Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природосообразность в работе школы.
Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» сформулировал правила естественного учения и обучения, а также правила искусства обучать наукам. В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей. Приведем пример принципа, обозначенного им как "Все из собственных корней". Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: "Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня… От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей… Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны". Отсюда великий педагог делает вывод, что "правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами". Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение приведём цитату:«Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии». Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: "Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад”.
Деятельность учителя. Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей. Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу? Прежде всего – любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом». Трудолюбие – важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знания и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь. Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы – мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети – «самые настоящие обезьяны; ведь чтобы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое. Дурной пример педагога очень вреден, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Плох учитель – плохи и его ученики. «Учителя, – считает Коменский, – должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».
Коменский был одним из вождей религиозно-трудовой общины «чешских братьев», выражавших чаяния широких демократических слоев Чехии, принимал активное участие в борьбе против католической церкви – и это была борьба не только за свободу своего народа, но и всего человечества. Идеи трудового воспитания и обучения проходят красной нитью через всю педагогическую концепцию Коменского. Подготовка детей и молодежи к серьезному и обязательному труду в будущем; формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие, добродетельность, выносливость; формирование физических и умственных способностей – таковы лишь некоторые задачи, которые, по мнению педагога, должны реализоваться в процессе трудового воспитания. Перечисляя виды трудовых занятий, которые обязательны для всех учащихся, Коменский предлагал учителю реализовать разработанные им дидактические принципы: от простого к сложному, наглядность, активность и другие, противопоставляя тем самым и практические занятия схоластическому образованию. Роль книг в обучении. Как справедливо отмечали в своем послесловии инициаторы издания 1970 г., "пламенные слова Я. А. Коменского о книгах, как сокровищах, более ценных, чем золото, как главных орудиях образования, принадлежат к самым метким и прекрасным словам, которые были высказаны в истории человеческой образованности о назначении книг" (Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом культуры природных дарований. - Прага; Москва, 1970, с. 30). Речь Коменского - это гимн книгам, гимн "безмолвным учителям", способным, как никто другой, поддержать "жизнь памяти и ума", гимн "восхитительному могуществу книг, их величию и даже божественной силе!" И вместе с тем Коменский в своей речи ставил задачу не только "воспламенить" у своих учеников "любовь к книге", но и научить их "наилучшим способам употребления... этих сокровищ мудрости". ("Ибо, - как отмечает Коменский,- ученым сделают тебя не книги, а работа над ними".) Решению именно этой задачи, т. е. раскрытию лаборатории работы с книгой, посвящены три из четырех частей его речи. Коменский "выносит на свет это сокровенное", дает мудрые и ценные советы, не пренебрегая вещами, казалось бы, самыми элементарными, а по сути именно теми, которых до сего времени недостает всем, кто начинает самостоятельную умственную жизнь: принципы отбора книг, методика чтения, техника выписок и т. д. За всем этим - не только богатейший личный опыт общения Коменского с книгой, но и всеобъемлющий педагогический анализ книги как "первейшего инструмента развития природных дарований". Коменский в своей речи отмечает три застарелые "общие болезни" школ, уклоняющихся "от истинного пути": стремление "загружать умы абстрактными пустяками", обилие "умозрительных наставлений", "изнуряющих умы", и подмена этими наставлениями, подкрепленными "цитатничками, антологийками, сборничками проповедей" и т. д., самостоятельного "чтения авторов". Книги не могут излечить эти болезни, но могут дать противоядие против них. Подчеркивая еще раз в этой связи необходимость подлинного образования, Коменский рекомендует "читать прежде книги реальные, нежели наполненные пустыми словами, т. е. те, что толкуют о вещах, нужных для жизни"; читать книги, а "не книжонки", не удовлетворяться "каплями мудрости", оставляя ее "реки, озера, моря и сам океан" в стороне. Книги, подчеркивает Коменский, - "душа школ, которые, если не одушевлены книгами, мертвы". Эта мысль Коменского (книга - душа школы), как верно заметили авторы упомянутого послесловия к изданию 1970 г., "еще не везде осмыслена" (там же). Как не везде изжиты рецидивы тех застарелых болезней школ, о которых говорил Коменский в своей речи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.004 с.) |