Структура предпринимательской деятельности и порядок составления деклараций доходов от предпринимательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура предпринимательской деятельности и порядок составления деклараций доходов от предпринимательской деятельности.



 

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

К источникам доходов относятся:

1) дивиденды и проценты;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;

3) доходы полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

4) доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

5) доходы от реализации:

- недвижимого имущества;

- акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

- иного имущества.

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

7) и т. д. 

Декларация физического лица о доходах (далее - декларация) предоставляется в территориальную инспекцию МНС России по месту учета налогоплательщика (по месту жительства). Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, подают декларацию в налоговый орган по месту своего учета. Порядок составления деклараций доходов на    основе предпринимателя Терентьева Юрия Анатольевича представлен в

 

                                22

приложении В.

Декларации в срок до 30 апреля 2002 года обязаны представить:

- Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- Частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- Физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, - исходя из сумм таких доходов;

-     Физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Декларация может быть подана в следующих случаях:

- в случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или не были представлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 Кодекса, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных вышеназванной статьей;

- для получения социальных налоговых вычетов на основании письменного заявления налогоплательщика;

 

                                              23

- для получения имущественных налоговых вычетов на основании письменного заявления налогоплательщика;

- для получения профессиональных налоговых вычетов.

Физические лица – налоговые резиденты РФ заполняют декларацию формы 3 – НДФЛ. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, заполняют декларацию формы 4 – НДФЛ.

 Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично, через доверенное лицо или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Физические лица, обязанные подать декларацию, являющиеся налоговыми резидентами РФ, в случае получения доходов от источников, расположенных за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык. В случае прекращения существования источников доходов у этих лиц до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения их существования представить налоговую декларацию о фактических полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Декларация заполняется шариковой ручкой. При заполнении декларации необходимо руководствоваться следующим: на каждом листе декларации и приложении указывается идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия и инициалы.

 

                                                   24

 

Глава 3. Основные налоги, взимаемые с предпринимателей, действующих без образования юридического лица.

       3.1. Порядок расчета налогов, перечисляемых в федеральный бюджет.

 

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог.

С 1 января 2001 года состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели, в том числе и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

 Не являются плательщиками данного налога, согласно Федерального Закона от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ “ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности “, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход..

Индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

С вступлением в действия 1 января 2001 года главы 21 НК РФ появилось новое понятие – освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате данного налога имеют организации и индивидуальные предприниматели при условии, что сумма выручки за три предшествующих календарных месяца от

 

                                      25

реализации товаров не превысила 1 млн. рублей.

    Суммы налога по товарам, приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитывются в составе их покупной стоимости. Для подтверждения права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость представляются соответствующее заявление и необходимый пакет документов. Так, например частный предприниматель Тюзин Г. А. подал заявление на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. За предшествующие три календарных месяца сумма выручки отреализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 17 тыс. рублей, что подтверждается следующими документами:

1) налоговыми декларациями по НДС за прошедшие налоговые периоды;

2) книгой продаж;

3) журналом полученных и выставленных счетов-фактур;

4) книгой доходов и расходов.

При проведении проверки налоговый орган имеет право потребовать и другие документы и сведения необходимые при проведении налогового контроля.

Заявление, сведения и документы должны представлятся не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с котрого предприниматель претендует на освобождение. Если не поступило заявления об освобождении, то НДС уплачивается и исчисляется в общеустановленном порядке.

    В течении 10 дней, начиная со дня представления полного

пакета документов и сведений, налоговый орган проводит проверку для установления правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательшика, выносит решение и направляет первый экземпляр

 

                                                26

решения предпринимателю. Затем, по результатам проверки налоговый орган принимает решение об освобождении от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость на 12 месяцев, которое выносится в 2-х экземплярах.Один выдается на руки налогоплательщику, второй остается у налогового органа.    Освобождение от начисления и уплаты налога на добавленную стоимость не дает права на не предоставлении налоговой декларации.

Наличие выручки меньше 1 млн.руб. не дает право автоматически освобождаться от обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость.

Индивидуальные предприниматели, получившие право на освобождение, при поступлении оплаты от покупателей за товар обязаны начислить и уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные в счетах-фактурах на эти товары до даты получения освобождения.Суммы налога, принятые к вычету по товарам используемые индивидуальными предпринимателями для реализации товаров после получения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, подлежат восстановвлению в обязательном порядке с указанием этих сумм в декларции.

Занимаясь торговой деятельностью, индивидуальные предприниматели, получившие налоговые освобождения, поставляют товары покупателям указывая в сопроводительных документах иих стоимость “Без налога (НДС)”.

Ранее (1999год) предприятия розничной торговли охотно шли на контакт с индивидуальными предпринимателями, так как НДС уплачивался ими с разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производили расчеты с индивидуальными предпринимателями, включая суммы НДС. Теперь же при реализации товаров предприятиями розничной торговли облагаемый НДС оборот определяется на основе стоимо

 

                                   27

сти товаров исходя из применяемых цен, определяемых со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.

Это означает, что всех прочих равных условиях предприятиям розничной торговли очень не выгодно работать с индивидуальными предпринимателями, получившими налоговые освобождения так, как им, в этом случае, придется уплачивать НДС с полной продажной цены товаров, а не с разницы между покупной и продажной ценой.

Освобождение от НДС могут получить не все налогоплательщики.Индивидуальные предприниматели упрощенной системы учета, а также индивидуальные предприниматели реализующие подакцизные товары,занимающиеся ввозом товаров на таможенную территорию России не имеют право на освобождение от НДС.

Согласно ст. 179 НК РФ к числу плательщиков акциза отнесены индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

- Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

- Передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) натуральной оплате, признается реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

 - Реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков – производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций.

Индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию в срок не позднее числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Частных

 

                                      28  

предпринимателей подпадающих под объект налогообложения акцизами в Межрайонной инспекции N 2 не имеется. 

Налог на доходы физических лиц занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физических лицами. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в годы Советской власти, когда в стране практически отсутствовала налоговая система.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием в конце 1991 года Федерального закона «О подоходном налоге с физических лиц».С введением этого закона в действие с 1 января 1992 года в России создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система обложения подоходным налогом физических лиц. Важнейшим принципом ныне действующей с 1 января 2000 года системы налога на доходы физических лиц является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной другой принадлежности. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного годового дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения налогоплательщика.

Для сравнения приведем ставки подоходного налога действовавшие в 1999 и 2000 годах.(Таблица 2 и Таблица 3).

 Таблица 2.

Ставки подоходного налога действовавшие в 1999 году.

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году ССтавка налога в федер.бюджет Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации
До 30000руб 3% 9%
От 30001до 60000руб 3% 2700руб+12% с суммы, превышающей 30000рублей
От 60001 до 90000руб 3% 6300руб+17% с суммы, превышающей 60000рублей
От 90001 до 150000руб 3% 114000руб+22%с суммы, превышающей 90000рублей
От 150001 до 300000руб 3% 246000руб+32%с суммы, превышающей 150000рублей
От 300000 рублей и выше 3% 72600руб+42% с суммы, превышающей 300000руюлей

 

Таблица 3.

Ставки подоходного налога действовавшие в 2000 году.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Ставка налога
До 50000рублей 12 %
От 50001рублей до 150000рублей 6000руб+20% с суммы, превышающей 50000рублей
От 150001 руб и выше 26000руб+30%с суммы, превышающей 150000рублей

В 2001 году, согласно 2 части Налогового Кодекса налоговая ставка не предусматривает прогрессивности налогообложения, устанавливая для большинства доходов, получаемых физическими лицами,единую налоговую ставку в размере 13 %.Повышенная налоговая ставка в размере 35 %установлена только в отношении некоторых специальных видов доходов, не связанных непосредственно с активной экономической деятельностью (включая предпринимательскую деятельность, работу по трудовому

 

                                       30

договору или иному договору гражданско-правового характера). Одной из целей введения такой налоговой ставки являлась борьба с уклонением от налогообложения посредством использования банковских и страховых схем. Под налогообложением по повышенной ставке подпадают только «необычные» доходы:

- выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;

-  чрезмерно высокие выплаты по договорам добровольного страхования;

-  необычно высокие проценты по банковским вкладам;

-  суммы, сэкономленные на процентах, при получении налогоплательщиком заемных средств на необычно льготных условиях.

      Налоговая ставка в размере 30 % установлена в отношении доходов, получаемых от источников в Российской Федерации, лицами, не являющихся налоговыми резидентами России. Указанная норма одинаково применяется как к иностранным, так и и к российским гражданам, преимущественно проживающим за пределами России.

      Применение налоговой ставки в размере 30 % предусмотрено также к доходам в виде дивидендов.

Преимущество этого налога заключается и в том, что его плательщиками являются практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог – достаточно стабильный и устойчивый источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в основном в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения [16].

Указанные особенности налога на доходы накладывают на законодательные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответ

 

                                                  31       

ственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Индивидуальные предприниматели, не перешедшие на уплату единого налога на совокупный доход или единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, должны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных от осуществления их деятельности. Они обязаны вести учет полученных доходов, в течении календарного года и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов по установленной форме.

Объектом налогообложения для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются сумма доходов, полученная от осуществления такой деятельности.

Облагаемый доход предпринимателя определяется как разность между валовым доходом, полученным в календарном году, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением данного дохода. Эта разность называется совокупным годовым доходом или чистым доходом [31].

В валовой доход включаются все поступления за выполненные работы и оказанные услуги.

В состав расходов включаются:

- материальные затраты;

- амортизационные отчисления;

- износ нематериальных активов;

- затраты на оплату труда;

- прочие документально подтвержденные затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В состав расходов не включаются суммы возможных убытков, понесенных по разным причинам предпринимателями.

Не исключаются из валового дохода расходы:

-

                                      32      

- на личные нужды плательщика и его семьи;

- по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых в себестоимость продукции(работ, услуг);

- на уплату членских взносов, платежей по страхованию – и штрафов.

          Данные за год о доходах и расходах являются основой для заполнения декларации о совокупном годовом доходе – главной формы отчетности предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Налогообложение осуществляется на основании:

- деклараций предпринимателей о предполагаемых и фактически полученных ими в течении года доходах;

- материалов обследований деятельности.производимых налоговыми органами; на основании сведений, полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах.

Исчисление налога производится налоговыми органами по месту постоянного места жительства предпринимателя, а в случае если его деятельность осуществляется в другом месте, то по месту регистрации осуществляемой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного места жительства о размерах дохода и налога [5].

В случае, когда предпринимательская деятельность для физического лица является основным местом работы, т.е. местом получения основного дохода, то для него также предусмотрены размер необлагаемого минимума, налоговые льготы и вычеты которые исключаются из чистого дохода.

Поэтому индивидуальному предпринимателю необходимо предоставить в налоговые органы вместе с декларацией документы, подтверждающие право на налоговые вычеты и льготы заявление на предоставле

 

                                         33

ние льгот, трудовую книжку, свидетельство о рождении ребенка, медицинскую справку и другие необходимые документы.

Налоговые вычеты подразделяются на несколько групп. Суммы каждой группы вычетов играют для предпринимателя немаловажную роль в законной минимизации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления.

Важно отметить, что налоговые вычеты производились и до 1 января 2001г., и определялись в зависимости от МРОТ. Согласно НК РФ такого расчета не требуется, так как вычеты предусмотрены в твердо фиксированных суммах. Налоговые вычеты разделены на группы:

Стандартные налоговые вычеты:

- в размере 3000 руб. предоставляется за каждый месяц налогового периода категориям налогоплательщиков перечисленных в п.п.1 п. 1 ст. 218;

- в размере 500 рублей предоставляется за каждый месяц налогового периода категориям налогоплательщиков перечисленных в п.п. 1 п. 1 ст. 218;         

- в размере 400 рублей предоставляется за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 ст. 218, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода и не превысил 20 000 руб.

 - в размере 300 руб. предоставляется за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок в возрасте до 18 лет, учащихся дневной формы обучения до 24 лет до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала и не превысит 20 000руб.

 

                                       34      

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в течение года одним из работодателей по выбору налогоплательщика, а не, как раньше, по основному месту работы. Если в течении года стандартные вычеты не предоставлялись, то налогоплательщик может ими воспользоваться по окончании налогового периода при подаче декларации в налоговый орган с приложением подтверждающих его право документов.

Социальные налоговые вычеты

-расходы на благотворительные цели в денежной форме не более 25% суммы дохода полученного в налоговом периоде;

-расходы на лечение налогоплательщика, а также за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет на сумму не более 25000 рублей;

- расходы на свое обучение, а также связанные с обучением своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, но не более 25 000 руб.

Имущественные налоговые вычеты:

- суммы полученные налогоплательщиком от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, но не более 1000 000 руб., от продажи иного имущества – не более 125 000 руб.;

 - суммы, израсходованные налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры, но не более 600 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и израсходованному на строительство или приобретение жилья.

Профессиональные налоговые вычеты:

При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных нало

 

                                       35

говых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

-физические лица, зарегистрированные в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с соответствующими статьями главы “Налог на прибыль организаций” НК РФ.

    Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения и непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Но это не применяется к физическим лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в расходы предпринимателей включаются суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, за исключением налога на доходы физических лиц, начисленные и уплаченные им за налоговый период. При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

 

                                    36

По окончании налогового периода, профессиональные налоговые вычеты могут представляться на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

    Если предприниматель кроме своей осуществляемой деятельности имеет основное место работы, то налогооблагаемая база его предпринимательской деятельности рассчитывается без применения налоговых вычетов и налоговых скидок. Полный перечень налоговых льгот и вычетов отражены в главе 23 НК РФ. С 1 января 2001 года в России устанавливается налоговая ставка на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 13%.

      При появлении в течении года дохода, они обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления этих доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

      Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом расчет на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации.

Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений:

за январь- июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Если произойдет значительное увеличение или уменьшение дохода в налоговом периоде, то налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от

 

                                      37        

осуществления деятельности на текущий год. Налоговый орган не позднее пяти дней, производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты с момента получения налоговой декларации.

    В сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что отчисления налога на доходы физических лиц увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает четвертое место, все же его доля в доходах консолидированного бюджета –13% - явно недостаточна.

В бюджетах экономически развитых странах поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая например, в США 60% всех налоговых поступлений [25].

Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем,налог на доходы физических лиц в основном, уплачивается по минимальной шкале.

      Во-вторых, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-третьих, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм налога на доходы физических лиц.  

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с действую

 

                                  38

щей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом РФ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. N 222 для индивидуальных предпринимателей с численностью работающих до 15 человек могут перейти по добровольному желанию на упрощенную систему налогообложения.

Эта система предусматривает для индивидуальных предпринимателей замену уплаты налога на доходы физических лиц взимаемого с дохода, уплатой стоимости патента, дающего право на занятие данной деятельностью.

Индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности если в течении года, предшествовавшего кварталу, в котором было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности совокупный размер валовой выручки плательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на первый день квартала подачи заявления. Это

заявление должно быть подано не позднее, чем за месяц до начала квартала.

Вновь зарегистрированные предприниматели могут также перейти на эту систему с того квартала, в котором произошла их регистрация, но после подачи заявления в налоговую инспекцию.

Индивидуальные предприниматели, которым разрешено перейти на упрощенную систему, получают патент. Патент является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектов малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения.

В Приложении 6 представлен образец патента. Он выдается налоговым органом на один календарный год при условии, что у налогопла -

 

                              39

тельщика нет невыполненных налоговых обязательств за предыдущий отчетный год [7].

Стоимость патента для предпринимателей устанавливается дифференцированно, в зависимости от вида деятельности в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законодательством на момент подачи заявления на выдачу патента.

При переходе предпринимателей на упрощенную систему налогообложения не с первого квартала календарного года, годовая стоимость патента подлежит перерасчету пропорционально количеству кварталов, в которых будет применяться упрощенная система, до конца календарного года.

      Предприниматели, занимающиеся несколькими видами деятельности, приобретают патент по каждому виду деятельности.

       Для индивидуальных предпринимателей годовая стоимость патента является фиксированным платежом и зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации.

Закон Ульяновской области «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Ульяновской области” от 22.11.01г.,  устанавливает стоимость патента на территории Ульяновской области. Данное приложение закона отражено в Приложении 7.

В случае применения предпринимателями труда работающих по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, стоимость патента будет увеличиваться на:

75 % на каждого работника при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте3 приложения 7;

50 % на каждого работника при осуществлении иных видов деятельности, за исключением вида деятельности, указанного в пункте 5.2 Приложения 7, при осуществлении которого стоимость патента не увели

 

                                   40

чивается в зависимости от количества работающих по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера.

Об указанных договорах предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган по месту своей регистрации [8].

Например, индивидуальный предприниматель Чихладзе Е. З. осуществляет сбор и реализацию лома черных и цветных металлов и по трудовому договору имеет одного работника, тогда стоимость его патента на право применения упрощенной системы налогообложения будет составлять:

18 х 100 + 18 х 100 х 10 %=19800+198=19998 рублей, где 100-минимальный размер оплаты труда

Индивидуальные предприниматели, попадающие под упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, производят ежеквартальные выплаты годовой стоимости патента, но не позднее 15 числа второго месяца отчетного квартала в размере ¼ годовой стоимости патента.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход к ранее принятой системе налогообложения могут осуществляться предпринимателями с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в. срок не позднее, чем за 15 дней до завершения календарного года.

Например, индивидуальный предприниматель Капитонов В. В. с 01.04.2001 года перешел на упрощенную систему налогообложения и оплатил стоимость патента до конца года в сумме 900 рублей (100 *9).

В декабре 2001 года он подал заявление об отказе от упрощенной системы. На этот момент МРОТ составлял 100 рублей.

Расчет разницы производится следующим образом:

100* (48:12*9)-900 = 2700.

Индивидуальному предпринимателю Капитонову В. В. придется доплатить 2700 рублей.

 

                                                  41

      Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготный порядок уплаты единого налога для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах объема налоговых платежей, поступающих в их бюджеты.

С 1 января 2001 года главой 24 НК РФ в Российской Федерации введен единый социальный налог (взнос) (далее - ЕСН), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ),Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССРФ) и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМСРФ) и (далее - фонды) – предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками ЕСН признаются индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянский (фермерских)хозяйств и адвокаты.

Если индивидуальный предприниматель в процессе свое деятельности использует труд наемных работников, то он признается отдельным плательщиком ЕСН и как работодатель (по начисляемым в пользу наемных работников выплатам) и как индивидуальный предприниматель (по доходам от предпринимательской деятельности).

Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей – работодателей (за исключением работодателей – физических лиц) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников и по всем основаниям.

Налоговая база определяется как сумма всех выплат и вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем за налоговый период в пользу работников.

 

                                        42

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению), начисленные индивидуальным предпринимателем в денежной или натуральной форме или полученные работником от индивидуального предпринимателя в виде иной материальной выгоды.

Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается индивидуальными п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.105 с.)