Методика преподавания истории как наука: предмет, задачи и осн-ые факторы методики обуч-я истории, методы научного исслед-я. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания истории как наука: предмет, задачи и осн-ые факторы методики обуч-я истории, методы научного исслед-я.



Методика преподавания истории как наука: предмет, задачи и осн-ые факторы методики обуч-я истории, методы научного исслед-я.

Слово методика происх от греч. методос способ познания. МПИ – педагог. науч. дисциплина, исслед. процесс обучения истории с целью использов-я его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образов-я, восп-я и развития подраст. поколения. Предметом явл. пр-сс обучения истории с его закономерностями и связями с др науками. МПИ разрабатывает содерж-е, организацию и методы обуч-я в соотв-вии с возра-тн. особ-ми учащихся. МПИ изучает учеб. деят-сть у-ся в связи с целями и содерж-ем обучения. Цели преподавания определяют содерж-е обуч-я. В соответствии с целями и содерж-ем избирается оптимальная организация преподавания и учения.

Определение целей д/но учитывать развитие учащихся, их знания, умения. Поставленные цели д.б. достижимы. Обязат-ный компонент пр-са обучения – содерж-е. МПИ как наука призвана ответить на след-шие практические вопросы: зачем учить, т.е.какие цели нужно и можно ставить с учётом возра-стных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьн.курсов. Чему учить? т.е. каков оптимальный отбор содерж-я и какова его стр-ра, чтобы с наибольшим успехом осуществить цели обучения

Методы: Индуктивный метод – преподаватель обычно идёт от конкретных фактов, ч/з их разбор и обобщение к формир-ю понятий. Дедуктивный метод – уч-ся сначала знакомятся с теоретич. положениями, а затем изуч. конкрет. факты. Метод исл-ния пров. наблюдением и эксперимнтом. В первом случае иссл-ль не оказ. возд-вия на пр-сс обучения, а получает знания о достижениях и недостат­ках в практике преподавания истории. Анализ практики препода­вания включает в себя: изучение опыта, освещенного в пед-ой печати; изучение док-ов, отражающих рез-ты обуч-я: сообщений учителей, письм-х работ учащихся, кон­спектов и протоколов разборов уроков, анкет и т. д.; непосредственное наблюдение процесса обучения (посеще­ние уроков, оценка целей, содерж-я, организации обуч-я). Во втором случае экспериментальное (опытное) исслед-е состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целена­правленно -вмешивается в процесс обучения и в соответствии с задачами исследования изменяет, перестраивает процесс обуче­ния, вносит нов эл-ты в содерж-е, средства, приемы обуч-я и т. д. Изменяя любой компонент процесса обучения, не­обходимо соблюдать общие его закономерности. Виды эксперимента: 1) опытное преподавание. Например, в ряде школ постоянно появ-ся новые, : называемые пробные учебники. Они проходят эксперимен­тальную про-верку в опытном преподавании) экспериментальные уроки; 2) экспериментальные занятия (внеурочные занятия с группой) Задачи МПИ: Важнейшей задачей методики является развитие мышления учащихся как одной из целей и одного из условий обучения исто­рии. Задачи развития исторического мышления учащихся, форми­рования у них умственной самостоятельности требуют и соответ­ствующих методов, приемов и средств обучения.

Одной из важнейших задач является раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспита­ния, образования и развития при обучении истории.

Общая классификация умений:

Учебно-организационные – планирование деятельности, организация выполнения заданий, самооценка, режим дня. Речевые (письменные и устные) – умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать. Учебно – информационные – с книгой, учебником, хрестоматией, справочниками, библиографией, каталогом. Учебно – интеллектуальные – мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль.

Методика формирования умений: 1. Формирование ориентировочной основы умения. 2. Первичное применение операций учащимися при самостоят-ом выполнении заданий. 3. Тренировочные задания. 4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.

 

Методика преподавания истории как наука: предмет, задачи и осн-ые факторы методики обуч-я истории, методы научного исслед-я.

Слово методика происх от греч. методос способ познания. МПИ – педагог. науч. дисциплина, исслед. процесс обучения истории с целью использов-я его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образов-я, восп-я и развития подраст. поколения. Предметом явл. пр-сс обучения истории с его закономерностями и связями с др науками. МПИ разрабатывает содерж-е, организацию и методы обуч-я в соотв-вии с возра-тн. особ-ми учащихся. МПИ изучает учеб. деят-сть у-ся в связи с целями и содерж-ем обучения. Цели преподавания определяют содерж-е обуч-я. В соответствии с целями и содерж-ем избирается оптимальная организация преподавания и учения.

Определение целей д/но учитывать развитие учащихся, их знания, умения. Поставленные цели д.б. достижимы. Обязат-ный компонент пр-са обучения – содерж-е. МПИ как наука призвана ответить на след-шие практические вопросы: зачем учить, т.е.какие цели нужно и можно ставить с учётом возра-стных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьн.курсов. Чему учить? т.е. каков оптимальный отбор содерж-я и какова его стр-ра, чтобы с наибольшим успехом осуществить цели обучения

Методы: Индуктивный метод – преподаватель обычно идёт от конкретных фактов, ч/з их разбор и обобщение к формир-ю понятий. Дедуктивный метод – уч-ся сначала знакомятся с теоретич. положениями, а затем изуч. конкрет. факты. Метод исл-ния пров. наблюдением и эксперимнтом. В первом случае иссл-ль не оказ. возд-вия на пр-сс обучения, а получает знания о достижениях и недостат­ках в практике преподавания истории. Анализ практики препода­вания включает в себя: изучение опыта, освещенного в пед-ой печати; изучение док-ов, отражающих рез-ты обуч-я: сообщений учителей, письм-х работ учащихся, кон­спектов и протоколов разборов уроков, анкет и т. д.; непосредственное наблюдение процесса обучения (посеще­ние уроков, оценка целей, содерж-я, организации обуч-я). Во втором случае экспериментальное (опытное) исслед-е состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целена­правленно -вмешивается в процесс обучения и в соответствии с задачами исследования изменяет, перестраивает процесс обуче­ния, вносит нов эл-ты в содерж-е, средства, приемы обуч-я и т. д. Изменяя любой компонент процесса обучения, не­обходимо соблюдать общие его закономерности. Виды эксперимента: 1) опытное преподавание. Например, в ряде школ постоянно появ-ся новые, : называемые пробные учебники. Они проходят эксперимен­тальную про-верку в опытном преподавании) экспериментальные уроки; 2) экспериментальные занятия (внеурочные занятия с группой) Задачи МПИ: Важнейшей задачей методики является развитие мышления учащихся как одной из целей и одного из условий обучения исто­рии. Задачи развития исторического мышления учащихся, форми­рования у них умственной самостоятельности требуют и соответ­ствующих методов, приемов и средств обучения.

Одной из важнейших задач является раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспита­ния, образования и развития при обучении истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.007 с.)