Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Точки и линии на земной поверхностиСтр 1 из 33Следующая ⇒
Часть I Курс лекций
Керчь Г. Автор: Захаров И.Ф. старший преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ
Рецензенты: Член Ассоциации капитанов портом Крыма Инженер КДП Л.В. Медведев
Старший преподаватель кафедры «Судовождение» Инженер КДП В. И. Жуплий
Курс лекций рассмотрен и одобрен На заседании кафедры «Судовождение» КГМТУ протокол № 7 от 21.03. 2007 года
Курс лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии МФ КГМТУ протокол № 2 от 04.06 2007 г.
Курс лекций утвержден на заседании Методического совета КГМТУ протокол № 4 от 21.06 007 года
Ó Керченский государственный морской технологический университет
Содержание
Введение
Навигация, основанная на математической базе, является точной наукой. Практическая обстановка, в которой находится судно, не всегда дает возможность применить точные методы обсерваций. Это связано с тем, что судно плавает в двух средах – воздушной и водной. Их воздействие вносит существенные поправки в судовождение. Навигация основана на двух началах: теоретические положения, обеспечивающие точность контроля места судна и окружающая обстановка на море, требующая от судоводителя большого опыта в учете обстоятельств плавания. По мере развития средств судовождения изменяются и совершенствуются методы обеспечения безопасности мореплавания. В настоящее время дисциплина «Навигация и Лоция» вышла на международные стандарты точности судовождения. Имеется много разработок Международной Морской организацией (ММО) по достаточности обеспечения судов техническими средствами судовождения, их техническим возможностям, и критериям организации штурманской службы на судах (планирование перехода, точность счисления, организации вахты на мостике и др.). Задача пособия состоит в том, чтобы дать студентам – будущим судоводителям первоначальные знания основ навигации и лоции, приобщить их к морской терминологии, в навигации и лоции, а также нацелить их на более глубокое изучение дисциплины «Навигация» на старший курсах.
Предметом навигации и лоции является изучение следующих вопросов: 1. Форма и размеры Земли, 2. Определения направлений и расстояний в море, используя современные навигационные приборы и устройства, 3. Методы счисления пути судна, 4. Регламент плавания судна в особых обстоятельствах (в узостях, при ограниченной видимости, при спасательной операции), 5. Коррекция счисления навигационными обсервациями, 6. Оценка точности счисления и обсерваций, 7. Морская терминология, 8. Учет приливных явлений, 9. Классификация карт и различные законы построение рамки морской навигационной карты, 10. Электронные карты и перспективы их использования 11. Поддержание судовой коллекции карт и книг на уровне современности, 12. Система ограждения плавучими знаками навигационных опасностей, 13. Планирование перехода судна, Вопросы навигационных обсерваций, их точности, использования радионавигационных систем, особенности плавания в сложных условиях в настоящем пособии опущены, так как они изучаются на старших курсах и будут освещены в Части II дисциплины «Навигация и лоция».
Раздел I
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАВИГАЦИИ Глава 1 Система географических координат Форма и размеры Земли. Физическая поверхность Земли образуется поверхностью океанов, рельефом материков и островов. Когда говорят о фигуре Земли, то понимают воображаемое земное тело, которое можно представить поверхностью уровня мирового океана. Эта поверхность в любой точке Земли перпендикулярна вектору силы тяжести. Так как плотность масс Земли в ее толще распределяется чрезвычайно неравномерно, то и воображаемая поверхность Земли образует сложное трехмерное тело. Тщательные измерения показали, что такая фигура имеет неправильную форму и не может быть описана общим математическим уравнением. Эта фигура называется геоидом, что в переводе с греческого означает землеподобный. Геометрия геоида очень сложна, поэтому для решения задач навигации на море, используют приближение геоида к правильной математической форме, называемой эллипсоидом вращения. Вращая эллипсоид вокруг малой оси, получают поверхность близкую к поверхности фигуры Земли. Его еще называют земным сфероидом (фигура равновесия вращающейся жидкой массы). Поэтому понятие «Земной сфероид» аналогичен понятию «Земной эллипсоид». Эллипсоид вращения соответствует следующим условиям приближения:
- объем эллипсоида равен объему геоида, - большая полуось эллипсоида совпадает с плоскостью экватора геоида, - малая полуось направлена по оси вращения Земли. Для геодезических и картографических расчетов эллипсоид должен иметь определенную ориентацию и размеры. Это референц-эллипсоид. В конкретных государствах к нему относят все измерения на Земной поверхности. Отсюда вытекает, что координаты одинаковых точек могут не совпадать на картах, изданных в различных странах, так как там все измерения проводят относительно другого референц-эллипсоида. Для решения задач по определению места судна с помощью глобальных РНС применяют специальные референц-эллипсоиды (р/эллипсоид), имеющие международный статус. Для этой цели применяли р/эллипсоид WGS-72. В настоящее время применяют уточненный р/эллипсоид WGS-84 (World Geodetic System – 1984 year.). В России и в Украине используют референц-эллипсоид Красовского, параметры которого: большая полуось а = 6378 245 метров, малая полуось b = 6356 863 метра Эксцентриситет е = Сжатие a = В навигационных задачах, не требующих высокой точности, Землю принимают за шар, объем которого равен объему эллипсоида, исходя из соотношения: (1.1) Радиус модели Земли, как шара равен R = 637 110 метров. Радиус шара, одна минута дуги большого круга которого равна одной морской миле, будет RМ =6366 707м Если в качестве приближенной к поверхности геоида применяется сфера, то в этом случае нормаль к поверхности совпадает с направлением на центр сферы. Другие референц-эллипсоиды (табл. № 1.1): Табл. № 1.1
По последним данным спутниковой геодезии, Земля имеет форму апиоида, т. е. тела грушевидной формы (Земля удлинена к северному полюсу и сплющена у южного полюса). Как не парадоксально, такую форму Земли предполагал Христофор Колумб. Ведутся работы по применению в навигации и более точной модели геоида, которая является трехосным эллипсоидом.
Ортодромия локсодромия Используя навигационные морские карты, судоводители прокладывают на них путь в виде прямой линии. Из условия построения карты, такой прямой путь на карте не будет кратчайшим на местности. Путь (прямая), проложенный на карте в Меркаторской проекции называется локсодромией (кривой бег). Кратчайший же путь между двумя точками на земной поверхности эллипсоида является сложной кривой, называемой геодезической линией. На поверхности сферы (шара) кратчайшее расстояние между двумя точками измеряется по дуге большого круга, т.е. круга, образованного пересечением плоскости, проходящей через центр сферы и заданные точки, со сферической поверхностью. Такая дуга в навигации называется ортодромией (Рис.1.6). Уравнение ортодромии, проходящей через заданные точки, имеет вид:
CtgA1 = tgj2 Cosj1CosecDl - Sinj1 CtgDl (11), где: А1 – направление ортодромии в точке В1, Dl - разность долгот точек В2 и В1. При анализе уравнения ортодромии можно сделать следующие выводы: 1. при расположении точек В1 и В2 на одном меридиане ортодромия совпадает с меридианом этих точек. 2. ортодромия пересекает меридианы под разными углами (А0, А1, А2), 3. при расположении точек по экватору ортодромия совпадает с экватором.
Р азность углов, под которыми ортодромия пересекает меридианы двух точек, называется сближением (схождением) меридианов. γ = А2 – А1. Угол схождения меридианов рассчитывается по приближенной формуле:
γ = 2arc tg [tg() Sin jср] (1.14) Основные свойства локсодромии:
ному на косинус широты этой параллели. Возьмем на локсодромии две точки М1(j1, l1) и М2(j2, l2) (Рис. 1.8a), находящиеся на малом расстоянии одна от другой (dS). Из элементарного треугольника М1 М2 С (Рис.18.b) имеем: tgK = , откуда d l = tgK , проинтегрировав это последнее выражение, получим: , после решения интегралов,
получим уравнение локсодромии: l2 - l1 = tg K [ln tg(p/4+j2/2) – ln tg (p/4 + j1/2)] (1.15) Возвращаясь к форме Земли как сфероиду, локсодромия примет вид: l2 - l1 = tg K ln tg ( локсодромия на навигационной карте: y – y0 = (x – x0) tgK, (l - l0)¢ = (D – D0)¢ tg K, РД = РМЧ tg K (1.16)
D
Рис.1.9
l0 l
Меридиональные части Для упрощения решения задачи примем форму Земли в виде шара. Рассмотрим элементарный треугольник на поверхности шара D LMN и его проекцию на плоскость D lmn (Рис.1.10 и 1.11). При проектировании треугольника с поверхности шара на плоскость, меридианы изобразятся параллельными прямыми, перпендикулярными линии экватора, а параллели прямыми, параллельными экватору. По малости треугольника D LMN можно рассматривать его как плоский и прямоугольный. Тогда катет È MN = а Dj, а катет È LM = r Dl = а Dl Cosj. В треугольнике D LMN отношение катетов будет:
В элементарном треугольнике lmn катеты будут по меридиану dx, а по параллели - dy, но dy = adl. Переходя к конечным приращениям, имеем dx =DD, dy=aDl.
Тогда в треугольнике D lmn на плоскости, отношение катетов запишется:
Исходя из подобия треугольников и равенства углов, можно записать: , откуда , переходя из конечных приращений к дифференциалам, получим: . (1.17) Проинтегрировав выражение (1.17) в пределах от 0 до j, получим: (1.18) Величина D называется меридиональной частью и представляет собой расстояние по меридиану от экватора до заданной параллели в минутах дуги экватора. Выражая меридиональную часть через длину дуги экватора, примем: а = 3437,747 экв. миль. Далее для перехода от натуральных логарифмов к десятичным, введем модуль логарифмов: mod = 0,434294. Тогда: D = . D = 7915,705 lgtg(45 + ) (1.19) С учетом сжатия Земли выражение перепишется в следующем виде: D¢ = 7915,70447 lg tg (45 + (1.20) По этой формуле составлены таблицы «Меридиональные части» в МТ любого года издания. Пример 1: Во сколько раз меркаторская миля в широте j1 = 71 °30 больше меркаторской мили в широте j2 = 26 °30 ¢? Решение. Из мореходных таблиц выбираем значения меридиональных частей для приведенных в задаче широт j1 = 71°30 МЧ = 6217,2 j = 71°31 МЧ = 6220,4 j2 = 26°30¢ МЧ = 1639,7 j = 26°31 МЧ = 1640,8 Для j1 при РШ = 1¢ РМЧ1 = 3,2 Для j2 при РШ = 1¢ РМЧ2 = 1,1. Вычисляем отношение полученных РМЧ и тем самым находим ответ на поставленный вопрос задачи: раза. Пример 2: Рассчитать длину одной минуты меридиана в широте Одессы j = 46 °35 ¢ N. Решение. Для расчета применим формулу: S = 1852,25 – 9,31 Cos2j. Подставив значение широты 46°35¢, получим длину одной минуты меридиана в метрах: S = 1852,2 – 9,31 Cos 93°10¢ = 1852,2 – 9,31 * 0,0552 = 1851,7 м.
Контрольные вопросы
Глава 3 Видимый горизонт И горизонта. Введем понятие оптической дальности. Эта дальность зависит от способности человеческого глаза различать предметы по яркости на некотором фоне. Оптическая дальность видимости подразделяется на ночную и дневную. Дневная оптическая дальность видимости зависит от контраста между наблюдаемым объектом и фоном местности. Это наибольшее расстояние, на котором видимый контраст становится равным пороговой контрастности. Ночная оптическая дальность видимости зависит от силы света огня и определяется наибольшим расстоянием, на котором освещенность на зрачке глаза наблюдателя, создаваемая огнем, равна пороговой освещенности.
Другими словами максимальная видимость огня определяется силой света и текущей метеорологической видимостью. При установке светооптической аппаратуры на маяк или навигационный знак обеспечивается равенство оптической и географической дальности видимости маяков для ясной погоды. Если же при испытании по определению дальности видимости огня она не равна географической, в этом случае в пособиях ина карте указывается наименьшая дальность видимости из двух (географическая или оптическая). Часть светового потока поглощается частицами, содержащимися в воздухе, поэтому происходит ослабление силы света. Такое состояние атмосферы характеризуется коэффициентом прозрачности атмосферы. Он всегда меньше единицы. Географическая дальность видимости будет теоретическим максимумом, который в реальных условиях не достижим. Таким образом, вводится понятие метеорологической дальности видимости.
Глава 4 Счет направлений в море
Глава 5 Скорость судна и пройденное расстояние Глава 6 Счисление пути судна
В ГРУЗУ |
В БАЛЛАСТЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время циркуляции (сек) |
Влево |
Вправо |
Влево |
Вправо | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 ° | 30 ° | DК ° | 15 ° | 30 ° | 15 ° | 30 ° | DК ° | 15 ° | 30 ° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 сек | 15 сек | 10 | 25 сек | 15 сек | 25 сек | 15 сек | 10 | 25 сек | 15 сек | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 20 | 20 | 30 | 20 | 30 | 20 | 20 | 30 | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | 25 | 30 | 35 | 25 | 35 | 25 | 30 | 35 | 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | 30 | 40 | 40 | 30 | 45 | 30 | 40 | 45 | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | 35 | 50 | 45 | 30 | 55 | 35 | 50 | 55 | 35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | 40 | 60 | 50 | 40 | 60 | 40 | 60 | 60 | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 45 | 70 | 60 | 45 | 70 | 45 | 70 | 70 | 45 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | 50 | 80 | 65 | 50 | 80 | 50 | 80 | 80 | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 | 55 | 90 | 70 | 55 | 90 | 55 | 90 | 85 | 55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 | 70 | 120 | 90 | 70 | 120 | 75 | 120 | 110 | 75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
115 | 85 | 150 | 110 | 85 | 145 | 95 | 150 | 140 | 90 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
130 | 100 | 180 | 130 | 100 | 175 | 110 | 180 | 165 | 110 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
190 | 145 | 270 | 190 | 145 | 260 | 160 | 270 | 245 | 160 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
245 | 190 | 360 | 250 | 190 | 340 | 210 | 360 | 325 | 215 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2,2 | 1,6 | DЦ кб | 2,2 | 1,6 | 3,0 | 2,0 | DЦ | 2,9 | 2,0 |
Рис. 1.34
Существует несколько методов учета циркуляции:
а) Точка поворота не известна, но на карте проложен новый курс. Продлеваем линию нового курса до пересечения с предыдущим. Получим точку М, место их пересечения. Разделим внутренний угол пополам, проведя биссектрису этого угла. На биссектрисе находим раствором циркуля такую точку О, в которой окружность, проведенная радиусом Rц, касается обеих линий проложенных курсов (А и В) (Рис.1.33). Точки касания и будут началом и концом поворота на циркуляции.
б) точка поворота известна. Из точки начала поворота (В) проводим перпендикуляр в сторону поворота судна и на нем откладываем величину радиуса циркуляции (Рис.1.35). Получим точку О – центр окружности, по которой судно будет перемещаться при повороте на новый курс Теперь нужно описать из точки О окружность, а к ней провести касательную, параллельную новому курсу. Это и будет линия нового курса.
|
В М
О А
Рис. 1.35
в) Диаметр циркуляции неизвестен или поворот судна выполняется при нестандартном положении руля.
При таком способе учета циркуляции схему движения судна можно восстановить только после окончания поворота. Для этого в начале поворота снимаем отсчет лага ОЛ1, а в конце поворота - ОЛ2. Рассчитав по отсчетам лага пройденное расстояние S a, вычисляем радиус циркуляции. ОЛ2 – ОЛ1 = РОЛ Rц =
Далее из начальной точки поворота проводим перпендикуляр к ИК1 (Рис.1.35) и на нем откладываем величину рассчитанного радиуса циркуляции Rц. Находим точку О, из которой описываем окружность радиуса Rц. Транспортиром и параллельной линейкой проводим линию ИК2 в касание к проведенной окружности. Точка касания и будет точкой окончания поворота на новый курс ИК2. Можно также рассчитать направление, перпендикулярное ИК2 и, проведя его из точки О, отложить радиус циркуляции Rц, получим точку окончания поворота А.
г) Способ Домогарова.
Судно, следующее ИК1 (Рис.1.33), в точке В вышло на циркуляцию и, описав ее, легло на ИК2 в точке А. С незначительной для практики погрешностью, дугу циркуляции можно считать дугой окружности, проведенной из центра О. Угол между ИК1 и ИК2 называется углом поворота a = Ð DM1 K2,
угол ÐМ1ВА = ÐМ1АВ = a/2 называется курсовым углом промежуточного курса. Хорда, стягивающая дугу циркуляции ВА = d, называется длиной промежуточного курса,
отрезок ВМ1 –это расстояние до нового курса по линии старого. Для учета циркуляции нужно найти положение точки конца поворота А, относительно точки В и точку пересечения линий курсов ИК1 и ИК2.
Когда положение точки начала поворота не известно, для графического решения задачи рассчитывают величины:
- a = ИК2 – ИК1 при повороте вправо и a = ИК1 – ИК2 при повороте влево. Если ИК1< ИК2, то к ИК1 прибавляют 360°.
- Расстояние до нового курса d1 = BM1 = Rц tg a/2.
Теперь от точки пересечения линий курсов М1 откладываем вычисленное расстояние d1 по линиям курсов ИК1 и ИК2. Получим точки В и А начала и конца поворота на новый курс. Время поворота рассчитываем по формуле: Т =
Вторая задача сводится к нахождению точки конца поворота (А) при известной начальной точке (В). Для графического решения этой задачи рассчитываем ИКср и d.
O RЦ K2
a
L С
n
K1
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.191 (0.187 с.)