Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Точность графического счисления
Возможные погрешности в значениях элементов счисления (поправок компаса и лага), а также погрешности графического построения на навигационной карте, постепенно накапливаются и приводят к тому, что действительное место судна на местности не совпадает с нанесенным на карту. Погрешности можно разбить на две группы: 1. погрешности при определении направления пути судна, 2. погрешности, допущенные при расчете пройденного расстояния. Погрешности первой группы вызовут смещение (b), а второй группы - смещение (а) (Рис.1.37). Зная величины b и а, можно вычислить значение Мсч (вектор OF). Вектор OF характеризует радиальную среднеквадратическую погрешность счисления (СКП). Из фигуры CDFЕ имеем: b = = 0,0174 mKS (1.52) С D
- b a А + O
E K F
mK – среднеквадратическая погрешность курса судна. Погрешность выбирается из таблицы 3 НШСР-86, при отсутствии воздействия на судно ветра и течения величина погрешности находится в пределах 0,4 – 1,5°. Величина а зависит от погрешности в поправке лага (DЛ%) и плавания (S) и определяется формулой: а = = 0,01 mDЛ%* S (1.53) Тогда радиальная СКП (МСЧ) определится величиной гипотенузы треугольника OFK: МСЧ = (1.54) Из многолетних наблюдений радиальная погрешность счисление МСЧ в зависимости от условий плавания будет: МСЧ = 0,02S – при отсутствии ветра и течения, МСЧ = 0,03 S – при воздействии на судно только ветра, МСЧ = 0,07 S – при воздействии на судно ветра и течения.
Детальная проработка точности счисления изучается на 5 курсе.
Пример 1. Судно следовало ИК = 350 ° при ОЛ1 = 74,2, изменило курс вправо и легло на ИК = 90 °. DT = 1,0 миля, DЛ% = +4%. Определить d =?, ОЛ2 =?, ИКСР =? Решение: SЦ = ; РОЛ = 0,87 *1,04 = 0,91; a = 90 – 350 = 450 – 350 = 100°, d = 1,0 * Sin 50° = 1,0*0,766 = 0,8 мили, ИКСР = 350 + 50 = 400° = 40° ОЛ2 = 74,2 + 0,9 = 75,1
Пример 2. При повороте вправо с ГКК = 38,0 ° на ГКК = 152,0 °, заметили отсчеты лага в начале и в конце поворота ОЛ1 = 48,3; ОЛ2 = 49,7 DЛ% = + 5%. Определить тактический диаметр циркуляции. Решение. S = РОЛ * КЛ = 1,4*1,05 = 1,47. a = 152,0 – 38,0 = 114,0° DЦ = 2 = = 1,5 мили. Пример 3. На судне, следуя на мерной линии, выйдя на створ перпендикулярный курсу, измерили секстаном горизонтальный угол между створом и ориентиром g1 = 68 °08 ¢. Сразу же положили руль 20 ° вправо с целью выйти на обратный курс. Находясь на створе и обратном курсе, снова измерили горизонтальный угол между створом и ориентиром g2 = 58 °58 ¢. Расстояние от ориентира до створной лини d = 3,0 мили. Рассчитать тактический диаметр циркуляции. Dц = d (Ctg g2 – Ctg g1) Решение. D1 = 3,0 Ctg 68,133 = 1,20 мили D2 = 3,0 Ctg 58,967 = 1,80 мили. Тактический диаметр циркуляции DT = 1,8 – 1,2 = 0,6 мили.
Контрольные вопросы
Аналитическое счисление Аналитический способ счисления (его еще называют письменным счислением) применяется в тех случаях, когда графическое счисление невозможно или когда оно сопровождается значительными графическими погрешностями. Формулы аналитического счисления являются основой алгоритмов автоматизированного счисления. Аналитическим счислением называется вычисление приращений к исходным координатам, обусловленным движением судна, с помощью которых определяются счислимые координаты на заданный момент времени. Аналитическое счисление применяется при плавании вдали от берегов, использовании мелкомасштабных навигационных карт, расчетах счислимых широты и долготы при решении астрономических задач и, наконец, формулы аналитического счисления заложены во все автоматические счислители координат и путепрокладчики.
PN a1 dw b1 РД B b) а) dj a1 b1 К ds К S A dS A
Обратимся к элементарному треугольнику А а1 b1 (Рис.1.38b), считая Землю за сферу. Здесь: А а1 = dj, b1 a1 = dl Cosj = dw A b1 = dS Если принять этот треугольник за плоский,то можно записать дифференциальные уравнения: dj = dS CosK и dl Cosj = dSSinK В результате интегрирования при K = Const получим: j2 - j1 = S CosK или РШ = S CosK (1.55) Для интегрирования dlCosj значение Cosj относят к параллели промежуточной широты, и выносят за знак интеграла: Cosjn (l2 - l1)Cosjn = S SinK или ОТШ = S SinK (1.56) Геометрический смысл состоит в том, что ОТШ представляет собой длину отрезка параллели некоторой промежуточной широты jn, заключенной между меридианами (l1 l2), а единица измерения морская миля, но не экваториальная минута. Для вычисления РД воспользуемся соотношением, выражающим длину дуги экватора и параллели. . Умножим числитель и знаменатель этого выражения на dj.
Теперь, исходя из свойства навигационной карты, можно записать: , откуда РД = РМЧ tgK, (1.57) в тоже время
После искусственных преобразований получим: или Для практических задач при небольшом (коротком) пройденном пути можно принять, что Cosj изменяется линейно и (в высоких широтах при Dl ³ 10,0° погрешность вычисления долготы будет ощутимой до 2% от Dl) промежуточная широта приравнивается к средней ,
отсюда окончательно получаем выражение для расчетов разности долгот: (1.58) Замена jn на jm дает погрешность в расчетах РД (D) исходя из формулы: D=ОТШtgjmSecjnSin(jn-jm). По приведенным формулам для нахождения РШ, ОТШ и РД составлены таблицы № 24, 25 в Мореходных таблицах МТ=75. Таблица 25б используется при решении задачи с учетом сфероидичности Земли. В рассчитанные РШ и РД вводят поправки f и g. Непосредственно по формулам аналитического счисления находят поправки к начальным счислимым координатам jК = jН + Dj и lК = lН + Dl. Вычисление поправок трудоемко, и для расчетов используют ЭВМ. Аналитический способ расчетов координат намного точнее графического, так как позволяет применять точные формулы сферической тригонометрии и учитывать сфероидичность Земли. Этот способ используется при определении места судна по гиперболическим РНС и спутниковым СРНС. Аналитическое счисление принято подразделять на три вида: простое, составное и сложное.
Простое аналитическое счисление Выполняется, когда судно следует одним курсом и нужно найти координаты конечной точки или по координатам начальной и конечной точек рассчитать Курс (К) и плавание на этом курсе (S). По начальным координатам (j1 l1), курсу (К) и плаванию (S) находят РШ, ОТШ и затем РД и получают значения координат конечной точки j2 = j1 +РШ l2 = l1 + РД. Решение задачи по вычислению курса (К) и плавания (пройденного расстояния) (S) по известным координатам точек отшествия и пришествия можно выполнить по формулам: tgK = S = РШ CosecK
Составное аналитическое счисление. При составном счислении (Рис.1.39) вычислят координаты точки пришествия, если судно плавало несколькими курсами. Для нахождения координат точки пришествия (Е) рассчитывают РШ и ОТШ для каждого курса, а затем вычисляют (РШ и ОТШ в этом случае называются генеральными ГенРШ и ГенОТШ): ГенРШ = åРШN(S) + åРШS(N) ГенОТШ = åОТШE(W) + åОТШW(E). Nи С
В ОТШ РШ
ОТШ РШ D
РШ
А
Рис.1.39 Е
Имея суммы РШ и ОТШ, находим широту точки пришествия (j2) среднюю широту (jМ): j2 = j1 + ГенРШ, jМ = .или + После чего вычисляем долготу точки пришествия: РД = , l2 = l1 + РД При обратной задаче, известны: - разность широт РШ - отшествие ОТШ Вычисляют генеральный курс (K) (между точками АЕ) и плавание (S) отрезок АЕ. tgKГ = , tgKГ = , S = ГенРШ CosecKГ В составном счислении можно учитывать течение и циркуляцию. При учете течения принимают курс как направление действия течения (КТ), а плавание - как произведение времени на скорость течения. Время воздействия течения на судно рассчитывается, исходя из конкретных условий плавания. (SТ = DТ*VТ). При аналитическом счислении циркуляция учитывается по ИКср и плаванию по нему d. Сложное счисление. В этом методе аналитического счисления, кроме расчетов РШ и ОТШ на каждом курсе, вычисляются и координаты конечных точек. Когда аналитическое счисление производится на вычислительных устройствах, сопряженных с указателями курса и скорости, счислимые координаты рассчитываются непрерывно. В вычислители вводятся математические выражения, позволяющие учитывать сфероидичность Земли. ji+1 = jI + ; li+1 = lI + Здесь М и N – главные радиусы кривизны меридианного эллипса, а VN и VE – составляющие скоростей по меридиану и параллели соответственно.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.07 с.) |