Инновационное управление технологической реструктуризацией предприятий промышленности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационное управление технологической реструктуризацией предприятий промышленности.



Технологическая реструктуризация представляет собой составную часть комплексной реструктуризации предприятия. Подавляющее большинство предприятий Украины диверсифицировано, различные виды их продукции технологически не связаны между собой. Активы таких предприятий формировались при административно-командной системе. Нынешние трудности со сбытом продукции приводят к росту накладных расходов, а значит к снижению ценовой конкурентоспособности. Комплексы вспомогательных и обслуживающих производств характеризуются неудовлетворительным техническим уровнем, поэтому их услуги основному производству не эффективны, а само их существование служит причиной увеличения непроизводительных расходов. Технико-технологическая отсталость многих предприятий, отсутствие инвестиционных возможностей, высокий уровень концентрации производства обуславливают несоответствие технологий, объема и структуры активов предприятий требованиям внешней среды и необходимости в продукции. Устранить эти факторы можно путем технологической реструктуризации, в ходе которой внедряются новые технологии, улучшаются существующие.

Для возможной реализации разработаны модели технологической реструктуризации действующего производственного процесса.

Технологическая реструктуризация характеризуется длительностью осуществления технологических изменений, их сложностью, стоимостью и необходимостью в НИОКР и инновациях. Эти критерии определяют вероятность успеха технологической реструктуризации. С практической точки зрения при реструктуризации предприятия, его структурных подразделений для того, чтобы решить вопрос, «как» реформировать, необходимо проанализировать технические возможности предприятия.

Анализ нынешнего экономико-правового, технического состояния предприятий промышленности позволил выделить основные аспекты моделирования, которые характеризуют его как объект реформирования и определяют экономическую эффективность его технологической реструктуризации.

Технологическая реструктуризация предприятия предусматривает:

разработку оптимальных моделей организации производства с учетом объемов производства ориентированных на спрос, и видов продукции, а также технического состояния имеющихся агрегатов;

привлечение инвесторов для ввода его в эксплуатацию технологически новых производственных мощностей (для осуществления указанной цели предлагается создать совместные предприятия в виде АО, не имеющее обязательств перед государством и кредиторами);

выделение из уставного фонда излишних производственных мощностей с дальнейшей их приватизацией как отдельных объектов, консервацию или ликвидацию;

выделение из уставного фонда объектов незавершенного капитального строительства, не имеющих первостепенного значения, а также неустановленного оборудования, для дальнейшей их приватизации как отдельных объектов в соответствии с действующим законодательством;

реализация объектов промышленного и непромышленного назначения, не связанных с основной производственной деятельностью;

Модели процессов реструктуризации предлагаются на основе технического состояния агрегатов, привлекательности для инвесторов и анализа финансово–экономического состояния, который позволил установить, что экономические показатели и показатели эффективности производства структурных подразделений не одинаковы. Это необходимо учесть при реструктуризации и определении ее этапов. Необходимо отметить также, что непромышленная группа цехов в основном работает за счет дотации от основного производства и их затраты увеличивают стоимость продукции.

Модель 1. Строительно-монтажный трест ОАО «ММК», предлагается выделить в самостоятельное структурное подразделение. В настоящий момент в состав строительно-монтажного треста входят: строительно-монтажное управление №1; строительно-монтажное управление №2; цех товаров народного потребления; кирпичный завод; бетонорастворный узел; участок механизации; столярный участок; асфальтный участок.

По сравнению с 2000 годом в 2003 году значительно уменьшились объемы строительно–монтажных работ, увеличилась кредиторская задолженность с 2,8млн.грн. до 6,1млн.грн. Как положительный фактор следует отметить опережение темпов роста реализации (К=1,19) над темпами роста товарной продукции (К=1,15), что связано с улучшением расчетов по реализованной продукции цехом товаров народного потребления. Экономико-правовая деятельность строительно-монтажного треста в составе комбината в кратком виде сводятся к следующему:

имущество строительно-монтажного треста является собственностью комбината. За строительно-монтажным трестом закреплены в пользование основные фонды и объекты незавершенного строительства (которые могут иметь инвестиционную привлекательность). Основные фонды и оборотные средства будут передаваться согласно предложенной методике по разделительному балансу;

строительно-монтажный трест от имени комбината заключает договоры с потребителями продукции и с поставщиками сырья, материалов, оборудования. Расчеты осуществляются через текущий счет строительно-монтажного треста за счет получаемых средств от реализации продукции и услуг;

строительно-монтажный трест согласовывает с комбинатом потребность в продукции по видам и ассортименту с учетом бартерных сделок, капитальных ремонтов и выполнения подрядных работ на комбинате;

комбинатом планируются показатели объемов производства в натуральном выражении, суммы плановой прибыли от товарной продукции, затраты на 1 грн. товарной продукции в целом по строительно – монтажному тресту, средняя зарплата работающих, предельная численность, планирование себестоимости осуществляется непосредственно строительно – монтажным трестом;

строительно-монтажный трест ежемесячно разрабатывает финансовый план с отражением объемов поступления денежных средств по текущему счету, объемов взаимозачетов;

цены на готовую продукцию строительно-монтажный трест устанавливает самостоятельно. Отпуск готовой продукции на сторону производится с начислением НДС на основании действующих нормативных документов. Отпуск готовой продукции по внутреннему перемещению производится по фактической себестоимости.

Из этого следует, что строительно-монтажный трест, численность трудящихся которого превышает 500 человек, весьма ограничен в принятии экономических решений, а доля его самостоятельности уравнена с другими подразделениями, экономически менее эффективными.

В итоге, противоречивый характер динамики объемных и качественных показателей работы комбината, различие в сортаменте готовой продукции (услуг) подразделений, а значит и различие в рынках сбыта, необходимость повышения экономической самостоятельности и ответственности свидетельствуют о целесообразности проведения реструктуризационных мероприятий, направленных на повышение конкурентноспособности продукции, снижение издержек производства, повышение самостоятельности и ответственности структурных подразделений, производств, входящих в состав строительно-монтажного треста.

Важнейшим положительным фактором, который следует учесть, является самостоятельность строительно-монтажный треста, как юридического лица, в результате чего он получит возможность более широкого привлечения инвесторов.

ЛІТЕРАТУРА

1. Амоша О.І. Економічні та соціальні напрями комплексної реструктуризації промисловості України. – Донецьк: ІЕП НАН України,1997.-96с.

2.Амоша О.І., Новак І.М. Соціальні аспекти реструктуризації підприємств.- Донецьк: ІЕП НАН України, 1999.-75с.

3. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Проблемы реструктуризации предприятий // Экономика промышленности.-1999.-№3-С.79-90.

4. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Антикризисное управление предприятием.-Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999.-174с.

5..Бухгалтерський облік та фінансова звітність в Україні. -Дніпропетровськ: ТОВ «Баланс–клуб». –2000. -768с.

6.Голобоков С. Децентрализация управления предприятием// Проблемы теории и практики управления.-1991.-№5-6.-С. 129.

7. Горловский З.И. Опыт реструктуризации ОАО «Электромаш»// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-2000.-№3.-С.66.

8.Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий// Вопросы экономики. –1997.-№9.-С.13.

9.Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999г.№ 784-ХIV// Баланс. -2000.- март.-С.3-38.

10.Закон Украины «О приватизации имущества государственных предприятий»// Ведом. Верховного Совета Украины.-1992.-№24.-ст.348.

11.Закон Украины «О собственности»// Відомості Верховної Ради.-1991.-№20.- ст.249.

12. Закон Украины «О хозяйственных обществах»// Ведомости Верховного Совета Украины.-1991.-№49.-ст.682.

13.Закон України “ Про державну програму приватизації”// Відомості Верховної Ради.-2000.-№33-34.-ст.272.

14.Закон України «Про передачу об’єктів права державної та комунальної власності// Український інвестиційний журнал“WELCOME”.-1998.-№11-12.-С.63.

15.Закон України «Про підприємства в Україні»// Відомості Верховної Ради.-1991.-№24.- ст.272.

16.Закупень В., Злобин Б. Эффективность реструктуризации отрасли// Экономист.-2000.-№4.-С.7.

17.Кальниченко Л., Мендрук А. Реструктуризация предприятия в условиях становления рыночной среды// Экономика Украины.-2000. -№10.-С.27.

18.Карлик А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий// Проблемы теории и практики управления.-2000.-№6.- С.87.

19.КеранчукТ.Финансовая стабильность предприятия и методические аспекты ее оценки// Экономика Украины.-2000.-№1.-С82-85.

20.Керимов В.А. Опыт реструктуризации предприятий в Автономной республике Крым// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-2000.-№5.-С.13-15.

21.Козаченко В.Г., Воронкова А.Е., Коренев Е.Н. Основы корпоративного управления. –Луганск: ВНУ.-2001.-480с.

22.Козаченко С., Лузин А. Человеческий фактор в реструктуризации предприятия// Бизнес - Информ.-1997.- №22. - С.32.-33.

23.Козляковская О.И. Банкротство как форма реструктуризации// Український інвестиційний журнал“WELCOME”. –1998.-№11-12.-С.28-29

24.Концепция реформирования предприятий// Вопросы Экономики.-1997.-№9.-С.4-12

25.Концепція роздержавлення та приватизації підприємств України// Урядовий кур’єр.-1991.-№25-26. (Орієнтир).

26.Концепція державної промислової політики України / Чумаченько, О.І.Амоша, М.І.Іванов та ін. –Донецьк: ІЄП НАН України,2000.-424с.

27.Конча Л. Никопольский пивденнотрубный: реструктуризация продолжается// Металл.-2000.-№7.-С.63-66.

28.Красько И. Правовая природа разделительного баланса// Гражданское право.-1996.-сентябрь.-С.20.

29.Кузьменко Л.М., Ращупкина В.Н. Формирование конкурентной системы управления промышленным предприятием/ Економіка, менеджмент, підприємство. Збір. наук. праць. Східноукраїнський національний університет. - Луганськ: -2001.-№4. -С.160-165.

30.Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Незаметная реформа. Передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность// Российский экономический журнал.-1998.-№1.-С.34- 43.

31.Макаров Л. Распродажа в пользу госбюджета// Металлы Евразии.- 1998.-№1- С. 24-30.

32. Мамутов В.К.Хозяйственное право // К.: Юринком интер, 2002-910с.

33. Мендрук А., Кальченко Л., Технологическая реструктуризация// Экономика Украины.-1998.-№8.-С.15.

34.Мессенгиссер М. Проблемы организационных структур управления российским рынком// Вопросы экономики. –1997. -№6.-С.48.

35.Методика интегральной оценки привлекательности предприятий и организаций// Державний інформаційний бюлетень про приватизацію. –1998.-№7.-С.18-28.

36.Методические указания по проведению реструктуризации государственных предприятий// Державний інформаційний бюлетень про приватизацію. –1998.-№7.-С.15-17.

37.Мизерная Т.О. О реструктуризации предприятий// Экономика Украины.-1999.-№6 -С.86-

38.Мильнер Б.З. Теория организаций. -М.: ИНФРА-М, 1998.-326с.

 39. Методика проведения углубленного анализа финансово-хозяйственного состояния неплатежеспоособных предприятий и организаций// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1997.-№7.-С.41-51.

40.Одинцов М., Ежкин Л. Реструктуризация - пути повышения конкурентоспособности производства// Экономист.-2000.-№10.-С.58-65.

41.Положение о порядке приватизации структурных подразделений (единиц) предприятий (объединений). Приказ ФГИ Украины и Антимонопольного комитета Украины. №265 от 04.05.94г // Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1994.-№9.-С.28-  

42.Положение о порядке раздела предприятий и объединений и отделения от них структурных подразделений и единиц. Приказ Министерства экономики. Украины, Министерства статистики Украины, Антимонопольного комитета Украины - №43 / 79 / 5. от 20.04.1994р. // Бюлетень законодавства і юридичної практики України.-2001.-№1: Антимонопольне законодавство України.-С.153-158.

43.Положение о холдинговых компаниях, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации// Бизнес.-1994.-№20.-С.1-7.

44.Положення про передприватизаційну підготовку підприємств// Український інвестиційний журнал“WELCOME”.-1998.-№11-12.-С.70.

45.Пор затвердження Положення про порядок реструктуризації підприємств: Наказ ФДМУ від 21 серпня 2000р.№1741// Офіційний вісник України.-2000.-№36.-Ст.1562.

46.Постанова Кабінету Міністрів України «Про Український центр реструктуризації підприємств та розвитку приватного сектору» від 3 листопада 1998р №1736 //  Офіційний вісник України”.-1998.- №44-Ст.1633.

47.Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении положения О Порядке проведения санации государственных предприятий» №67от 08.02.94г.№6.-Ст.141.

48.Постановление Кабинета Министров Украины “ О поэтапной передаче в коммунальную собственность объектов коммунальной инфраструктуры, которые принадлежат субъектам предпринимательской деятельности” от 19.02.1996г. №222//Зібрання постанов Уряду України.-1994.-№7-Ст.222.

49.Постановление Кабинета Министров Украины “О проведении индексации основных фондов и определении размеров амортизационных отчислений на полное их восстановление в 1995 году” от 17.01.95г. №34 // Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1995.-№3.—С.12-18.

50.Постановление Кабинета Министров Украины “ Про заходи щодо реалізації діяльності Кабінету Міністрів України” №1396 от 18.11.1996г.// Нормативні акти України.-1999.

51.Рязанова Н.С Реструктуризація й ефективність економіки// Фінанси України.-1999.- №9.-С.71-76.

52. Ращупкіна І.А., Ращупкіна В.М. Структурна перебудова в металургійній промисловості// Управління економікою перехідного періоду. - Донецьк: НАН України.-2000. -С.216-230. (Особистий внесок автора: конкретизація програми структурної перебудови металургійної промисловості Донбасу).

53. Кузьменко Л.М., Ращупкіна В.М. Формування конкурентної системи управління промисловим підприємством/ Економіка, менеджмент, підприємство. Зб. наук. праць. Східноукраїнський національний університет. - Луганськ. -2001.-№4.-С.160-. (Особистий внесок автора: рекомендації з удосконалення формування конкурентної системи управління промисловим підприємством).

54. Ращупкіна В.М. Організаційна структура як стратегія розвитку підприємства// Управління економікою перехідного періоду. - Донецьк: НАН України.-2001. С.213-224.

55.Ращупкіна В.М. Реструктуризація і новий тип організаційних структур металургійних підприємств// Наукові праці. Сер.: Економіка: - Луганськ: СНУ.- 2001. Вип. №6. –С.103-109.

56. Ращупкіна В.М. Тенденції організаційних перетворень на підприємствах металургійного комплексу// Економічні проблеми і перспективи стабілізації економіки України. - Донецьк: ІЕП НАН України.-2001. С. 295-302.

57. Ращупкіна В.М. Методичне положення по складанню розділового балансу в процесі реструктуризації підприємств промисловості// Продуктивність:- Краматорськ.-2002. -№2- С.9-12.

58. Ращупкіна В.М. Оцінка ефективності функцій управління на промислових підприємствах// Теорія та практика управління у транформаційний період”: Тези доп. всеукраїнської наук.-практ. конф. (Донецьк, 4-6 жовтня 2001р.).-Т.3. Промислові підприємства в умовах економічної трансформації.-Донецьк: ІЕП НАН України.-2001. -С.263-267.

59. Ращупкіна В.М. Про методику складання положень про підрозділи, посадових і робочих інструкцій// Матеріали наук-практ. конф. «Шляхи прискорення фінансово-економічного розвитку регіону».(23 листопада 2001р.).- Сімферополь: Кримська академія природоохранного і курортного будївництва.-2002. -С.113-115.

60. Ращупкіна В.М. Дослідження ефективності реструктуризації підприємств промислового комплексу// Зб. наук. праць за матеріалами ХШ міжнародної науково-практичної конференції. Вип.II. Економічні науки.-Чернівці: Ант. Лтд.-2002-Ч.II.- С.393-397.

61. Ращупкіна В.М. Реструктуризація – імператив економічного розвитку промислових підприємств// Соціально-економічні аспекти промислової політики: регіональна політика організаційний та економічні механізми: Матеріали доп. всеукраїнської наук - прак.конф.- Т-2:. Сучасні проблеми соціально економічного

розвитку регіонів України. Зб. наук. пр. ІЕП НАН України.-2002.-С.225-230.

62.Реструктуризация и санация предприятий. Учебное пособие / Ращупкина В.Н.- Донецк: Норд-Пресс, МЄГИ,2005.-317с.

63.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: 2-е изд., перераб. и доп.-Минск.:ИП «Экоперспектива».-1998.-498с.

64.Свешнікова М.С. Стратегія управління фінансовою стійкістю підприємства// Фінанси України.-1999.-№8.-С.148-151.

65.Указ Президента Украины «О корпоратизации предприятий» от 15.06.1993. №210// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1993.-№7.-С.36-37.

66.Указ Президента Украины «О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации» от. 11.05.1994.- №224 / 94.// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1994.-№7-С.6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.175 (0.033 с.)