Процесс культурации человека проходит несколько этапов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс культурации человека проходит несколько этапов.



1. Этап младенчества, с 0 до 3-х лет. На этом этапе освоение культуры происходит через общение с родителями. Главное, чем овладевает человек на этом этапе – это прямохождение, владение рукой, речь.

2. Этап детства, с 3 до 7 лет (до школы). Освоение культуры происходит, главным образом, через игру и искусство, или через художественно-игровую деятельность: песни, сказки, книжки с картинками, музыку. В этот период более развивается эмоциональное начало в человеке, что связано с влиянием искусства.

Семья играет огромную роль в развитии ребенка на первых двух этапах развития. Именно семья формирует характер человека, его индивидуальность. Человек приходит в школу уже с ярко выраженными индивидуальными чертами.

3. Этап школьный, с 7 до 14 лет (момента физического созревания). Человек переходит от эмоционального к рациональному познанию мира. На этом этапе человек познает мир с помощью учителей и учебников. Развивается абстрактное мышление. Роль искусства снижается.

Школа способствует социализации личности, вхождению человека в коллектив.

4. Юность, с 14 лет до завершения учебы (в вузе, или раньше, в техникуме и т.п.). Главное содержание этапа – человек становится взрослым, формируются картина мира, система ценностей, возникает потребность в практическом освоении мира, возникает стремление участвовать в общественной жизни. Возрастает роль искусства, через которое человек компенсирует недостаток жизненного опыта (литература, кино, театр).

5. Этап трудовой деятельности, начинается с перехода к труду и заканчивается выходом на пенсию. Человек духовно сформирован, сознание развито, перед ним раскрываются два пути: или сохранять и применять приобретенные знания, навыки, ценности или продолжать овладевать богатствами культуры с помощью самообразования, самовоспитания. Для второго пути современная цивилизация создала все условия (книги, диски, библиотеки, музеи, конференции, публичные лекции и т.п.)

        Каган: «Воспитание есть не что иное, как формирование духовных потребностей, а одной из них является потребность не знающего предела, ненасытного культурного возвышения».

       Главная задача культуры – превращение человека из своего творения в своего творца. Человек должен уметь выйти за пределы повторения созданного, за пределы традиционных форм поведения и создавать новое, совершенствовать усвоенное, разгадывать неизвестное. Творческое начало – это главное отличие человека от животного. За счет реализации творческих способностей формируется новаторское начало в культуре. А за счет взаимодействия традиций и новаций культура развивается – это закон.

        У каждого человека творческое начало развито в разной степени. Поэтому культура устанавливает разделение труда: кто-то преимущественно создает новое, кто-то воспроизводит, сохраняет новое, превращая его во всеобщее достояние.

Потребности и интересы.

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т. д.).

Осознанная потребность – это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто далеки от объективных или прямо противоположны им.

Потребности индивида – это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом.

Статусные потребности – это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.

Классификации потребностей

1. Закон возвышения потребностей (марксизм):

 а) биологические (органические, материальные);

б) социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.;

 в) духовные (идеальные, познавательные). Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

2. Иерархия потребностей (А. Маслоу).

1) Первичные (врожденные):

физиологические потребности (голод, жажда, воспроизводство рода и т. п.). Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма последствия. К физиологическим потребностям относятся и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения: потребность в пище может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т. д.

экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia – существование): в безопасности и защите (долговременное выживание и стабильность), комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. д.

2) Вторичные (приобретенные):

социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности; Потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие). Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. На этой потребности произрастают и националистические, и патриотические чувства.

престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте. Потребности самоуважения (значение, компетентность). Самоуважение предполагает, во-первых, потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности.

духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации. Потребности в самоактуализации (реализация потенциала) – это желание человека стать тем, кем он может стать, а значит, достичь вершины потенциала.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Интерес – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Классификация интересов: а) по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества; б) по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

Объективный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить.

Объективный социальный интерес – это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов.

Осознанный интерес – это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, отличаться от него, а может вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека.

Реализуемый интерес – это путь субъекта к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может совпадать с осознанным интересом и противоречить ему.

От интереса следует отличать склонность – избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Социальные ценности и нормы

      С древних времён люди использовали в повседневной жизни, определённые правила, которые нарушать было нельзя. Так постепенно сформировались различные социальные ценности.

Ценность — это то, что человек добывает и сохраняет своими действиями.

Айн Рэнд (1905 – 1982)

С древних времён люди использовали в повседневной жизни, определённые правила, которые нарушать было нельзя. Так постепенно сформировались различные социальные ценности. Что же можно отнести к социальным ценностям, сегодня?

 

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Важно понимать, что те ценности, которые приняты, в конкретном обществе могут, не являться таковыми для конкретного человека. В этом случае речь идёт о ценностной ориентации личности.

Социальная ориентация личности – это ценности которые разделяет каждый конкретный человек.

 

Например, для кого-то высшей целью является сделать успешную карьеру, для этого он стремится получить качественное образование, найти хорошую работу, обзавестись связями и как можно быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Для другого человека более важно стать знаменитым писателем. Для этого он занимается самообразование, пытается найти средства самовыражения, принимает участие в культурных мероприятиях, пишет книги, рассказы, стихи.

Очень важен и тот факт, что ценности, которые поставил перед собой человек, будут оказывать влияние на его поведение в обществе в целом, а их совпадение может послужить основой социальных связей.

Социальные связи – это взаимоотношения людей в обществе.

Социальные ценности являются теми критериями для оценок, которые ставит общество человеку.

 

Таким образом, в системе таких оценок можно выделить следующие виды поведения человека в обществе.

 

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальная норма – это общепринятое правило, которое устанавливает границы допустимого поведения в обществе.
Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

С социальными нормами, человек сталкивается с самого своего рождения.

Примером этому могут послужить известные стихи.

«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо?»

Владимир Маяковский (1893 – 1930)

 

И действительно, самого детства родители постоянно объясняют нам как себя можно или нельзя вести, что можно, а что нельзя делать. Об этом ещё говорили во времена древнегреческого философа Аристотеля.

«Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными – поступая умеренно, смелыми – делая смелые поступки. Поэтому немаловажно то, что мы формируем те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»

Аристотель (385 – 322 гг. до н.э.)

 

В обществе действуют много социальных норм.

 

По своей направленности, принято выделять запрещающие или разрешающие социальные нормы. К таким нормам можно отнести правила дорожного движения. В них, чётко прописано, что можно, а что нельзя делать на дороге. Например, дорогу разрешено переходить на зелёный свет, и запрещено на красный.

По степени обязательности, принято выделять: нормы - правила – это обязательные нормы поведения для людей в обществе. Например, военные, здороваясь, отдают честь. И нормы - ожидание – это поведение, которое допустимо, но не желательно. Например, опоздать на урок в школе.

 

По своей форме принято разделять на формальные и неформальные нормы.

Неформальные социальные нормы – это исторически сложившееся в процессе развития общества правила, которых люди придерживаются в повседневной жизни и руководствуются ими для принятия каких-либо решений.

Главной особенностью неформальных социальных норм, является то, что человек придерживается их добровольно, то есть без принуждения со стороны общества и государства. Но их соблюдение обеспечивается влиянием общества на конкретного человека, то есть силой общественного мнения. Как правило, это происходит через осуждение, порицание, неодобрения обществом каких то, действий или поступков человека.

Формальные социальные нормы – это специально придуманные и чётко прописанные правила и нормы поведения человека в обществе, за нарушение которых человек несёт ответственность, вплоть до определённого наказания.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Как правило, данные нормы закреплены в законах. За соблюдением таких норм следят специальные государственные органы. Например – полиция, прокуратура, суды и другие.

Так же социальные нормы можно разделить и по сфере их применения. В этом случае, выделяют следующие виды социальных норм:

  • моральные нормы;
  • правовые нормы;
  • религиозные нормы;
  • политические нормы;
  • эстетические нормы.

Моральные нормы – это нормы поведения, нарушение которых вызывает осуждение в обществе. Как правило, нормы морали заключаются в представлении человека о добре и зле, плохом и хорошем, или о допустимом и не допустимом поведении.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Правовые нормы – это принятые нормы поведения, которые установлены государством.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Религиозные нормы – это правила поведения, принятые в религиозных обществах. Например, в христианстве, исламе или буддизме.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Политические нормы – это правила, регулирующие поведение гражданина в государстве и использование им гражданских прав и свобод.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Эстетические нормы – закрепляют представления человека, о красивом и некрасивом и как правило являются индивидуальными для каждого человека.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

 

В основном регулирование поведения людей в обществе происходит посредством запретов. Об этом ещё писал английский писатель Льюис Кэрол, в «Алисе в стране чудес».

 

«Нельзя делать то, что нельзя».

Льюис Кэрролл (1832 – 1898)

В целом можно говорить о том, что регулирование поведения людей можно осуществить следующими способами:

  • дозволение;
  • предписание;
  • запрет.

Дозволение – это рекомендации по нормам поведения, которые не являются обязательными.

Социальная ценность – это разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом убеждения, касаемо поставленной цели.

Предписание – это указание которое необходимо исполнять, в независимости от того нравится ли оно человеку или нет.

Запрет – это поступки, которые человек не должен совершать не при каких обстоятельствах.

Можно ли говорить о том, что социальные нормы имеют всеобщий характер? Несомненно, можно. Наверное, если бы можно было их отменить человек не смог бы, развиваться дальше и постепенно бы вернулся бы к образу жизни первобытных людей.

 

 

На всеобщий характер социальных норм, прежде всего, указывают их признаки.

 

Многие социальные нормы сложились очень давно, и мы с вами не задумываемся о том, когда их применяем. Мы их воспринимаем как, что-то обыденное и повседневное, а многие из них просто стали привычкой. Например, мы здороваемся со знакомыми и жмём руки при встрече, желаем приятного аппетита и спокойной ночи.

 

«Человек — верный раб привычек, и многие мелочи повседневной жизни только кажутся ему существенно важными, а на самом деле они сделались такими единственно в результате привычки».

Эдгар Аллан По (1809 – 1849)

Но не все привычки полезны, есть среди них и вредные и даже опасные, например, говорить с набитым ртом, перебивать старших, курение и употребление алкоголя, употребление наркотиков, интернет-зависимость и другие.

 

Но, многие привычки, которые распространяются на общество в целом, и которые также можно отнести к социальным нормам это: обычаи и традиции.

Обычаи – это исторически сложившееся примеры поведения людей в обществе, которые возникли в результате многократно повторения определённых действий.

Например, празднование нового года или дня рождения.

Традиции – это представления, которые стали традиционными, то есть переданные из поколения в поколение.

 

Как правило, традиции относятся к культурному наследию общества и их необходимо придерживаться всем членам общества.

 Примером, традиции, могут быть религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество.

 

Некоторые ученные относят к социальным нормам и моду. В случае с модой общество устанавливает нормы, как должен выглядеть человек в определённой ситуации. Например, нельзя прийти в школу в плавках, так как в ней прият деловой стиль одежды. Так, же для большинства общества является неприемлемым стиль одежды, которого придерживаются и так называемые неформальные группы: панки, рокеры, байкеры, хиппи и другие. Как правило, их внешний вид подвергается общественному осуждению и порицанию.

Мотивы и предпочтения.

Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных человеком целей.

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения.

Психологи называют это мотивом, то есть тем, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определённой потребности.

Мотивы индивидуальны для каждого человека.

Однажды прохожий, идя мимо стройки Шартрского собора, спросил у каменщиков: «Что они здесь делают?»

– Мне нравится таскать камни, – ответил первый.

– Я зарабатываю на пропитание, – сказал второй.

– А я строю храм.

Как мы видим, в трёх ответах людей, занятых общим делом (постройкой собора), отражены совершенно разные мотивы.

Мотивы человека – это важный фактор для достижения успеха в любой деятельности. Мотив заставляет человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.

Иногда мотивы могут вступать в противоречие один с другим, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать главу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос:

«Для чего я это делаю?». «Я учусь для того, чтобы …» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Говоря простым языком, мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.

Стоит отметить что мотив очень часто путают с такими понятиями, как потребность или цель.

Потребность – это прежде всего желание человека восполнить нехватку чего-либо.

Цель – это конечный результат, на достижение которого направлена деятельность человека.

Например, голод – это потребность человека в еде, желание поесть – это мотив, ну а сама еда – это конечная цель.

Психологи выделяют следующие виды мотивов человека.

По мнению психологов, можно выделить следующие виды мотивов: внутренние и внешние, положительные и отрицательные, устойчивые и неустойчивые.

Внешние мотивы. Это мотивы, которые не связаны с содержанием какой-то деятельности, а обусловлены внешними для человека обстоятельствами. Например, если у вашего друга появился новый сотовый телефон, то у вас может появиться мотив заработать денег и купить себе такой же или даже лучше.

Внутренние мотивы. Связаны с деятельностью только самого человека. Например, вы занимаетесь спортом, потому что это доставляет вам положительные эмоции.

Причём если вы поделитесь своими соображениями со своими друзьями, то для кого-то ваш внутренний мотив может стать внешним.

Положительные мотивы основаны на положительных стимулах. Например, если я буду хорошо учиться, то родители купят мне новую игровую приставку.

Отрицательные мотивы основаны на отрицательных стимулах. Зачастую отрицательные мотивы связаны с угрозой наказания. Например, если я утром не встану вовремя, то опоздаю в школу и могу получить запись в дневнике.

Устойчивые мотивы. Эти мотивы основаны на удовлетворении естественных потребностей человека. Жажда, голод, отсутствие боли и так далее.

Неустойчивые мотивы постоянно требуютвнешней поддержки. Например, желание похудеть, отказаться от вредных привычек и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.064 с.)