стремиться к пониманию, а не ради какой- либо пользы…когда оказалось в наличии все необходимое, равно, как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумения. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И также как свободным называют того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и это наука единственно свободная ибо она одна существует ради самой себя1. (Аристотель, «Метафизика», т.1 стр. 69). С данным высказыванием философии Аристотеля можно согласиться в том, что философия возникла в результате внутренних, духовных порывов человека познать истину, определить значимость и соответствия мира своим представлениям и переживаниям. Сенека, Луций, Анней, римский философ стоик(около 4-65гг.от РХ) утверждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в мире. Мир полон страданий, человек не в силах изменить положение вещей, поэтому он должен обрести высокое мужество достойно переносить все невзгоды, главная роль здесь принадлежит философии. Августин Аврелий Блаженный(354-430) полагал, что философия есть служанка богословия, истинная философия есть истинная религия, и наоборот, истинная религия есть истинная философия. В первой половине 19 века профессор Московской духовной академии Ф.А.Голубинский писал о философии следующее: «В состав понятия философии входят:
· Ее происхождение · Предмет · Источники · Форма · Разделение · Цель Таким образом, философию можно понимать как особый образ мышления, при котором человек стремиться познать сущностные проблемы мира, а также собственные познавательные возможности.. Также можно рассматривать философию как науку, здесь ей подошло бы следующее определение: философия – это систематизированные знания о мире и человеке, выражаемая в научных терминах и понятиях. Исходя из всего сказанного, можно дать следующее определение философии, которое отвечает требованиям современности- философия- это научное теоретизирование о мире и месте человека в этом мире. Специфика философского значения: Ø Основная специфика философского знания как уже отмечалось, заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием(предмет, методы, логико- понятийный аппарат), но в тоже время не является научным знанием в чистом виде Ø Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний Ø Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание Ø Имеет сложную структуру(включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.). Ø Является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи Функции философии 1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2. Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; 3. Гносеологическая- имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности; 4. Критическая- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции- расширение границ познания, разрушение догм, увеличение достоверности знания
5. Аксиологическая- заключается в оценки вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей- морально- нравственных, социальных, идеологических и т.д. 6. Социальная- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; 7. Воспитательно- гуманитарная- распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. 8. Прогностическая- заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов т.д. Вопросы для закрепления: 1. Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом занятии по философии. На написание работы отводится не более 30 минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс- опроса. 2. Выдающиеся мысли философов о философии 3. Специфика философского значения 4. Функции философии 5. Примеры философских утверждений: С.Караганов, политолог: «Человек несовершенен»(телеканал «Культура», Культурная революция, 12.01.2006 г. Л.Фейербах, философ: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Гесиод, историк: «Ранее всего был Хаос» (Теогония») Альберт Эйнштейн, физик: «Бог не играет в кости» Почему эти утверждения философские? Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами Домашнее задание: 1. Знать конспект, основные понятия темы 2. Доработать эссе « Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю?» Урок № 3-4 Дисциплина Основы философии Тема занятия Тема1.1 Основной вопрос философии Тип урока Изучение нового материала Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие: 1._Образовательная: Знать основной вопрос философии и его содержание, две стороны его медали. Что первично, а, что вторично? Познаваем ли мир? Кто прав в споре материалистов, и идеалистов? 2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.012 с.) |