Вопрос 1. Индивидуальные субъекты административного права. Понятие и основы административно-правового положения граждан Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Индивидуальные субъекты административного права. Понятие и основы административно-правового положения граждан Российской Федерации.



Принципиально важным вопросом в рамках указанной темы является понимание категории «субъект права». Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права.

Субъект административного права - это лицо, которое яв­ляется потенциальным участником административного правоотно­шения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах ад­министративного права, обусловливающим возможность приобре­тать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права - это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделен­ный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.

Как и в любой другой отрасли права, субъект административно­го права - это либо человек (физическое лицо), либо группа лиц (юридическое лицо), наделенные специфическим статусом, превращающим их из индивида или группы индивидов в гражданина (иностранного гражданина, лицо без гражданства) и орган ис­полнительной власти (некоммерческую организацию, предприятие и т.д.).                                                                                           

Индивидуальным субъектом административно-правовых отношений являются физические лица.

В литературе выделяют следующие виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан - общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус - отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус - конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Таким образом, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Особую категорию составляют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с особенностями их правового положения в связи с их служебным положением или выполнением определенных социальных функций. К ним, в частности, относятся послы, дипломаты, депутаты, судьи, представители международных организаций, полномочные представители президента и некоторые другие.

Правовой статус гражданина весьма многогранен. Это и конституционно-правовой, и административно-правовой, и гражданско-правовой, и трудовой, и налоговый, и уголовно-правовой, и экологический, и таможенный и другие статусы.

Административно-правовой статус, в свою очередь, это сово­купность прав и обязанностей физического ли­ца, установленных нормами административного права. Его неотъ­емлемыми элементами также выступает административная право­субъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

Таким образом, необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности.

Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Соответственно, следует различать общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает, прежде всего общим статусом, который во многом равен для всех и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, жителя закрытого административно-территориального образования, сотрудника полиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую. В то же время между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая и видоизменяя его.

Традиционно административную правосубъектность рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Она не может быть отчуждаема и передаваема.

В свою очередь, административная дееспособность - возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев - и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Необходимо также подчеркнуть, что у субъектов административ­ного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают пра­вами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного, права также изменяется в зависимости от его кон­кретного административно-правового статуса. Например, право­способность гражданина меняется с момента получения паспорта, поступления на государственную службу, вступления в брак и т.п.

Административное право предлагает мно­жество различных видов административно-правовых статусов. Многие из них являются многоуровневыми, предпо­лагающими наличие первичных административно-правовых статусов. В частности, не вызывает сомнений, что физическое лицо для целей административного права, в первую очередь, это либо гражда­нин России, либо иностранец, либо лицо без гражданства. Такого рода первичный статус имеет принципиальное значение для боль­шинства административно-правовых отношений, в которые вступа­ет физическое лицо.

Важным является вопрос о классификации субъектов административного права.

В теории субъектами права признаются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.[5]

Наиболее многочисленную группу субъектов административного права образуют граждане.

Одним из важнейших составляющих административно-правового статуса является отношение гражданства.

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день; вступления в силу Закона о гражданстве;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство Российской Федерации;

- в результате восстановления в гражданстве Российской Федера­ции;

- по иным основаниям, предусмотренным законом или международ­ным договором Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.008 с.)