Средства развития скоростно-силовых способностей у подростков на учебно-тренировочном занятии по спортивным единоборствам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства развития скоростно-силовых способностей у подростков на учебно-тренировочном занятии по спортивным единоборствам.



Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

При организации занятий с юношами надо помнить, что он должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках

Средствами развития скоростно-силовых способностей В. Н. Платонов предлагает использовать упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей), различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег на короткие отрезки). Наиболее простыми и информативными являются такие тесты, как прыжок в длину с места и бросок набивного мяча сидя из-за головы. Из более сложных контрольных упражнений наиболее распространёнными являются прыжок в длину или прыжок в высоту с разбега, метание гранаты или малого мяча на дальность.

По мнению Евстафьева Б.В. целесообразно разделить все упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств на три группы:

Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальная и выше.

Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные - к первой и второй. Глобальные упражнения основные - только к третьей группе.

С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышечной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения - динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц) при выполнении специальных упражнений - динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений - статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц.

На практике для контроля скоростно-силовых качеств применяют тесты, задания в которых требуют максимального мышечного напряжения в минимальный отрезок времени. Так же, чем проще двигательное действие, тем точнее будут определены скоростно-силовые способности. В сложных движениях значительное влияние на результат оказывает техническая подготовленность.

Для развития скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов рекомендуют использовать прыжки на одной и двух ногах, прыжки со скакалкой, в длину и высоту с разбега, прыжки в глубину с высоты, много скоки, метание набивных мячей, прыжки с поворотами на 90°, бег с высокого старта, упражнения с набивными мячами, многократные прыжки с максимальной высотой подскока, приседание на одной и двух ногах с акцентом на быстроту, бег на короткие дистанции, метание мячей и гранаты, беговые и прыжковые упражнения, игровые задания по сигналу, эстафеты, подвижные игры типа «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Нападают пятерки», «Челночный бег» и др.

И.В. Еркомайшвили в своей работе о проблемах развития двигательных способностей у школьников предлагает следующие комплексы упражнений:

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища:

1. Движения прямыми и согнутыми руками, как при беге, с широко расставленными локтями.

2. Круговые движения прямыми руками, на месте и в ходьбе.

3. Пружинистые повороты плечевого пояса в стороны, руки на поясе или с прямыми руками.

4. Наклоны в стороны, назад и вперед.

5. «Скручивание» плеч и таза на месте и в ходьбе.

Перечисленные упражнения выполняются с постепенным нарастанием темпа повторений до максимального, сериями 3-4 по 10-20 сек

Под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

Оптимизация процесса спортивной подготовки предполагает не только знание ведущих факторов, их взаимосвязей и количественных влияний, оказываемых на результат, но и отбор наиболее эффективных средств и методов и их рациональное применение на практике. В педагогическом отношении правильное решение вопроса о наиболее эффективных методах тренировки оказывает самое непосредственное влияние на повышение спортивных достижений.

Известно, что физиологическое воздействие тренировки на организм спортсмена определяется совокупным влиянием следующих параметров тренировочной нагрузки: интенсивности выполняемого упражнения, его продолжительности, длительности интервалов отдыха между повторениями, характером отдыха и общего количества повторений упражнения. Н. Волков и В. Зациорский показали, что острый тренировочный эффект физической нагрузки в значительной мере определяется изменениями ее параметров. Каждый из указанных компонентов нагрузки определенным образом влияет на те или иные механизмы скоростно-силовых способностей, и умелое сочетание их приводит к нужному тренировочному эффекту.

В теории спортивной тренировки различают срочный тренировочный эффект как результат однократного применения нагрузки (например, под влиянием одного тренировочного занятия), что обычно выражается в утомлении и снижении работоспособности, отставленный эффект одной или нескольких тренировочных или соревновательных нагрузок и кумулятивный тренировочный эффект как результат последовательного воздействия на спортсмена многих тренировочных нагрузок или тренировочных занятий.

Сочетание компонентов тренировочной нагрузки влияет на величину и характер ответных реакций организма.

Интенсивность упражнения. Поскольку от интенсивности нагрузки зависит характер энергообеспечения мышечной работы, то целесообразно при ее классификации использовать энергетические критерии, т.е. соотношение аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения. Интенсивность упражнения может быть: а) максимальной - работа осуществляется по преимуществу за счет алактатного (креатинфосфатного) анаэробного механизма энергообеспечения; б) субмаксималъной - работа обеспечивается за счет гликолитических анаэробных процессов; в) большой - работа выполняется за счет смешанного аэробно-анаэробного обеспечения мышечной деятельности при максимальном уровне аэробной производительности.

Интенсивность упражнений, при выполнении которых работа мышц обеспечивается в основном за счет аэробных процессов, может быть средней, умеренной и малой.

При средней интенсивности организм находится в ложном устойчивом состоянии, т.е. в энергообеспечении мышечной работы участвуют и анаэробные процессы; при умеренной интенсивности организм работает в истинном устойчивом состоянии - потребление кислорода полностью соответствует кислородному запросу; при малой интенсивности различные системы организма функционируют на более высоком уровне, чем в состоянии покоя. Достаточно точным индикатором интенсивности упражнения является ЧСС. Так, максимальной интенсивности соответствует и максимальная частота пульса (150 - 170 уд/мин). Упражнение субмаксимальной интенсивности вызывает повышение пульса до 180-200 уд/мин; при большой интенсивности ЧСС составляет 170-190 уд/мин, именно в этом режиме работы достигается максимальный уровень минутного объёма крови и потребления кислорода. Упражнению умеренной мощности соответствует ЧСС 130-160 уд/мин. Ложное устойчивое состояние характеризуется частотой пульса 150-160 уд/мин, а истинное устойчивое состояние - частотой пульса 130 - 150 уд/мин.

Упражнения малой интенсивности, сопровождающиеся увеличением ЧСС до 100-130 уд/мин (особенно если они выполняются длительное время), способствуют васкуляризации мышц, т.е. увеличению их суммарного сосудистого русла, что положительно сказывается на аэробной производительности.

Продолжительность упражнения тесно связана с интенсивностью его выполнения. Упражнения с максимальной интенсивностью могут выполняться до 20 сек., с субмаксимальной интенсивностью (при гликолитическом энергообеспечении) - от 40 сек. до 2 мин. Упражнения, выполняемые на, уровне МПК, могут продолжаться до10-12 мин. Работа, выполняемая за счет аэробных источников энергии (потребление кислорода соответствует кислородному запросу), может длиться весьма продолжительное время - до нескольких часов.

Продолжительность интервалов отдыха - один из факторов, определяющих величину и характер ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Реакция организма на повторную нагрузку зависит от величины этой нагрузки и времени отдыха между повторениями. Восстановление работоспособности организма во время отдыха носит фазовый характер: сразу после нагрузки, если она была достаточно напряженной, работоспособность меньше, чем была до нагрузки; в процессе отдыха она повышается, достигает исходного уровня и даже несколько его превышает (фаза суперкомпенсации), затем работоспособность уменьшается до исходного уровня. Кроме того, скорость восстановительных процессов во время отдыха непостоянная: сразу после нагрузки восстановление идет быстро, потом его скорость значительно снижается. Неодинакова и скорость восстановления функциональных свойств различных систем организма, обеспечивающих его работоспособность. Так, сначала восстанавливаются частота и глубина дыхания, затем достигает исходного уровня ЧСС.

В связи с вышеизложенным понятно, что определение времени отдыха между упражнениями, иными словами, планирование отдыха столь же важно, как и планирование нагрузки.

Характер отдыха, как и время отдыха, влияет на "стартовое состояние" организма перед следующим упражнением. Характер отдыха может быть различным - от полного покоя до специального восстановительного воздействия (массаж, дыхание кислородом и т.п.). Изменяя только характер отдыха, можно сделать одну и ту же нагрузку более аэробной или более анаэробной. Так, если в период отдыха будет поддерживаться достаточно высокий уровень деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, то доля анаэробных процессов в энергообеспечении последующей работы будет, ниже, чем в условиях более полного отдыха после выполнения упражнений.

Количество повторений в значительной степени влияет на физиологический эффект работы и является, пожалуй, самым управляемым компонентом физической нагрузки. Динамика функциональных сдвигов в организме в ходе выполнения тренировочной нагрузки различна. Например, при использовании упражнений анаэробной направленности каждое новое повторение увеличивает долю участия аэробных процессов в энергообеспечении организма. В то же время дальнейшее увеличение числа повторений ведет к исчерпанию анаэробных источников ввиду их небольшой емкости либо к блокированию со стороны аэробных процессов. В результате спортсмену придется прекратить работу или снизить ее интенсивность.

Важную роль при воспитании скоростно-силовых способностей играет интегральная оценка нагрузки, однако, определение ее - сложная проблема. Суммарная нагрузка чаще всего складывается из показателей отдельных сторон тренировочного процесса. Нередко эти показатели получают количественную оценку в баллах, очках, процентах. Однако такой "ценник" пригоден для спортсменов только одной квалификации и даже в этом случае не дает интегральной оценки. На наш взгляд, при совершенствовании скоростно-силовых способностей целесообразно оценивать суммарную нагрузку по времени восстановления после нее, хотя такая оценка также в известной степени условна (хотя бы из-за гетерохронии восстановления функций различных систем организма). После малой дневной нагрузки организм восстанавливается уже к вечеру того же дня. Относительно полное восстановление после средней нагрузки наступает только на следующий день. После выполнения большой нагрузки работоспособность относительно полно восстанавливается в течение двух дней. Максимальную, или предельную, нагрузку борец получает только в ходе ответственных, напряженных соревнований. Восстановление после такой нагрузки может продолжаться 3-4 дня, а то и дольше. На тренировках используются околопредельные суммарные нагрузки, после которых работоспособность восстанавливается в течение 3-4 дней, но этот период можно сократить за счет использования средств восстановления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.018 с.)