Глава II . Опытно-экспериментальная работа по развитию специальной скоростно-силовых способностей подростков на учебно-тренировочном занятии по спортивным единоборствам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Опытно-экспериментальная работа по развитию специальной скоростно-силовых способностей подростков на учебно-тренировочном занятии по спортивным единоборствам



Диагностика развития скоростно-силовых способностей подростков

В эксперименте были использованы контрольные тесты для измерения скоростно-силовых способностей подростков:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (для оценки) - определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ученик встает у контрольной линии, по сигналу «марш» трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ученик обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

2. Бросок набивного мяча массой 1 кг (медбола) вдаль, способом: «двумя руками из положения стоя» (тестируется уровень физического развития учащихся, их ориентировочные реакции и координационные способности). Ученик встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше; при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног не должны отрываться от пола (земли). Делаются 2 броска подряд, фиксируется лучший результат.

3. Подъем из положения лежа на спине (тест для определения силовой выносливости). положение лежа на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» поднимаем туловище, не сгибая колен (учитель слегка придерживает колени, сидя на мате рядом с ним), садимся и вновь ложимся. Учитель считает количество подъемов. Тест считается

правильно выполненным, если ученик при подъеме не касается локтями мата, а спина и колени остаются прямыми. Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Выводы

Под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

Изучению физиологических механизмов, лежащих в основе воспитания скоростно-силовых качеств, посвящено значительное количество работ (В.С. Фарфель, 1948, 1959, 1960; А.А. Маркасян 1965; С.И. Гальперин, Н.Э. Татарский 1968 год и другие). С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счёт повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки.

Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча).

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные   группы мышц.

В литературе имеются многочисленные сведения об особенностях развития скоростно-силовых в старшем школьном возрасте. Но все они нуждаются в систематизации. 

Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств у старшеклассников является результат прыжка в высоту с места с отталкиванием двумя ногами (В. М. Дьячков, Г. И. Черняев, В. П. Филин и др.).

А самым важным элементом занятия является не количество, а качество выполнения упражнений. В каждом занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок. При планировании занятий и выбора упражнений следует учитывать: число повторений в одном упражнении и количество подходов; темп выполнения; время отдыха между подходами; последовательность выполнения упражнений; величину отягощения, разнообразие комплексов выполнения упражнений. Комплекс круговой тренировки выполняется от 1-5 серий, каждое упражнение от 30-60 секунд, отдых между сериями 1-2 минуты. Для развития «взрывной силы» в одном занятии планируется выполнение небольшого количества упражнений, можно выполнять сразу после разминки, темп выполнения – предельный или около-предельный, отдых между подходами до полного восстановления работоспособности. Для определения отдыха между упражнениями можно ориентироваться по ЧСС, как правило, восстановление до 110-120 уд/мин. На начальном этапе силовые упражнения лучше выполнять через день, это время необходимо для восстановления организма.

Анализ научно-методической литературы и проведенные исследования позволили нам сделать следующие выводы.

Средствами развития скоростно-силовых способностей нужно использовать: упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей), различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. Упражнения «взрывного» характера относящиеся к упражнениям не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег на короткие отрезки). Наиболее простыми и информативными являются такие тесты, как прыжок в длину с места и бросок набивного мяча сидя из-за головы. Из более сложных контрольных упражнений наиболее распространёнными являются прыжок в длину или прыжок в высоту с разбега, метание гранаты или малого мяча на дальность.

 

 


Литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

2. Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов. - 2-е издание. - М.: Медицина, 1966. - с.228-238

3. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3 - с.15-21

4. Верхошанский Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988-331с

5. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие. - Р-на-Д, Феникс, 2004. - 214 с.

6. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы отбора в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1980

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.28-39.

8. Кофман Л.Б. Физическая культура. - М.: Просвещение, 1996.

9. Кунат П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта // Психология и современный спорт. - М., 1973. - с.224-319.

10. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1996.

11. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Просвещение, 1991.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

13. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 223 с.

14. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - с. 19

15. Набатникова М.Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и большой мощности: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1974. - 52 с.

16. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 448 с.

17. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки. В 4 - х книгах: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 384 с.

18. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. - с.480.

19. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов. - М.: Физкультура и спорт, 1979-128 с.

20. Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.01 с.)