Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением. Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д. ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов. · Формулировка вопроса · Ответ на поставленный вопрос получение нового знания · Решение определённых задач для его ответа ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ Главными отличительными чертами мышления являются: · опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными; · личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности; · обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов; · опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном); · социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее; · словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия. ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм. · Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль). · Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли). · Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен). В мышлении выделяются три группы.
МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся: · индукция — от частного к общему; · дедукция — от общего к частному; · анализ — разложение целого на составные части; · синтез — сбор составных частей в общую картину; · сравнение — сопоставление различных предметов и явлений. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае. Выделяют три вида мышления: · Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди) · Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди) · Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)
Деятельность Деятельность – система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям. Составляющие деятельности как системы: · Субъект – человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность · Объект – направленность деятельности, ее предмет · Мотив – побуждающее к деятельности условие или их совокупность · Цель – образец желаемого результат · Методы/средства – вспомогательные предметы, способствующие достижению результата · Процесс – осуществление деятельности как таковое, цепочка действий, предшествующая результату · Результат – конечный итог Пример: девушка Эля пошла в фитнес-центр. Субъектом здесь будет, в любом случае, сама Эля, объект – тело девушки. Мотив – в общественном транспорте Эле уступили место, решив, что она беременна; исходя из этого, логично установить, что цель девушки – похудеть и привести свое тело в форму, подходящую под эстетические нормы Эли или общества. Методами и средствами являются тренажеры в фитнес-центре, упражнения, диета и т.п. Процесс представляет собой регулярное посещение зала Элей и соблюдение диеты в течение, к примеру, полугода. Результат – Эля сбросила лишние килограммы и обрела рельефные мышцы.
Деятельность бывает двух видов: Практическая, цель которой состоит в преобразовании материальных объектов и создании имущественных благ (материально-производственная), ценностей или изменении общества (социально-преобразовательная). Духовная – преобразование совершается над сознанием людей. Духовная деятельность делится на: · познавательную (формирование представления о мире) · ценностно-ориентировочную (создание ценностных ориентиров, воспитание) · прогностическая (предугадывание, просчет возможных путей развития окружающего мира) · практическая (использование и поддержание духовных ценностей) Помимо этого, имеет место быть следующий классификатор деятельности. 1. Творчество – вид деятельности, результат которого определяется созданием качественно нового. 2. Труд – вид деятельности, сосредотачивающийся на непосредственном преобразовании природы в удовлетворяющие человеческие потребности блага. 3. Игра – вид деятельности, при котором цель состоит не в создании каких-либо благ, а в извлечении пользы из самого процесса. Как правило, условия игры выдуманы или подразумевают использование воображения. 4. Учение – вид деятельности, процесс которого заключается в обретении знаний и умений. Учение может осуществляться намеренно или бессознательно. 5. Общение - вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен знаниями и эмоциями между людьми. В случае, если обмена не происходит, а поток информации идет в одну сторону – это коммуникация. Общение, в свою очередь, разделяется на непосредственное и посредственое, прямое и косвенно, а также по субъектам, вовлеченным в деятельность:
Человеческая деятельность уникальна. В частности в силу различий с активностью животного:
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.005 с.) |