Общественные и хозяйственные работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные и хозяйственные работы.



Вместе с Шацким для организации детской жизни прибыло несколько молодых людей, бывших его воспитанников в московских обществах. Среди них был студент Строгановского училища А. Гаврилов, будущий создатель изостудии в колонии. первая группа колонистов состояла из 25 детей постарше, потом приехали и остальные. всего в первое лето здесь было 47 мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 16 лет.

Шацкий сразу предоставил детям возможность самим решать свои дела. все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети назвали свою колонию «Бодрая жизнь». Вместе со взрослыми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд. Однако, по мнению Шацкого, труд детей должен быть, в отличие от труда взрослых, прежде всего образовательным.

Работа началась сразу. Разделились по возрасту и интересам на группы и бригады, выбрали «заведующих» и «бригадиров». Появились рабочие бригады по благоустройству территории из мальчиков 14-16 лет, которые вместе с Шацким и другими педагогами выкорчёвывали пни, прокладывали дорожки, достраивали помещения и выполняли другие трудовые работы. Младшие дети вскапывали землю, закладывали огород, высаживали ягодники и яблоневый сад. Девочки были направлены на кухню, в пекарню, прачечную и общежития для обустройства домашнего хозяйства.

Педагоги стремились организовать жизнь детей так, чтобы через труд они учились самообслуживанию, получали навыки жизни в коллективе, приобретали разносторонний жизненный опыт из контактов с окружающим миром. На общественный труд отводилось по пять часов в день.

На следующий год в колонию прибыло 55 детей. К этому времени здесь появились коровы, лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. В ближайшие годы число колонистов возросло до 100-150 человек.

Воспитанники о «Бодрой жизни».

Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето),

С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки, соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни».

 

Тема 5. Педагогические идеи и деятельность А. С. Макаренко.

Конспект 5.1.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. В 1914 г, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917-1918 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков, где с увлечением работал. В 1920 г. по поручению Полтавского губернского отдела народного образования организовал вблизи Полтавы «Трудовую колонию имени А.М Горького» для несовершеннолетних правонарушителей и стал ею руководить. Подростки и юноши, принятые в колонию, отличались недисциплинированностью, имели уголовное прошлое, не обладали навыками труда. Макаренко неустанно работал над созданием и воспитательного учреждения, и коллектива воспитанников. Его работа увенчалась настоящим успехом. В 1926 г. в образцовом учреждении, принимая и разделяя требования и правила проживания в колонии, безмерно уважая своего руководителя, воспитывалось 120 человек.

В этом же году колония переселилась в поселок Куряж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. И этот результат был достигнут.

С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В конце 1928 г. педагог начинает руководить коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Отметим, что А.С. Макаренко отводил трудовому воспитанию важнейшую роль в физическом, психическом, духовном развитии человека. «Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах и коммунарах умение заниматься любым видом труда, способствуя тому, чтобы труд постепенно становился источником творчества, предметом гордости и радости.

В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени А.М. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского - «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), художественно-педагогическое произведение по вопросам семейного воспитания «Книга для родителей» (1937). Он писал крупные произведения, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета».

К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.

К своим воспитанникам он подходил, руководствуясь правилом - «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать» в человеке лучшее.

Конспект 5.2.

План.

1). Принципы организации коллектива

2). Самоуправление.

3). Элементы логики дисциплины.

4). Признаки правильного режима.

5). Требования к наказаниям.

6). Формы бесед.

7). Педагогический центр.

8). Культработа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.006 с.)