Человек как творец и творение культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как творец и творение культуры.



КОНСПЕКТЫ

Человек как творец и творение культуры.

Человек – единственное из живых существ - не имеет врожденной программ деятельности, не может передавать знания, умения и ценности своим детям генетическим путем. Поэтому он эту информацию зашифровывает в продуктах своей деятельности, т.е. «опредмечивает».

Каждый входящий в мир чело­век и каждое входящее в историю поколение людей "распред­мечивает" содержание объектов культуры, и "присваивает" это содержание себе, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и с их помощью становясь культурным существом.

     Процесс приобщения человека к культурным ценностям называется культурацией.

В процессе культурации формируются потребности, способности и умения человека. Чем богаче состав потребностей, способностей и умений, тем культурнее человек.

     Соотношением усвоенных потребностей, способностей и умений определяется своеобразие каждой конкретной личности.

Потребности и интересы.

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т. д.).

Осознанная потребность – это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто далеки от объективных или прямо противоположны им.

Потребности индивида – это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом.

Статусные потребности – это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.

Классификации потребностей

1. Закон возвышения потребностей (марксизм):

 а) биологические (органические, материальные);

б) социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.;

 в) духовные (идеальные, познавательные). Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

2. Иерархия потребностей (А. Маслоу).

1) Первичные (врожденные):

физиологические потребности (голод, жажда, воспроизводство рода и т. п.). Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма последствия. К физиологическим потребностям относятся и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения: потребность в пище может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т. д.

экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia – существование): в безопасности и защите (долговременное выживание и стабильность), комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. д.

2) Вторичные (приобретенные):

социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности; Потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие). Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. На этой потребности произрастают и националистические, и патриотические чувства.

престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте. Потребности самоуважения (значение, компетентность). Самоуважение предполагает, во-первых, потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности.

духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации. Потребности в самоактуализации (реализация потенциала) – это желание человека стать тем, кем он может стать, а значит, достичь вершины потенциала.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Интерес – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Классификация интересов: а) по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества; б) по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

Объективный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить.

Объективный социальный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов.

Осознанный интерес – это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, отличаться от него, а может вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека.

Реализуемый интерес – это путь субъекта к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может совпадать с осознанным интересом и противоречить ему.

От интереса следует отличать склонность – избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Социальные ценности и нормы

      С древних времён люди использовали в повседневной жизни, определённые правила, которые нарушать было нельзя. Так постепенно сформировались различные социальные ценности.

Ценность — это то, что человек добывает и сохраняет своими действиями.

Айн Рэнд (1905 – 1982)

С древних времён люди использовали в повседневной жизни, определённые правила, которые нарушать было нельзя. Так постепенно сформировались различные социальные ценности. Что же можно отнести к социальным ценностям, сегодня?

 

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Важно понимать, что те ценности, которые приняты, в конкретном обществе могут, не являться таковыми для конкретного человека. В этом случае речь идёт о ценностной ориентации личности.

Социальная ориентация личности – это ценности которые разделяет каждый конкретный человек.

 

Например, для кого-то высшей целью является сделать успешную карьеру, для этого он стремится получить качественное образование, найти хорошую работу, обзавестись связями и как можно быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Для другого человека более важно стать знаменитым писателем. Для этого он занимается самообразование, пытается найти средства самовыражения, принимает участие в культурных мероприятиях, пишет книги, рассказы, стихи.

Очень важен и тот факт, что ценности, которые поставил перед собой человек, будут оказывать влияние на его поведение в обществе в целом, а их совпадение может послужить основой социальных связей.

Социальные связи – это взаимоотношения людей в обществе.

Социальные ценности являются теми критериями для оценок, которые ставит общество человеку.

 

Таким образом, в системе таких оценок можно выделить следующие виды поведения человека в обществе.

 

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальная норма – это общепринятое правило, которое устанавливает границы допустимого поведения в обществе.
Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

С социальными нормами, человек сталкивается с самого своего рождения.

Примером этому могут послужить известные стихи.

«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо?»

Владимир Маяковский (1893 – 1930)

 

И действительно, самого детства родители постоянно объясняют нам как себя можно или нельзя вести, что можно, а что нельзя делать. Об этом ещё говорили во времена древнегреческого философа Аристотеля.

«Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными – поступая умеренно, смелыми – делая смелые поступки. Поэтому немаловажно то, что мы формируем те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»

Аристотель (385 – 322 гг. до н.э.)

 

В обществе действуют много социальных норм.

 

По своей направленности, принято выделять запрещающие или разрешающие социальные нормы. К таким нормам можно отнести правила дорожного движения. В них, чётко прописано, что можно, а что нельзя делать на дороге. Например, дорогу разрешено переходить на зелёный свет, и запрещено на красный.

По степени обязательности, принято выделять: нормы - правила – это обязательные нормы поведения для людей в обществе. Например, военные, здороваясь, отдают честь. И нормы - ожидание – это поведение, которое допустимо, но не желательно. Например, опоздать на урок в школе.

 

По своей форме принято разделять на формальные и неформальные нормы.

Неформальные социальные нормы – это исторически сложившееся в процессе развития общества правила, которых люди придерживаются в повседневной жизни и руководствуются ими для принятия каких-либо решений.

Главной особенностью неформальных социальных норм, является то, что человек придерживается их добровольно, то есть без принуждения со стороны общества и государства. Но их соблюдение обеспечивается влиянием общества на конкретного человека, то есть силой общественного мнения. Как правило, это происходит через осуждение, порицание, неодобрения обществом каких то, действий или поступков человека.

Формальные социальные нормы – это специально придуманные и чётко прописанные правила и нормы поведения человека в обществе, за нарушение которых человек несёт ответственность, вплоть до определённого наказания.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Как правило, данные нормы закреплены в законах. За соблюдением таких норм следят специальные государственные органы. Например – полиция, прокуратура, суды и другие.

Так же социальные нормы можно разделить и по сфере их применения. В этом случае, выделяют следующие виды социальных норм:

  • моральные нормы;
  • правовые нормы;
  • религиозные нормы;
  • политические нормы;
  • эстетические нормы.

Моральные нормы – это нормы поведения, нарушение которых вызывает осуждение в обществе. Как правило, нормы морали заключаются в представлении человека о добре и зле, плохом и хорошем, или о допустимом и не допустимом поведении.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Правовые нормы – это принятые нормы поведения, которые установлены государством.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Религиозные нормы – это правила поведения, принятые в религиозных обществах. Например, в христианстве, исламе или буддизме.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Политические нормы – это правила, регулирующие поведение гражданина в государстве и использование им гражданских прав и свобод.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Эстетические нормы – закрепляют представления человека, о красивом и некрасивом и как правило являются индивидуальными для каждого человека.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

 

В основном регулирование поведения людей в обществе происходит посредством запретов. Об этом ещё писал английский писатель Льюис Кэрол, в «Алисе в стране чудес».

 

«Нельзя делать то, что нельзя».

Льюис Кэрролл (1832 – 1898)

В целом можно говорить о том, что регулирование поведения людей можно осуществить следующими способами:

  • дозволение;
  • предписание;
  • запрет.

Дозволение – это рекомендации по нормам поведения, которые не являются обязательными.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Предписание – это указание которое необходимо исполнять, в независимости от того нравится ли оно человеку или нет.

Запрет – это поступки, которые человек не должен совершать не при каких обстоятельствах.

Можно ли говорить о том, что социальные нормы имеют всеобщий характер? Несомненно, можно. Наверное, если бы можно было их отменить человек не смог бы, развиваться дальше и постепенно бы вернулся бы к образу жизни первобытных людей.

 

 

На всеобщий характер социальных норм, прежде всего, указывают их признаки.

 

Многие социальные нормы сложились очень давно, и мы с вами не задумываемся о том, когда их применяем. Мы их воспринимаем как, что-то обыденное и повседневное, а многие из них просто стали привычкой. Например, мы здороваемся со знакомыми и жмём руки при встрече, желаем приятного аппетита и спокойной ночи.

 

«Человек — верный раб привычек, и многие мелочи повседневной жизни только кажутся ему существенно важными, а на самом деле они сделались такими единственно в результате привычки».

Эдгар Аллан По (1809 – 1849)

Но не все привычки полезны, есть среди них и вредные и даже опасные, например, говорить с набитым ртом, перебивать старших, курение и употребление алкоголя, употребление наркотиков, интернет-зависимость и другие.

 

Но, многие привычки, которые распространяются на общество в целом, и которые также можно отнести к социальным нормам это: обычаи и традиции.

Обычаи – это исторически сложившееся примеры поведения людей в обществе, которые возникли в результате многократно повторения определённых действий.

Например, празднование нового года или дня рождения.

Традиции – это представления, которые стали традиционными, то есть переданные из поколения в поколение.

 

Как правило, традиции относятся к культурному наследию общества и их необходимо придерживаться всем членам общества.

 Примером, традиции, могут быть религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество.

 

Некоторые ученные относят к социальным нормам и моду. В случае с модой общество устанавливает нормы, как должен выглядеть человек в определённой ситуации. Например, нельзя прийти в школу в плавках, так как в ней прият деловой стиль одежды. Так, же для большинства общества является неприемлемым стиль одежды, которого придерживаются и так называемые неформальные группы: панки, рокеры, байкеры, хиппи и другие. Как правило, их внешний вид подвергается общественному осуждению и порицанию.

Мотивы и предпочтения.

Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных человеком целей.

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения.

Психологи называют это мотивом, то есть тем, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определённой потребности.

Мотивы индивидуальны для каждого человека.

Однажды прохожий, идя мимо стройки Шартрского собора, спросил у каменщиков: «Что они здесь делают?»

– Мне нравится таскать камни, – ответил первый.

– Я зарабатываю на пропитание, – сказал второй.

– А я строю храм.

Как мы видим, в трёх ответах людей, занятых общим делом (постройкой собора), отражены совершенно разные мотивы.

Мотивы человека – это важный фактор для достижения успеха в любой деятельности. Мотив заставляет человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.

Иногда мотивы могут вступать в противоречие один с другим, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать главу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос:

«Для чего я это делаю?». «Я учусь для того, чтобы …» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Говоря простым языком, мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.

Стоит отметить что мотив очень часто путают с такими понятиями, как потребность или цель.

Потребность – это прежде всего желание человека восполнить нехватку чего-либо.

Цель – это конечный результат, на достижение которого направлена деятельность человека.

Например, голод – это потребность человека в еде, желание поесть – это мотив, ну а сама еда – это конечная цель.

Психологи выделяют следующие виды мотивов человека.

По мнению психологов, можно выделить следующие виды мотивов: внутренние и внешние, положительные и отрицательные, устойчивые и неустойчивые.

Внешние мотивы. Это мотивы, которые не связаны с содержанием какой-то деятельности, а обусловлены внешними для человека обстоятельствами. Например, если у вашего друга появился новый сотовый телефон, то у вас может появиться мотив заработать денег и купить себе такой же или даже лучше.

Внутренние мотивы. Связаны с деятельностью только самого человека. Например, вы занимаетесь спортом, потому что это доставляет вам положительные эмоции.

Причём если вы поделитесь своими соображениями со своими друзьями, то для кого-то ваш внутренний мотив может стать внешним.

Положительные мотивы основаны на положительных стимулах. Например, если я буду хорошо учиться, то родители купят мне новую игровую приставку.

Отрицательные мотивы основаны на отрицательных стимулах. Зачастую отрицательные мотивы связаны с угрозой наказания. Например, если я утром не встану вовремя, то опоздаю в школу и могу получить запись в дневнике.

Устойчивые мотивы. Эти мотивы основаны на удовлетворении естественных потребностей человека. Жажда, голод, отсутствие боли и так далее.

Неустойчивые мотивы постоянно требуютвнешней поддержки. Например, желание похудеть, отказаться от вредных привычек и так далее.

Мировоззрение.

Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ

Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.

Мировоззрение Остальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом. Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру. Замкнуты на конкретной стороне жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.

Основные источники формирования мировоззрения

· окружающие люди и их поведение;

· система ценностей, принятая в среде индивида;

· наука, уровень знаний;

· быт, условия жизни;

· искусство;

· интуитивное познание.

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.

Вид мировоззрения Характеристика
Обыденное Основано на личном жизненном опыте человека. Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек. Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки.
Религиозное Основано на религиозных учениях. Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека. Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки.
Научное Основано на обобщении научной картины мира. Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам. Минусы: не решает духовные проблемы.
Гуманистическое Основано на нормах человеколюбия. Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества. Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться.

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:

· ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;

· методы познания действительности и деятельности;

· определение истинных ценностей;

· понимание мира.


4.Деятельность как способ существования людей.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества — научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через неё реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.

Мышление и деятельность.

Мышление – это процесс отражения субъективной действительности в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.

К особенностям мышления относятся:

· Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных, эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс.

· Единение с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык выполняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни.

· Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее – мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов.

· Обобщенность мышления, то есть не только непосредственные понятия, такие как «яблоко», «велосипед», но и способность воспринимать образы целостно и собирательно.

· Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов.

Стоит упомянуть также такую особенность мышления, как принадлежность к социокультурным условиям развития общественных установок. Таким образом, мышление человека напрямую зависит от уже известных научных достижений, законов, или предшествующих им закономерностей. К примеру, человек пришел к выводу, что при нагревании некоторые химические реакции протекают быстрее, но он бы не узнал этого, если бы прежде люди не научились бы использовать огонь и тепло в своих целях, не были бы знакомы с химией как наукой.

Особенностью можно также назвать типологию мышления:

Тип мышления Трактовка Обусловлено
Образное Мыслительный процесс осуществляется образными представлениями Неимением у древних людей знаний о понятиях и теориях; примитивный способ мышления
Теоритическое Использование понятий, суждений; теоритическое разрешение задачи Появлением более усложненного способа мыслить, логически рассуждать
Знаковое Сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено. Интеграцией точных наук в жизнь человека.

 

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

· Формулировка вопроса

· Ответ на поставленный вопрос получение нового знания

· Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

· опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;

· личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;

· обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;

· опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);

· социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;

· словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

· Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).

· Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).

· Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

· индукция — от частного к общему;

· дедукция — от общего к частному;

· анализ — разложение целого на составные части;

· синтез — сбор составных частей в общую картину;

· сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

· Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)

· Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)

· Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

 

Деятельность

Деятельность – система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям. Составляющие деятельности как системы:

· Субъект – человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность

· Объект – направленность деятельности, ее предмет

· Мотив – побуждающее к деятельности условие или их совокупность

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.153 с.)