Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта
Методические рекомендации Алматы 2014 УДК 376 ББК 74.3 Е 51 Рецензенты: Ермекбаева Л.Х.- ст.преподаватель кафедры теоретической и практической психологии КазГосЖенПУ, канд.псих.наук. Своеволина С.Ю. -завуч специальной школы №6 г. Алматы
Авторы-составители: Елисеева И.Г., канд.пед.наук, доцент Даурцева Г.Ю. Е 51 Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта.-Алматы, ННПЦ КП, 2014 – 42 с
ISBN 978-601-7131-33-3
В методических рекомендациях раскрыты особенности формирования функциональной грамотности (жизненных навыков) у школьников с умственной отсталостью. Представлен опыт использования метода проектной деятельности в специальной школе. Материалы рекомендованы учителям специальной школы для умственно отсталых детей. Одобрено и рекомендовано научно-методическим советом ННПЦ КП (Протокол №1 от 3 ноября 2014 года) УДК 376 ББК 74.3 ISBN 978-601-7131-33-3 © ННПЦ КП, 2014 © Елисеева И.Г., Даурцева Г.Ю, 2014
Содержание Введение ……………………………………………………………………………3 Обзор существующих в теории и практике обучения школьников практико ориентированных и интерактивных методов обучения…………………………5 Использование метода проектной деятельности, как средства формирования функциональной грамотности (жизненных навыков) у умственно отсталых школьников………………………………………………11 Заключение………………………………………………………………………….19 Список использованной и рекомендованной литературы………………………20 Приложение 1………………………………………………………………….........21 Приложение 2…………………………………………………………………….....31
Введение Функциональная грамотность рассматривается в качестве одного из результатов школьного обучения и входит в понятие «компетентность». В литературе имеет место разнообразие классификаций ключевых компетенций, однако в основе каждой из них лежит понимание того факта, что человек есть субъект общения, познания, труда. Проблема функциональной грамотности в контексте компетентностного подхода в образовании рассматривается в литературе не только как научная, но и как проблема деятельностная. Поскольку функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности, то она обнаруживает себя в конкретной жизненной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.
Несмотря на достаточно стабильный интерес исследователей, проблема формирования функциональной грамотности, ещё не нашла полного разрешения в педагогической науке и практике. Исследуя проблему формирования функциональной грамотности умственно отсталого школьника, мы основываемся на позиции российских дефектологов, выделяющих в содержании и результатах образования школьников с ограниченными возможностями два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции» [1]. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Авторы выделяют жизненные навыки в сферах: -представления о собственных возможностях и ограничениях; -социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни; - коммуникация; -дифференциация и осмысление картины мира, социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей. Роль компонента жизненной компетенции возрастает при нецензовом характере обучения. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку – может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие. Функциональная грамотность умственно отсталых учащихся, заканчивающих школьное обучение, рассматривается нами как индивидуально-личностный результат образования, лежащий в области «жизненных компетенций». Формирование у учащихся функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности учащихся, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации. Усиление практической направленности обучения предполагает дальнейшее совершенствование методов и форм обучения, используемых в практике обучения умственно отсталых школьников. Предпочтение должно отдаваться методам, имеющим интегративный и практико ориентированный характер.
В настоящих методических рекомендациях представлен обзор методов и приемов, использование которых будет способствовать формированию функциональной грамотности (жизненных навыков) у школьников с умственной отсталостью. Более подробно изложены особенности методики проектной деятельности учащихся, апробированной педагогами-экспериментаторами Айдаркановой Зауреш Маратовной и Филиной Риммой Ханифовной во втором отделении специальной школы г. Астаны, которым мы выражаем нашу благодарность. Учителя специальной школы могут воспользоваться готовыми проектами, предложенными в настоящем пособии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.) |