Происхождение, предмет и специфические черты философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение, предмет и специфические черты философии



Слово «Философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Впервые этот термин использовал древнегреческий математик и философ Пифагор Самосский (около 580-500 гг. до РХ). Он полагал, что истинную мудрость могут знать только Боги, а смертный человек, ограниченный в своих познавательных способностях, может лишь любить эту мудрость и стремиться к ней.

Величайший мыслитель античности Платон (427-322гг. до РХ) считал, что истинный философ стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному.

Ученик Платона Аристотель (384-322гг.до РХ) философом называл того, кто изучает всякую сущность вещей вообще, «располагает знанием о существующем как таковом», в «состоянии указать…наиболее достоверные начала всего. В своем труде «Метафизика» он писал: «И теперь, и прежде побуждает людей философствовать». Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то очевидно к знанию стали стремиться к пониманию, а не ради какой- либо пользы…когда оказалось в наличии все необходимое, равно, как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумения. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И также как свободным называют того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и это наука единственно свободная ибо она одна существует ради самой себя1. (Аристотель, «Метафизика», т.1 стр. 69).

С данным высказыванием философии Аристотеля можно согласиться в том, что философия возникла в результате внутренних, духовных порывов человека познать истину, определить значимость и соответствия мира своим представлениям и переживаниям.

Сенека, Луций, Анней, римский философ стоик(около 4-65гг.от РХ) утверждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в мире. Мир полон страданий, человек не в силах изменить положение вещей, поэтому он должен обрести высокое мужество достойно переносить все невзгоды, главная роль здесь принадлежит философии.

Августин Аврелий Блаженный(354-430) полагал, что философия есть служанка богословия, истинная философия есть истинная религия, и наоборот, истинная религия есть истинная философия.

В первой половине 19 века профессор Московской духовной академии Ф.А.Голубинский писал о философии следующее: «В состав понятия философии входят:

· Ее происхождение

· Предмет

· Источники

· Форма

· Разделение

· Цель

Таким образом, философию можно понимать как особый образ мышления, при котором человек стремиться познать сущностные проблемы мира, а также собственные познавательные возможности..

Также можно рассматривать философию как науку, здесь ей подошло бы следующее определение: философия – это систематизированные знания о мире и человеке, выражаемая в научных терминах и понятиях.

Исходя из всего сказанного, можно дать следующее определение философии, которое отвечает требованиям современности- философия- это научное теоретизирование о мире и месте человека в этом мире.

Специфика философского значения:

Ø Основная специфика философского знания как уже отмечалось, заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием(предмет, методы, логико- понятийный аппарат), но в тоже время не является научным знанием в чистом виде

Ø Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний

Ø Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание

Ø Имеет сложную структуру(включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).

Ø Является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи

Функции философии

1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. Гносеологическая- имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;

4. Критическая- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции- расширение границ познания, разрушение догм, увеличение достоверности знания

5. Аксиологическая- заключается в оценки вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей- морально- нравственных, социальных, идеологических и т.д.

6. Социальная- объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы;

7. Воспитательно- гуманитарная- распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8. Прогностическая- заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов т.д.

Вопросы для закрепления:

1. Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю?

Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом занятии по философии. На написание работы отводится не более 30 минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс- опроса.

2. Выдающиеся мысли философов о философии

3. Специфика философского значения

4. Функции философии

5. Примеры философских утверждений:

С.Караганов, политолог: «Человек несовершенен»(телеканал «Культура», Культурная революция, 12.01.2006 г.

Л.Фейербах, философ: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

Гесиод, историк: «Ранее всего был Хаос» (Теогония»)

Альберт Эйнштейн, физик: «Бог не играет в кости»

Почему эти утверждения философские? Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами

Домашнее задание:

1. Знать конспект, основные понятия темы

2. Доработать эссе « Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю?»

Урок  № 3-4

Дисциплина                             Основы философии

Тема занятия                 Тема1.1 Основной вопрос философии

Тип урока                       Изучение нового материала

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Знать основной вопрос философии и его содержание, две стороны его медали. Что первично, а, что вторично? Познаваем ли мир? Кто прав в споре материалистов, и идеалистов?

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.012 с.)