Государственное устройство и этнический состав Кавказской Албании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное устройство и этнический состав Кавказской Албании



Территория и границы Кавказской Албании – один из трудных и спорных вопросов но, несмотря на это, историками-албанистами этот вопрос был достаточно подробно разработан и изучен.

Письменные источники сохранили различные сведения об исторически сложившейся территории и политических границах Албании.

Для того чтобы правильно сориентироваться в данном вопросе историками обычно приводятся высказывания древних авторов.

Страбон, определяя местоположение Албании и расселение албанских племен, сообщает: «Живут они между иберами и Каспийским морем, на востоке примыкая к морю, а на западе граничат с иберами, из остальных сторон северная ограждается Кавказскими горами, они высятся над равнинами и ближайшие к морю называются Керавнскими»; «С юга эти области ограничиваются полосою земли от устья Кира до Колхиды». Приведенные слова не оставляют сомнения в том, что Страбон на рубеже I века северной границей Албании считал Кавказский хребет, а южной границей – реку Куру, названную им «Кир».

Во второй из 27 книг по «Естественной истории», написанных Гаем Плинием Секундом, жившим в I в по Р. Х. (23-79 годы), ясно очерчена также граница между Албанией и Иберией: «Всю равнину [начиная] от реки Кира, заселяют племена албанов, а затем иберов, которые отделены от первых рекой Оказаном (Алазанью), текущей с Кавказских гор в реку Кир».

Знаменитый географ древности Птолемей (70-147 годы) также локализует территорию Албании между Иберией и Каспийским морем: «Албания ограничивается с севера описанной частью Сарматии, с запада – Иберией по указанной линии, с юга – частью Великой Армении, идущей от границы с Иберией до Гирканского моря (Каспия –.) к устью реки Кира».

Однако при перечислении городов Албании Птолемей, в отличие от Плиния, границу между Албанией и Иберией несколько отодвигает на запад.

Так, перечисляя города и деревни он пишет: «Города и деревни Албании следующие. Между Иберией и рекой, вытекающей с Кавказа и впадающей в Кир, которая течет по всей Иберии и Албании, отделяя от них Армению: Тагода, Бакрия, Сануя, Дегляна, Нига». Последние два названия комментатором В. В. Латышевым определяются как современные селения Дахна и Нуха в Шекинском районе Азербайджана. А вот три первые, расположенные западнее, локализуются в пределах Грузии. Тагода «по своему положению отождествляется с позднейшим Тионией», Бакрия или «по другому чтению Бахтия локализуется к северо-востоку от Тбилиси», а Сануя «между Алазанью и границей Грузии, где-либо близ позднейшего Сигнаха».

Из армянских источников, таких, как Фавст Византийский (IV-V века), Елише (V-VI века), Моисей Хоренский (V-VI века), Анания Ширакаци (VII век), а также албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век) становится ясно, что территория Кавказской Албании на севере простиралась до северных предгорий Большого Кавказа и что она была смежна с Сарматией.

Анания Ширакаци: «Албания, то есть Агвани, находится на востоке Иберии, смежна с Сарматией у Кавказа…».

Моисей Каланкатуйский: «Здесь начинается княжество Агванское. О незапамятном поселении людей, живущих вокруг великих гор Кавказских…».

У Анания Ширакаци: «Албания, то есть Агванк, находится на востоке Иберии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается до Каспийского моря…». До прихода арабов в Закавказье, которым ознаменовано упразднение Албанской государственности, вышеуказанная территория входила в состав Кавказской Албании.

Изучение античных и средневековых источников, привлечение договоров, заключенных между двумя империями – Римско-Византийской и Персией, а также изучение нумизматического материала, сравнение реалий Албании и Армении приводят ученых к следующим выводам относительно исторической географии Албании. «Стратегическое положение, занимаемое Албанией (наличие Кавказских проходов), географическое положение Албании, Грузии, Армении, сложившиеся внешние и внутриполитические ситуации в каждой из них способствовали стабильной безопасности албанских границ. Территория Албании с III веке до Р. Х. по VIII век по Р. Х., т. е. в течение 1000 лет (за небольшим исключением) оставалась приблизительно в одних и тех же пределах» с III века окончательно вошла в состав Албании. Для нынешней исторической географии нет сомнения в том, что Кавказская Албания в период средневековья охватывала почти всю территорию современной Азербайджанской Республики, Дагестан и Алазанскую долину Восточной Грузии.

Важными центрами Албании являлись города некоторые из нихрасполагались на территории Дагестана. Обращает внимание, что ряд городов на карте Птолемея приурочены к определенным районам, рубежами которых являются естественные географические границы – реки. Это дало возможность исследователям предполагать, что данные города выступали административными центрами разграниченных областей. Эти области, некоторые из которых именуются «странами » (ашхарх), имели определенные границы, в том числе с собственно Албанией, были в значительной степени автономны, а иногда выходили из состава Албанского государства, и их правители проводили порой противоположную центральной власти политику.

Эти исторические данные позволяют говорить как о конфедеративном характере государственно-политического и административно-территориального устройства Кавказской Албании.

Согласно данным источников территория Албании по географическому и этническому признакам делилась на области – гавары и провинции – наханги. Несколько гаваров могли составлять наханг.

На территории Албании к северу от р. Куры располагались гавары Кабала, Эджери, Камбечан и др. Последние четыре, очевидно, составляли «ашхарх Лпинк» – «страну лпинов». Другой важной политической и военно-стартегической областью являлся Чор (Дербент).Во главе областей стояли – нахарары, назначаемые царем и получившие право передавать свою должность от отца к сыну.

Таким образом, административные правители областей становились удельными князьям – ишханами, аих владения (ишханутюн) превращались в наследственные домены – дастакерты.

Низшей административно-территориальной единицей было село. Во главе местного управления и власти в них стояли сельские старшины – аваги шен, которые, можно полагать, избирались сельской общиной или назначались местным феодалом.

Центральный аппарат управления возглавляли представители высшей феодальной аристократии, за которыми были закреплены важнейшие государственные ведомства.

Письменные источники сохранили названия трех таких высших должностей: хазарапет (от перс. хазарапат – букв. «тысяченачальник»), храманатар (от перс. храматар – «исполняющий приказы»,«смотритель», «управляющий») и спарапет (от перс. спахпат – «полководец», «военачальник»).

Полномочия первых двух высших должностных лиц Албании до конца еще не уяснены но, опираясь на реальное значение этих терминов в Иране и Армении в данное время, исследователи резонно полагают, что за хазарапетом было закреплено фискальное ведомство, ему подчинялись градоначальники и сельские старшины, через которых он собирал государственные налоги в казну и людей для отбывания государственных повинностей, а храмаатар ведал всеми государственными делами.

Обе эти должности зафиксированы для V в., позднее они не встречаются: в 488 г. царь Албании Вачаган III, царский храманатар Муцик, хазарапет Мирхавирк и другие представители светской и духовной знати скрепили печатями постановления Агуэнского собора.

Третьим высшим государственным чином была должность спарапета – главнокомандующего вооруженными силами Албании.

Высшая власть в Албании принадлежала царю. Античные греческие и римские авторы именуют его титулом басилевс и рекс.

Вместе с тем, в некоторых античных источниках (Плутарх, Тацит, Анкирская надпись Августа) при описании одного исторического события употребляют множественное число для обозначения правителей – «албанские басилевсы», «рексы Албании», под которыми, очевидно, скрываются главы различных этнополитических раннегосударственных образований, составивших Албанскую конфедерацию.

Можно полагать, что царь Албании выступал в роли «primus inter pares» («первый среди равных»).

Такое положение не оставалось стабильным и в различные исторические периоды в силу определенных политических причин изменялось или в сторону укрепления царской власти, ее централизации в периоды подъема, усиления центростремительных тенденций, или же, наоборот, в сторону ослабления вплоть до выделения отдельных областей в полностью самостоятельные государственные образования, когда центробежные стремления брали верх.

Первым, упоминаемым в античных источниках албанским царем являлся Ород (Оройс), который вместе со своим братом, сражался в 66-65 гг. до н. э. против легионеров Гнея Помпея.

Царь Албании, являясь высшим лицом государства, вел официальную дипломатическую переписку, заключал международные договоры, ведал вопросами войны и мира, являлся верховным главнокомандующим.

На этот счет в письменных источниках как античного, так и раннесредневекового времени, имеются неоднократные указания.

Цари санкционировали и важнейшие внутригосударственные акции, например, такие, как принятие христианства в качестве государственной религии (в нач. IV в. при царе Урнайре), создание и введение оригинального албанского алфавита и письма (в нач. V в. при царе Асвагене), открытие учебных заведений – школ (в нач. V в. и в конце 480-х гг. при царе Вачагане III), созыв для решения важнейших государственных вопросов Соборов – съездов светской знати и представителей церкви и др.

Албанские цари являлись верховными судьями и законодателями страны, о чем красноречиво свидетельствуют материалы Агуэнского собора, созванного в 488 г. и возглавляемого царем Вачаганом (см. ниже)».

Социальная структура. В античных источниках помимо «басилевсов» и «рексов» Албании упоминаются гегемоны и префекты.

Под этими социальными терминами понимается высшая знать Албании и вошедших в ее состав областей: представители гражданской и военной аристократии, правители и владетели областей, полководцы.

Конечно, основную массу населения страны составляли свободные или находившиеся в разной степени зависимости от социальных верхов общинники – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы.

Значительно больше имеется сведений о социальной структуре Кавказской Албании в раннесредневековый период. Авторы того времени (Хоренаци, Каланкатваци и др.) рисуют картину сложной социальной, сословно-правовой иерархии албанского общества IV-VIII вв.

Они обозначают два основных антагонистических класса-сословия: феодально-зависимых крестьян-общинников и феодалов-землевладельцев. Внутри них выделяются группы, различающиеся между собой по имущественному, социальному и, разумеется, правовому положению. Податное население фигурирует под двумя терминами: шинаканы (букв. «поселяне») и рамики (букв. «стадо», «пасомые»).

Разница между этими терминами, их смысловым содержанием, как считают исследователи, скорее всего в том, что шинаканы – это класс-сословие раннефеодального общества, а рамики – общее обозначение простонародья, собирательный термин для всех категорий податного населения (крестьян-общинников, городского люда, ремесленников). Ценные сведения о культах и религиозной организации Кавказской Албании в античный период приводит в своем труде Страбон: «Из богов они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, в особенности же Селену, святилище (иерон) которой находится вблизи Иберии. Обязанность жреца (иеревс) у них исполняет самый уважаемый человек после царя (басилевс); он стоит во главе обширной и священной густонаселенной области (иера хора) и священных рабов (иеродулы)…» (География ХI, 4, 7).

Названные наиболее почитаемые албанцами божества, являлись центральными божествами древнеиранского пантеона. Это соответственно бог солнца и света Митра, верховное божество Ахура Мазда и богиня воды и плодородия Анахита.

В нач. IV в. н. э. албанский царь Урнайр и князья принимают христианство. Албания вместе с Арменией и Грузией была в числе первых стран мира, где христианство получило статус государственной религии. Христианство в Албании, как и в других странах, в первую очередь принималось феодализирующейся знатью.

Оно не было здесь общенародной религией, не получило повсеместного распространения, среди населения продолжали бытовать древние верования. Албанская церковь, придерживалась монофизитского догмата, и была автокефальной (самостоятельной) вплоть до 704 г., албанская церковь была упразднена в 1836 г. по указу Николая I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)