Вопрос 3. Основные категории иностранных граждан по российскому законодательству. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Основные категории иностранных граждан по российскому законодательству. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.



В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользу­ются в Российской Федерации правами и несут обязанности нарав­не с гражданами России, однако федеральным законодательством (а также международными договорами) установлены ограничения таких прав.

Конституция Российской Федерации закрепляет принцип макси­мального уравнивания прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан Российской Федерации (национальный режим).

Иностранными гражданами признаются лица, обладающие граж­данством иностранного государства и не имеющие гражданства Россий­ской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется рядом федеральных законов и подзаконными нормативными правовыми актами. Среди них можно назвать Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,[6] Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»,[7] указ Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»,[8] постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении Перечня территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан»,[9] постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»,[10] постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание»,[11] постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»[12] и другие.

Кроме того, нельзя забывать, что значительную роль в регулировании правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в целом и их административно-правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, участником которых является РФ, различного рода межправительственные соглашения. Говоря о международных договорах, мы можем выделить договоры и соглашения, заключенные РФ, как в рамках Содружества Независимых Государств, так и с другими иностранными государствами и международными организациями.

К лицам без гражданства относятся лица, не при­надлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие до­казательства принадлежности к гражданству другого государства.

Правовой статус лица без гражданства практически тождествен правовому статусу собственно иностранного гражданина, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан.

Следует отметить, что определенная специфика статуса иностран­ных граждан и лиц без гражданства может зависеть и от того, посто­янно или временно они пребывают на территории Российской Федера­ции.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, могут приобрести либо статус временно пребывающего или временно проживающего в Российской Федерации лица.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее на ее территорию на основании ви­зы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временное пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации опре­деляется сроком действия выданной ему визы. Этот срок не может пре­вышать 90 суток, по истечении которых временно пребывающий ино­странный гражданин обязан выехать из России. Срок временного пре­бывания может быть продлен либо сокращен в случае, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок может быть продлен и в случае заключения временно прибывшим в Российскую Федерацию иностранцем трудового или гражданско-правового до­говора на выполнение работ (оказание услуг) на срок действия заклю­ченного договора, но не более чем на один год.

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение может быть выдано иностранному граж­данину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ в соответствии с Пра­вилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разреше­ний на временное проживание в Российской Федерации, утвержденных постановлением от 4 апреля 2003 г. № 193.[13]

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Вместе с тем подобное разрешение может быть выдано иностранному гражданину и без учета установленной квоты.

Постоянно проживающим считается иностранец, имеющий вид на жительство, который выдается на пять лет. По окончании данного срока по заявлению ино­странного гражданина он может быть продлен на пять лет. Причем ко­личество продлений срока действия вида на жительство не ограни­чено.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражда­нина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного граж­данина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность ино­странного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, признаются документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным до­говором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным за­коном или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих лич­ность лица без гражданства.

Особого внимания заслуживает вопрос режима передвижения ино­странных граждан и лиц без гражданства в пределах Российской Феде­рации. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения по Российской Федерации на основании документов, определяющих их статус и основания пребывания в России, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответ­ствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Особым статусом обладают иностранные граждане - сотрудники Дипломатических представительств и работники консульских учрежде­ний иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники меж­дународных организаций, а также аккредитованные в Российской Федерации иностранные журналисты, - такие лица пользуются пра­вом на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, пре­доставляемым на основе принципа взаимности.

Иностранные граждане пользуются на территории Российской Фе­дерации правом свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свобод­ное использование своих способностей и имущества для предпринима­тельской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательст­вом. Однако данные права иностранных граждан могут быть реализова­ны только при условии соблюдения специальных требований, установ­ленных законодательством РФ.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Работодателем иностранного гражданина может выступать физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее их труд на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя иностранного гражданина может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

К числу статусных ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства относится ряд запретов. Иностранные граждане и ли­ца без гражданства не имеют права находиться на государственной службе; не могут замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями; не имеют пра­ва быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также лета­тельного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть приня­тым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связа­на с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ); не могут заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым иностранных граждан ограничен федеральным законодатель­ством.

По общему правилу, иностранные граждане не могут быть призва­ны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но они могут поступить на военную службу по контракту на должности, подле­жащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами; могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие вой­ска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского пер­сонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативны­ми правовыми актами Российской Федерации.

Иностранные граждане не могут выступать в качестве руководителей и членов органов управления, созданных на территории России авиационных организаций с участием иностранного капитала, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники.

Иностранный гражданин не может выступать в качестве руководителя созданного на территории России авиационного предприятия с участием иностранного капитала, осуществляющего за плату воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Кроме того, иностранные граждане в руководящем органе такого предприятия (например, совет директоров, правление) не могут превышать одну треть от всего состава данного органа.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов этого субъекта РФ.

Иностранный гражданин, а также лицо без гражданства не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах ее субъектов. Вместе с тем постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от оснований и сроков своего пребывания на российской территории. Из данного положения следует правило об общей с российскими гражданами ответственности за совершение правонарушений, в частности административных.

Только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут применяться меры административного воздействия, не допустимые по отношению к российским гражданам, например, депортация.

Помимо этого, иностранные граждане не могут быть адвокатами и нотариусами; не вправе осуществлять правосудие, в том числе и в качестве присяжных заседателей; не вправе заниматься частной детективной и охранной деятельностью; не могут быть членами политических общественных объединений.

Таким образом, согласно законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Вопросы для самоконтроля по теме № 4:

1. Что такое общий и специальный статус индивидуального субъекта?

2. В чем состоит отличие административной правоспособности от административной дееспособности?

3. От каких факторов зависит объем и содержание административной правосубъектности?

4. Возможно ли ограничение или лишение административной дееспособности?

5. В чем состоит различие между статутными и адекватными правами граждан?

6. С какого момента возникновения административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.013 с.)