Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского.



Конспекты

по дисциплине « Педагогика »

3 часть – раздел «История педагогики»

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ 202-19                                                                                                    

                                                                                                    Е.В. Соловьева

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

 

кандидат пед. наук, доцент                                                                Е.М.Захарова

 

 

 

 

Курган 2020

Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я.А. Коменского.

Конспект 1.1

Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Одними из самых известных трудов Я.А.Коменского, которые составили наследие современной педагогики являются труды "Великая дидактика" (общая теория обучения) и "Материнская школа", учебники латинского языка "Открытая дверь к языкам" и "Мир чувственных вещей в картинках", книга "Школа-игра".

"Великая дидактика" - задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории. Полное название книги звучит следующими образом:

«Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свой труд «Дидактика» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа». Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

"Пансофия" - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

"Материнская школа" – данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.

"Открытая дверь к языкам" - энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. "Мир чувственных вещей в картинках" - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному.

В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа».

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое».

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа-игра", которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

Конспект 1.2.

План

1) Причины неэффективного обучения.

2) Природосообразность в работе школы.

3) Деятельность учителя.

4) Роль книг в обучении.

5) Пять специальных правил обучения.

Деятельность учителя.

Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.

Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу?

Прежде всего – любовь к своему делу, которая побуждает наставни­ка юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изо­бражения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригина­лом».

Трудолюбие – важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знания и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки.

В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы – мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети – «самые настоящие обезьяны; ведь чтобы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое.

Дурной пример педагога очень вреден, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Плох учитель – плохи и его ученики. «Учителя, – считает Коменский, – должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

Коменский был одним из вождей религиозно-трудовой общины «чешских братьев», выражавших чаяния широких демократических слоев Чехии, принимал активное участие в борьбе против католической церкви – и это была борьба не только за свободу своего народа, но и всего человече­ства.

Идеи трудового воспитания и обучения проходят крас­ной нитью через всю педагогическую концепцию Ко­менского. Подготовка детей и молодежи к серьезному и обязательному труду в будущем; формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие, добродетельность, выносливость; формирование физических и умственных способностей – таковы лишь некоторые задачи, которые, по мнению педагога, должны реализоваться в процессе тру­дового воспитания. Перечисляя виды трудовых занятий, ко­торые обязательны для всех учащихся, Коменский предла­гал учителю реализовать разработанные им дидактические принципы: от простого к сложному, наглядность, актив­ность и другие, противопоставляя тем самым и практиче­ские занятия схоластическому образованию.

Роль книг в обучении.

Как справедливо отмечали в своем послесловии инициаторы издания 1970 г., "пламенные слова Я. А. Коменского о книгах, как сокровищах, более ценных, чем золото, как главных орудиях образования, принадлежат к самым метким и прекрасным словам, которые были высказаны в истории человеческой образованности о назначении книг" (Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом культуры природных дарований. - Прага; Москва, 1970, с. 30). Речь Коменского - это гимн книгам, гимн "безмолвным учителям", способным, как никто другой, поддержать "жизнь памяти и ума", гимн "восхитительному могуществу книг, их величию и даже божественной силе!"

И вместе с тем Коменский в своей речи ставил задачу не только "воспламенить" у своих учеников "любовь к книге", но и научить их "наилучшим способам употребления... этих сокровищ мудрости". ("Ибо, - как отмечает Коменский,- ученым сделают тебя не книги, а работа над ними".) Решению именно этой задачи, т. е. раскрытию лаборатории работы с книгой, посвящены три из четырех частей его речи. Коменский "выносит на свет это сокровенное", дает мудрые и ценные советы, не пренебрегая вещами, казалось бы, самыми элементарными, а по сути именно теми, которых до сего времени недостает всем, кто начинает самостоятельную умственную жизнь: принципы отбора книг, методика чтения, техника выписок и т. д. За всем этим - не только богатейший личный опыт общения Коменского с книгой, но и всеобъемлющий педагогический анализ книги как "первейшего инструмента развития природных дарований".

Коменский в своей речи отмечает три застарелые "общие болезни" школ, уклоняющихся "от истинного пути": стремление "загружать умы абстрактными пустяками", обилие "умозрительных наставлений", "изнуряющих умы", и подмена этими наставлениями, подкрепленными "цитатничками, антологийками, сборничками проповедей" и т. д., самостоятельного "чтения авторов". Книги не могут излечить эти болезни, но могут дать противоядие против них. Подчеркивая еще раз в этой связи необходимость подлинного образования, Коменский рекомендует "читать прежде книги реальные, нежели наполненные пустыми словами, т. е. те, что толкуют о вещах, нужных для жизни"; читать книги, а "не книжонки", не удовлетворяться "каплями мудрости", оставляя ее "реки, озера, моря и сам океан" в стороне. Книги, подчеркивает Коменский, - "душа школ, которые, если не одушевлены книгами, мертвы". Эта мысль Коменского (книга - душа школы), как верно заметили авторы упомянутого послесловия к изданию 1970 г., "еще не везде осмыслена" (там же). Как не везде изжиты рецидивы тех застарелых болезней школ, о которых говорил Коменский в своей речи.

Конспект 2.1.

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци(1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников воспитания детей, жизнь и развитие которых происходило в сложных социальных условиях. За ним справедливо закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы, Он сам закончил начальную, латинскую среднюю школу, обучался на филологическом и философском отделениях коллегиума, который не закончил из-за участия в кружке передовой молодежи, ведущем активную деятельность, обличающую общественные проблемы.

И.Г. Песталоцци стал организатором, практиком образования (руководил двумя сиротскими приютами, Бургдорфским и Ивердонским институтами (средняя школа и учительская семинария), крупным теоретиком педагогики, автором теории элементарного образования, применявшейся в XIX в. В начальной школе.

Начал свою деятельность Песталоцци в небольшом имении Нейгоф, которое приобрел, чтобы совершить некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось способностей к хозяйственному делу, его эксперименты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение. В это время он пришел к убеждению, что больше всего в его помощи
нуждаются крестьянские дети. В 1774 г. он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», куда собрал около 50 детей, которым самоотверженно отдавал все силы и материальные средства, обучая их летом - полевым работам, а зимой - ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали приличную одежду, родители уводили их и забирали себе деньги, которые они заработали. Песталоцци из-за нехватки средств пришлось закрыть школу. В 1780 он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. В нем педагог изложил свои взгляды, которые развивал впоследствии.

В 1781 г. выходит «Лингард и Гертруда, книга для народа», которая имела большой успех. Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. Песталоцци затрагивает насущную проблему - уровень образования народа, который можно повысить в условиях организованной системы образования. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению педагога, должно быть передано матерям. для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

За роман «Лингард и Гертруда» И.Г. Песталоцци был удостоен звания «гражданин Французской республики». Воодушевленный своим признанием, Песталоцци продолжил педагогическую деятельность. В 1798 г. в Швейцарии Песталоцци по поручению правительства организовал для беспризорных детей воспитательное учреждение - приют, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 1 О лет. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Но вскоре в связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону. Каждому человеку необходимо целенаправленное воспитание, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Конспект 2.2.

План.

1). Организация школы.

2). Содержание образования.

3). Воспитание как основная цель школы.

Организация школы.

Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей.
Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.
Песталоцци ставил перед системой воспитания задачу гармонического - физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. Он предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребенка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.
Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т. п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребенок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим.
В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения, во многом определивших его значение в истории педагогики. Первым было доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания Песталоцци считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует прежде всего научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.
Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении, т. е. таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов.
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире.
При всей ограниченности и утопичности общественно-политических взглядов Песталоцци его горячая любовь к народу, просветительская деятельность и выдвинутые им идеи оказали большое влияние на развитие мировой педагогической мысли.

Содержание образования.

И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Также и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.

Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

Идея природосообразности в обучении и воспитании в понимании И.Г. Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо —• слышать, нога — ходить, и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. УМ хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Воспитание как основная цель школы.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание, строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленныецели если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях. Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.

Конспект 3.1

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник отечественной научной педагогики и народной школы в России. Он продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. К.Д. Ушинский выступал за демократизацию образования, за равные права на образование всех слоев общества.

К.Д. Ушинский обучался в гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета, где были отмечены блестящие способности и выдающиеся успехи студента. В 1844 г. ученый совет университета присудил Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В возрасте 23 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в ярославский Демидовский лицей. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея. Последовали доносы на Ушинского и установление негласного надзора за ним. В 1849 г. после обвинения в неблагонадежности был отстранен от занимаемой должности. Через полтора года, проведенных в безуспешных попытках утроиться на преподавательскую работу в Ярославле, Ушинский переехал в Санкт-Петербург. Некоторое время зарабатывал на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами. Все это было недостаточным для Ушинского, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. «Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности», - говорил молодой Ушинский.

Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду.

Основная цель воспитания - духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.

Основные задачи воспитания: нравственное воспитание школьников, сближение религиозного и светского образования, воспитание у ребенка любви к труду, воспитание патриотических чувств.

Основные принципы воспитания: народность, христианская духовность, научность. Особое значение К.Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты.

Качества личности, формируемые в процессе нравственного воспитания: уважение и любовь к людям, любовь к Родине; искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, гуманность, правдивость, чувство собственного достоинства.

К средствам воспитания он относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя, считал обучение важнейшим средством нравственного воспитания. К.Д. Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний.

В 1854 г. Ушинский устраивается преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт, находившийся под покровительством императрицы. Задачей этого института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью: за не60льшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института дети выходили только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания».

В течение пяти лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (с 1854 по 1859 гг.) Ушинский стремился изменить старые и внедрить новые порядки и традиции, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 г. Ему удалось искоренить доносительство, характерное для учебных заведений закрытого типа, изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

 

Конспект 3.2.

План.

1). Упрямство и пути его преодоления.

2). Типы игр и их влияние на ребенка.

3). Причины лени и пути ее устранения.

Конспект 4.2.

План.

1). Организация колонии.

2). Режим.

3). Самообслуживающий труд.

4). Общественные и хозяйственные работы.

5). Воспитанники о «Бодрой жизни».

Организация колонии.

Педагог с известнейшим именем С. Т. Шацкий, благодаря успешной работе в обществе «Детский труд и отдых» в 19111911 году получил предложение о создании подобной колонии от М. К. Морозовой. Проект, где дети могли бы трудиться и отдыхать в летнее время, предполагалось развернуть на земле меценатки. Госпожа Морозова принимала самое активное участие в проектировке, помогала финансово благоустраивать территорию и возводить необходимые сооружения.

В кратчайшие сроки колония уже была готова принять первую группу, которая состояла из детей, чьи родители представляли рабочий класс и не могли обеспечить благоприятные условия жизни. Воспитанники прибыли в сопровождении наставников Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, которые готовы были принять на себя все вопросы, касающиеся воспитания в колонии.

На территории колонии к этому моменту уже было построено здание в два этажа с лоджией и балконами по всей протяженности верхнего этажа сооружения. Кухня была возведена из остатков строительных материалов, имела вид небольшого шалаша и была оборудована железной плитой. Наиболее трудоемкие работы были произведены рабочими, на плечи детей легла обязанность по благоустройству территории, соответственно личным нуждам и потребностям.

На помощь новым воспитанникам прибыли и бывшие ученики Шацкого, коих насчитывалось 4747 человек разного пола и возраста от 77 до 1616 лет. В их задачу входила совместная организация подобающих условий жизни в колонии.

Шацкий установил в общине порядок, при котором дети имели возможность самостоятельно улаживать личные дела и вопросы. Любые существенные темы обсуждались на ежедневных собраниях, на одном из которых воспитанниками было принято решение дать колонии Шацкого название «Бодрая жизнь». Другое, обоюдное решение воспитанников и воспитателей заключалось в обозначении трудовой деятельности, как основы жизненного уклада. Однако, по мнению самого педагога, труд этот, должен был носить образовательный характер.

Конспект 5.1.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. В 1914 г, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917-1918 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков, где с увлечением работал. В 1920 г. по поручению Полтавского губернского отдела народного образования организовал вблизи Полтавы «Трудовую колонию имени А.М Горького» для несовершеннолетних правонарушителей и стал ею руководить. Подростки и юноши, принятые в колонию, отличались недисциплинированностью, имели уголовное прошлое, не обладали навыками труда. Макаренко неустанно работал над созданием и воспитательного учреждения, и коллектива воспитанников. Его работа увенчалась настоящим успехом. В 1926 г. в образцовом учреждении, принимая и разделяя требования и правила проживания в колонии, безмерно уважая своего руководителя, воспитывалось 120 человек.

В этом же году колония переселилась в поселок Куряж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. И этот результат был достигнут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.061 с.)