Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы



В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

· Формулировка вопроса

· Ответ на поставленный вопрос получение нового знания

· Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

· опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;

· личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;

· обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;

· опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);

· социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;

· словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

· Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).

· Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).

· Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

· индукция — от частного к общему;

· дедукция — от общего к частному;

· анализ — разложение целого на составные части;

· синтез — сбор составных частей в общую картину;

· сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

· Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)

· Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)

· Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

 

Деятельность

Деятельность – система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям. Составляющие деятельности как системы:

· Субъект – человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность

· Объект – направленность деятельности, ее предмет

· Мотив – побуждающее к деятельности условие или их совокупность

· Цель – образец желаемого результат

· Методы/средства – вспомогательные предметы, способствующие достижению результата

· Процесс – осуществление деятельности как таковое, цепочка действий, предшествующая результату

· Результат – конечный итог

Пример: девушка Эля пошла в фитнес-центр. Субъектом здесь будет, в любом случае, сама Эля, объект – тело девушки. Мотив – в общественном транспорте Эле уступили место, решив, что она беременна; исходя из этого, логично установить, что цель девушки – похудеть и привести свое тело в форму, подходящую под эстетические нормы Эли или общества. Методами и средствами являются тренажеры в фитнес-центре, упражнения, диета и т.п. Процесс представляет собой регулярное посещение зала Элей и соблюдение диеты в течение, к примеру, полугода. Результат – Эля сбросила лишние килограммы и обрела рельефные мышцы.

Деятельность бывает двух видов:

Практическая, цель которой состоит в преобразовании материальных объектов и создании имущественных благ (материально-производственная), ценностей или изменении общества (социально-преобразовательная).

Духовная – преобразование совершается над сознанием людей. Духовная деятельность делится на:

· познавательную (формирование представления о мире)

· ценностно-ориентировочную (создание ценностных ориентиров, воспитание)

· прогностическая (предугадывание, просчет возможных путей развития окружающего мира)

· практическая (использование и поддержание духовных ценностей)

Помимо этого, имеет место быть следующий классификатор деятельности.

1. Творчество – вид деятельности, результат которого определяется созданием качественно нового.

2. Труд – вид деятельности, сосредотачивающийся на непосредственном преобразовании природы в удовлетворяющие человеческие потребности блага.

3. Игра – вид деятельности, при котором цель состоит не в создании каких-либо благ, а в извлечении пользы из самого процесса. Как правило, условия игры выдуманы или подразумевают использование воображения.

4. Учение – вид деятельности, процесс которого заключается в обретении знаний и умений. Учение может осуществляться намеренно или бессознательно.

5. Общение - вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен знаниями и эмоциями между людьми. В случае, если обмена не происходит, а поток информации идет в одну сторону – это коммуникация. Общение, в свою очередь, разделяется на непосредственное и посредственое, прямое и косвенно, а также по субъектам, вовлеченным в деятельность:

Субъект + субъект Субъект + воображаемый собеседник (внутренний голос)
Воображаемые партнеры (литература) Субъект + иллюзорный партнер (животное)

Человеческая деятельность уникальна. В частности в силу различий с активностью животного:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.005 с.)