Стория человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стория человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации.



Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет.

В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности. За долгий срок своего существования первобытное общество прошло большой путь развития, в ходе которого значительные изменения претерпел его социокультурный и хозяйственный облик. Для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, граница между которыми приходится на эпоху неолита (VIII–III тысячелетию до н. э.) На первой из этих стадий шел еще процесс становления самого человека как биосоциального существа (лишь с XL–XXV тысячелетия до н. э. сложился неантроп, т. е. человек современного типа). Люди использовали простейшие каменные орудия и существовали главным образом за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство). Эта простейшая форма социальной организации и регуляции (неупорядоченные половые связи и т. д.), отражавшая низкий уровень развития как культурно-производственных, так и общественных отношений, в литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом.

Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами.

Таким образом, в процессе длительной эволюции праобщины природные инстинкты уступили свое место социокультурным стереотипам, т. е. системе общественных связей, что сделало возможным существование и поступательное развитие человеческого общества.

В основе семейно-клановой группы лежали родственные отношения. Такие группы включали в себя несколько поколений сородичей, происходивших от общих предков, в ряде случаев и чужаков, принятых в состав общины.

Существовавшая в родовом обществе выборность и сменяемость вождей, не позволяет еще говорить, в категорической форме о существовании родовой демократии. В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов, традиций и т. п. сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы.

Эти родовые нормы, которые имели мифологически-символическую оболочку и были часто связаны с тотемистическими ритуалами, отражали естественные условия жизни первобытной общины.

Они были проникнуты духом коллективизма, регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные табу (запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины.

Строгой регламентации подвергался порядок распределения добытого общиной продукта, а также и сам ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов группы на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практическая реализация распределительных, дистрибутивных норм.

Общинно-родовые нормы имели синкретичный характер и содержали в себе одновременно религиозные, моральные и иные социальные императивы.

В прочных семейно-клановых группах общинные нормы отражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок.

Это не исключало властного характера этих норм и вытекающей из этого принудительности. В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно-клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно-родового коллектива.

Образование протогосударств

Неолитическая революция и переход человечества (на рубеже VII–V т. до н. э.) к производящей экономике имели самые разнообразные и глубокие последствия.

Прежде всего следует отменить появление ранних оседлых земледельческих обществ в регионах, благоприятных для проживания людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения (своего рода демографический взрыв).

Земледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию, что находило свое выражение, прежде всего в отпочковании новых семейно-клановых групп. На территории крупной земледельческо-родовой общины могло складываться несколько поселений, даже кварталов, что с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к формированию поселений городского типа.

Постепенный рост общественного продукта привел к углублению имущественных различий, а следовательно, и к закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных, а соответственно и социальных привилегий.

Система социального ранжирования, которая сама по себе вела к возвышению роли лидера, не означала еще отказа от принципа реципрокного обмена.

Предоставляемые лидеру все увеличивающиеся имущественные и иные привилегии (например, право иметь несколько жен) рассматривались лишь как эквивалент тем достаточно сложным функциям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной ответственности, которую он на себя принимал.

Обязанности вождей семейно-родовых общин становились все более многообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами.

К этим функциям, ставшим более или менее традиционными, добавилась новая и важнейшая функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались элементы будущей, присущей государственно-организованному обществу, системы эксплуатации.

В результате неолитической революции и усложнения социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие изменения в осуществлении власти внутри семейно-клановых групп.

Власть вождя по-прежнему сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины.

Она становится в большей степени властью положения, самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это было прежде, с личными качествами лидера.

Именно поэтому не просто авторитет, а властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все чаще вступают в острое соперничество за лидерство.

Одним из важнейших последствий неополитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Возникновение и эволюция которых проходили в значительной степени спонтанно и приобретали под воздействием конкретно-исторических фактов различные формы.

Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития у других. Особо заметную роль в процессе становления государственности сыграла одна из форм межобщинных связей и организационных структур – племенной строй.

Естественным результатом эволюции общинного строя было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению более крупных социальных образований – братств (фратрий) и племен, а иногда и, к примеру, в Дагестане, конфедерации племен. Племя, как правило, имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды.

Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены.

Все большее значение приобретают также племенные нормы (обычаи, обряды и т. д.), регулировавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным.

Меняется и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

В литературе нередко называется ряд факторов, способствующих возникновению первичных надобщинных структур и протогосударства. К числу этих факторов обычно относят экологическую среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т. д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным фактором являются завоевания и войны.

Последние не могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных связей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударств.

В конечном счете, победу одерживало государство, чья военная организация оказывалась более сильной и эффективной. Это могла быть военная демократия. Однако ее значение и распространенность в течение длительного времени преувеличивались в литературе (начиная с работ известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана). Значительно более распространенными были государства, выступавшие в виде военно-иерархических структур.

В ходе войн и естественного роста возникали также так называемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда огромные территории, как с родоплеменными, так и с уже сложившимися государственными структурами. Эти государства, имевшие достаточно сложные организационно-управленческие структуры и выполнявшие самые различные административные функции, имели доклассовый характер.

Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпоху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает на более высоких ступенях не без активного воздействия самой государственной власти.

Таким образом, современные исторические,этнографические и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государственные образования возникают не на базе классового господства, как долгое время было принято считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в ходе естественного развитии самого общинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наиболее характерных признаков протогосударства – образование сложных организационно-управленческих систем, постепенно становящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества, что особо четко видно на примере Дагестана.

Образование протогосударств – это своеобразный прорыв человечества из предыстории в цивилизацию. У разных народов в силу неравномерностей самого исторического процесса такой прорыв происходил в разное время, растянулся на века и даже на тысячелетия.

Как свидетельствует материал последующих лекций, несмотря на некоторые общие вехи в предыстории государства и права Дагестана, происхождение и развитие государств у разных народов имеет свои неповторимые черты и особенности. Географические условия наложили зримый отпечаток на образ жизни и ее динамику, предопределяя разную степень изолированности того или иного этноса от общих процессов межэтнического и межцивилизационного взаимодействия.

Отметим два факта:

- историческое ядро Дагестана – это страна сухих средневысоких гор, поразительно сходная с нагорьями Передней Азии. Значительный "сдвиг вверх" всех природный зон:

-в Дагестане альпийские луга простираются на тех высотах, которые на Центральном и Северо-Западном Кавказе заняты льдом и снегом. Соответственно в Дагестане несколько "сдвинуты вверх" и зоны хвойно-берёзовых, и затем широколиственных лесов.

Всё это в итоге создаёт здесь условия для постоянного заселения среднегорья и даже высокогорья (выше 2 500 метров), между тем как там эти же высотные зоны используются главным образом как сезонные пастбища.

Оба эти факта имели важные исторические последствия: в эпоху неолита (VI тыс. л. до н. э.) Дагестан оказался в числе тех немногих уголков Земли, где люди первыми начали переход от присваивающего типа хозяйства (охота + рыболовство + собирательство) к производящему типу (земледелие + скотоводство + ремёсла).

В этих раннеземледельческих очагах были одомашнены растения (особенно злаки) и животные, отработанны приёмы мотыжного земледелия и скотоводства.

Именно из таких очагов первичного земледелия и скотоводства остальное человечество получило набор основных культурных растений и основных видов домашних животных.

Это повлекло за собою общий его переход к производящему хозяйству – "неолитическую революцию ".

Итак, особенности климата, отразившиеся в ландшафте и флоре Дагестана, создали предпосылки для "исторического выбора": раннего перехода его жителей к производящему хозяйству (с начала VI тыс. до н. э.), оседло-земледельческого характера горцев, к раннему и постоянному заселению среднегорья ещё в мезолите – неолите.

"На уровне неолитического слоя Чохского поселения мы фиксируем, хотя и примитивные, но долговременные искусственные жилища, сосуды из обожжённой глины, зернотёрки, редкие и очень архаичные земледельческие орудия. Найдены также обугленные зёрна окультуренных злаков и кости одомашненных животных": свидетельства начала перехода к производящему хозяйству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.023 с.)