Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта



Методические рекомендации

Алматы 2014

УДК 376

ББК 74.3

Е 51

  Рецензенты:

  Ермекбаева Л.Х.- ст.преподаватель кафедры теоретической и практической психологии КазГосЖенПУ, канд.псих.наук.

   Своеволина С.Ю. -завуч специальной школы №6 г. Алматы

 

Авторы-составители:

Елисеева И.Г., канд.пед.наук, доцент

Даурцева Г.Ю.

Е 51 Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта.-Алматы, ННПЦ КП, 2014 – 42 с

 

ISBN 978-601-7131-33-3

 

     В методических рекомендациях раскрыты особенности формирования функциональной грамотности (жизненных навыков) у школьников с умственной отсталостью. Представлен опыт использования метода проектной деятельности в специальной школе.

 Материалы рекомендованы учителям специальной школы для умственно отсталых детей.

   Одобрено и рекомендовано научно-методическим советом ННПЦ КП (Протокол №1 от 3 ноября 2014 года)

УДК 376

ББК 74.3

ISBN 978-601-7131-33-3

© ННПЦ КП, 2014

© Елисеева И.Г., Даурцева Г.Ю, 2014

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Обзор существующих в теории и практике обучения школьников практико ориентированных и интерактивных методов обучения…………………………5

Использование метода проектной деятельности, как средства

формирования функциональной грамотности (жизненных навыков)

 у умственно отсталых школьников………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной и рекомендованной литературы………………………20

Приложение 1………………………………………………………………….........21

Приложение 2…………………………………………………………………….....31

 

 

Введение

Функциональная грамотность рассматривается в качестве одного из результатов школьного обучения и входит в понятие «компетентность».

 В литературе имеет место разнообразие классификаций ключевых компетенций, однако в основе каждой из них лежит  понимание того факта, что человек есть субъект общения, познания, труда.

      Проблема функциональной грамотности в контексте компетентностного подхода в образовании рассматривается в литературе не только как научная, но и как проблема деятельностная. Поскольку функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности, то она обнаруживает себя в конкретной жизненной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.

Несмотря на достаточно стабильный интерес исследователей, проблема формирования функциональной грамотности, ещё не нашла полного разрешения в педагогической науке и практике.     

      Исследуя проблему формирования функциональной грамотности умственно отсталого школьника, мы основываемся на позиции российских дефектологов, выделяющих в содержании и результатах образования школьников с ограниченными возможностями два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции» [1]. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Авторы выделяют жизненные навыки в сферах:

-представления о собственных возможностях и ограничениях;

-социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;

- коммуникация;

-дифференциация и осмысление картины мира, социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

   Роль компонента жизненной компетенции возрастает при нецензовом характере обучения. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку – может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

  Функциональная грамотность умственно отсталых учащихся, заканчивающих школьное обучение, рассматривается нами как индивидуально-личностный результат образования, лежащий в области «жизненных компетенций».

Формирование у учащихся функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности учащихся, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации. Усиление практической направленности обучения предполагает дальнейшее совершенствование методов и форм обучения, используемых в практике обучения умственно отсталых школьников. Предпочтение должно отдаваться методам, имеющим интегративный и практико ориентированный характер.

В настоящих методических рекомендациях представлен обзор методов и приемов, использование которых будет способствовать формированию функциональной грамотности (жизненных навыков) у  школьников с умственной отсталостью. Более подробно изложены особенности методики проектной деятельности учащихся, апробированной педагогами-экспериментаторами Айдаркановой Зауреш Маратовной и Филиной Риммой Ханифовной во втором отделении специальной школы г. Астаны, которым мы выражаем нашу благодарность.

Учителя специальной школы могут воспользоваться готовыми проектами, предложенными в настоящем пособии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)