Система упражнений в обучении иностранным языкам. Современный урок иностранного языка в школе. Типология уроков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система упражнений в обучении иностранным языкам. Современный урок иностранного языка в школе. Типология уроков.



УПРАЖНЕНИЕ – достаточное количество однотипных действий с целью формирования и совершенствования речевых Н и У. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ – совокупность логически последовательных упражнений в соответствии с этапами усвоения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ УПРАЖНЕНИЙ

1. лингвистический подход, начало 20 века, Эгенгр Учитывается интерес обучаемых к упражнениям; материал усваивается лучше, если помещен в контекст и сопоставлен со старым, уже известным материалом. Упражнения должны быть адекватны цели. Усвоение языковых форм должно сопровождаться анализом их составляющих.

2. психологический (Пальмер) Он впервые обратил внимание на психологические аспекты, учел этапы усвоения материала (введение, тренировка, применение). Но в основе обучения лежало запоминание.

3. психологолингвистический (Грузинская) учла достоинства первого и второго методов. Она делила упражнения по аспектам и по видам РД: - рецептивный этап (объяснение); - репродуктивный (повтор); - продуктивный (применение). Она выделила объект усвоения. Но здесь нет этапа тренировки.

1. методический (Пасов, Комков). Учитываются функции языка, степень интенсивности коммуникации, различаются языковые и речевые навыки, учли этапы усвоения, отсутствие/ наличие коммуникации. Система упражнения включает типы:- ознакомительные (переводные и беспереводные) - тренировочные (языковые, условноречевые); - на применение (речевые).

Пассов отрицает необходимость языковых упражнений, предлагает условно-речевые.

КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ УПРАЖНЕНИЙ. Включает три компонента:

- инструкция (цель), - выполнение упражнения (исполнительский), - оценочный компонент (результативный). ХАРАКТИРЕСТИКА УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА

А. формирование знаний и первичных умений = введение материала.

Целью является семантизация материала и его контроль (раскрытие значения НЛЕ).

Для грамматического материала используется связный контекст, эвристическая беседа, дедуктивный и индуктивный способ преподнесения материала. Для лексического материала используется связный контекст, если значения иностранного и родного языка совпадают. Если нет, то используется перевод. Для фонетического материала используется связный контекст (стихи, песни и т.д.). На данном этапе используются ознакомительные упражнения (переводные и беспереводные). Среди переводных – перевод и перевод-толкование. Среди беспереводных – дефиниция, наглядность, мимика, жесты, действия, контекст.

Б) формирование и совершенствование языковых и речевых навыков.

Используются языковые и условно-речевые упражнения = лексические, грамматические и фонетические упражнения.

Языковые упражнения (овладение формой). Недостатки: отсутствие коммуникации, лишены ситуативности, лишены интереса для большинства, непригодны для устного применения, постоянное обращение к правилу, предполагает ошибки. Соответственно они не пригодны для формирования навыков говорения, но могут помочь в осознании формы.

Условноречевые упражнения. Есть ситуация общения, коммуникативная задача, образец. Виды упражнений: иммитативные, подстановочные, трансформационные, дифференцировочные. Имитационные упражнения нацелены на повторение, развивают кратковременную память и формируют навык правильного воспроизведения языковых и речевых единиц. Например, повтори звуки за диктором; хлопните, когда услышите звук [r], прослушайте и скажите, что вы это тоже делаете. Подстановочные упражнения направлены на совершенствование навыков владения аспектными структурами (лексика, грамматика, фонетика). Формируют элементарное умение использовать новый материал в речи. Например, соотнесите части предложений, вставь артикли, сравните наш город и Минск. Дифференцировочные упражнения (средство предупреждения ошибок) направлены на различение явлений и формирование механизма противопоставления. Например, прочтите текст и выпишите предложения с прошедшим простым временем. Трансформационные упражнения: поставь предложение в past simple, сделай утвердительное предложение вопросительным; составь начало рассказа.

В) формирование речевых умений = упражнения в описании, выражении отношения оценки. Требования: речемыслительные задания разного уровня, естественность, ситуативность общения, мотивированность говорящего, одноязычно. Система упражнений в обучении и.я.

Все упр-я взаимосвязаны и образуют единство, целостность. Сущ-ют 3 осн. подхода к изуч-ю с-мы упр-й: 1. Психол. (рецепт., репродукт., продукт. - Пальмер), 2. Лингвопсихол. (яз.и реч. - Рахманов:), 3. дидактико-метод. (информац., трениров., речевые – Комков). В контексте этих 3 подходов разл-ются: 1) сущность, 2) типология и 3) системная орг-ция упр-й. 1) Сущность: упр-я раскр-ся в их стр-ре: а) инструкции: ~ком. => на смысл. стор. выск. (выразите согласие), ~неком. - трениров. (обр. вним. на яз. форму, ее различие, преобраз-ние); б) способ действия – учеб. действ. (подстан., трансформац.) и режимы работы (уч.-кл., уч.-уч.); в) контроль – традиц. и тест. 2) типология – класс-ция упр-й по общности признаков (решаемым учеб. задачам). Виды: диффер., идентифицирующие, имитац., репродукт., подстанов., трансформац., вопр.-ответные, переводные, описат. Типы: некомм., УРУ и комм. Подсистемы упр-й: информацион. (форм. знаний), трениров. (разв. и соверш-е навыков), реч. (разв. реч. умений). 3) системная орг-ция. Интеграция подсистем образует 3 класса системных образований: а) инф. + тренир., б) тренир. + реч., в) реч. + инф. Подобн. комплексы позвол. решать шир. круг задач.

5 типов уроков в соотв. с логикой форм-ния знаний и разв-я навыков и умений: 1. ур. сообщения нов. знаний и первичн. их закрепл-я, 2. ур. форм-я яз. и реч. навыков, 3. ур. разв-я реч. умений, 4. комбинир. уроки, 5. контрольно-отчетные. Система упр-й – послед. размещение всех видов и типов упр-й с учетом закономерностей формир-я навыков и умений и обеспеч-е макс.уровня владения языком.

Этапы усвоения: I. Введение материала. Задача: формирование знаний и первичных умений. Тип упр-й: ознакомит-е (Р1) – средства раскрытия значения: 1) беспереводные: виды упр-й: а) предметная наглядность, б) изобретательная наглядность, в) контекст, ситуация, г) словообраз. анализ, д) языков. догадка, е) интернационализмы и др. 2) переводные: виды упр-й: а) перевод, б) толкование на род. я. Способы контроля: беспереводный и переводный. II. Тренировка, автоматизация. Задача: формирование навыков: 1. языковых и 2. реч. – (соотв-но) типы упр-й: тренировочные 1. яз. и 2. УРУ. Их виды: а) дифф-ные, б) имитац., в) подстанов., г) трансформ. Примеры: 1. а) Найдите в тексте пассив. конструкции (д), б) повт. хором за уч-лем (и), в) вставьте гл-л в нужной форме (п), г) напишите сущ-е во мн.ч.; 2. Скажи, что ты сделаешь это завтра, Скажи, что ты обычно так поступаешь. Способы контроля: üРазличение в новых контекстах, üподстановка, üтрансформация в новых ситуациях. III. Применение, активизация. Задача: Развитие реч. умений (комм. компетенции). Тип упр-й: речевые (Р2): 1. продуктивные виды РД – 1) говорение и 2) письмо, 2. рецептивные виды РД – 3) ауд-е и 4) чт. Виды упр-й: 1) -расскажи, -побеседуйте о, -поинтересуйтесь, -выскажи свое мнение о, -аргументируй и др., 2) -выпишите предл-я, харак-щие…, -напиши реферат, -напиши письмо другу и др.; 3) -прослуш. текст и ~скажите, что…, ~озаглавьте его, ~выскажите св. мнение, 4) -прочит. текст и ~разделите его на части, ~озаглавьте, ~скажите, что вы думаете и т.д. Способы контроля: Решение комм. задач в аналог. или новых ситуациях.

 

15.Система планирования учебно-воспитательного процесса

Важнейшим условием эффективности занятий по иностран­ному языку является планирование учебной деятельности препо­давателя и учащихся на каждый урок и систему уроков. Различают поурочное, тематическое и перспективное планирование

занятий.

Целью поурочного планирования является определение со­держания урока и последовательности действий преподавателя по обучению и учащихся по овладению учебным материалом.

Поурочный план - рабочий документ преподавателя. В нем даются определение темы урока, способы ее реализации, материальное обеспечение. План должен быть конкретным и, по воз­можности, кратким. В нем указываются знания, навыки, умения, которые должны быть сформированы, упражнения для их дости­жения, тексты, время, отводимое на каждый компонент урока. Подробные планы - конспекты учебных занятий - рекомендуют­ся лишь для начинающего преподавателя. Их составление явля­ется обязательным при участии в педагогической практике. Ма­териалы для поурочного планирования приводятся в «Книге для преподавателя», входящей в состав большинства учебно-методических комплексов.

Тематическо е планирование охватывает серию уроков, объе­диненных одной темой. Как правило, это одна из тем общения, а также лексико-грамматический и страноведческий материал по ее реализации. При разработке тематического плана определяют­ся общая цель уроков, цель каждого урока, реализация цели на каждом этапе урока. Таким образом, тематическое планирование выражается в разработке общей схемы серии уроков по теме, входящей в программу обучения на его конкретном этапе.

Перспективное планирование определяет систему работы преподавателя и учащихся на весь этап обучения. В нем опреде­ляются цели обучения на отдельных подэтапах, уровень владе­ния языком, достигаемый на каждом подэтапе, формы контроля.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.007 с.)