Детский сад «Родничок» с. Хохлома 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский сад «Родничок» с. Хохлома



Детский сад «Родничок» с. Хохлома

Проект

Тема: «Лаборатория Почемучкина»

(подготовительная группа)

                                                                                                                  Подготовила:

                                      воспитатель высшей категории

                                  Колесникова Наталья Андреевна

 

Год

Содержание.

1. Актуальность проблемы……………………………………………………..3

2.Паспорт проекта……………………………………………………………….5

3.Диагностика……………………………………………………………………9

3.Перспективное планирование через реализуемые образовательные области………………………………………………………………………….. 11

4.Работа с родителями…………………………………………………………..19

5. Ожидаемые результаты……………………………………………………....20

6.Мониторинг реализации проекта…………………………………………….21

7. Литература…………………………………………………………………….29

8.Приложения (картотека опытов, НОД, мастер – класс) …………………....30

Консультации для родителей………………………………………………….60

 

 

Актуальность проекта

    Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.                                                                                                 К.Е.Тимирязев

    В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

  Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

 С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

   Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.     Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

  Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, разработала проект «Лаборатория Почемучкина». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

 

НАЗВАНИЕ «Лаборатория Почемучкина»
Руководитель проекта Воспитатель МДОУ д/с «Родничок»                             Колесникова Наталья Андреевна
Интеграция образователь -ных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Возраст воспитанников Дети подготовительной группы 6-7 лет
Состав группы Воспитанники подготовительной группы, воспитатель подготовительной группы – Колесникова Наталья Андреевна, родители воспитанников
Тип проекта Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Вид проекта Исследовательский  
Срок реализации проекта Один год
Проблема Кто такие исследователи?  
Цель проекта   Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта   1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; 2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; 3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); 4.Развивать наблюдательность; 5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; 6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Принципы Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности; -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка,эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; -обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы и технологии реализации проекта   Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.  
Формы работы Ø Совместная деятельность воспитателя с ребенком; Ø Самостоятельная деятельность детей; Ø Фронтальные занятия; Ø КВН, развлечения; Ø Наблюдения в природе; Ø Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; Ø Беседы по теме эксперимента; Ø Целевая прогулка.
Этапы работы над проектом 1 этап: Подготовительный Ø Мотивация детей. Ø Определение цели и задач проекта. Ø Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. Ø Разработка комплексно - тематического плана работы. Ø Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Ø Создание условий для самостоятельной деятельности детей: Ø создание центра экспериментально-поисковой деятельности; Ø Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; 2 этап: Основной Ø Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Ø Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Ø Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. 3 этап: Заключительный Ø Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей. Ø Проведение КВН «Мы - экспериментаторы»
Предполагае -мые результаты 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2.Создание единого инновационного пространства;                    3.Чёткое выполнение поставленной задачи;                                4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Материалы Ø Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль. Ø Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки. Ø Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей. Ø Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет. Ø Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди. Ø Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная. Ø Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Ø Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки. Ø Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля. Ø Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой. Ø Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Ø Клеенчатые передники, полотенца.    

    

Диагностика

В начале учебного года в группе была проведена диагностика уровня знаний характерных особенностей объектов неживой природы, использовались вопросы к детям о свойствах и качествах воды, песка, камней, воздуха. (см. Мониторинг стр.22 и Таблицу №1)

Усвоили полностью - 6%, усвоили частично – 56%, не усвоили – 38%

                       

С целью выявления отношения детей к экспериментированию был проведен мониторинг, для этого использовала методику Л.Н. Прохоровой  «Маленький исследователь». Диагностика проводилась с каждым ребенком отдельно и с помощью ее я определила интересы ребенка. Ребенку предлагалось посмотреть на картинку и осуществить последовательно три выбора: экспериментирование, игра, изо деятельность. Из 16 детей 50% предпочли игру, 38% - изо деятельность, и только 12% экспериментальную деятельность.(см. Таблицу №2)

После проведения диагностики, в результате наблюдения и бесед, определила причину низкой потребности детей в экспериментировании:

· Дети малоактивны в выдвижении идей;

· Пользуются доказательствами с помощью взрослого;

· Познавательный интерес неустойчивый.

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности, провела диагностику. За основу взяла свободные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.) (см. Таблица №3)

Из вышеприведенных результатов мы видим, что:

 12%% детей – познавательная потребность выражена сильно.

56% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

32% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Из таблицы видно, что в основном дети имеют средний и низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес неустойчив. Они не всегда понимают проблему. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, затрудняются сделать вывод, рассуждения формальны. Стремление к самостоятельности не выражено, нет устойчивого интереса. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию познавательного интереса у детей. Таким образом, на основе диагностического изучения детей разработала перспективный план работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность для старших дошкольников. План разработала на основе следующих программ: Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Веракса Н.Е., О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Дыбина, О.В., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

 Ожидаемый результат перспективного плана:

· Повышение познавательной активности через экспериментальную деятельность.

Перспективное планирование

Диагностика

Октябрь

«Воздух –невидимка»

Познавательное развитие   Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».   Дидактическая игра «Свойства воздуха». Просмотр презентации «Охрана воздуха»
Речевое развитие Беседа «Воздух – невидимка» -Беседа «Чистый воздух». Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»   Рассматрива-ние иллюстраций в книгах.    
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Полет на воздушном шаре»   Рисование (нетрадицион-ное): выдувание через соломинку.    
Социально-коммуникатив-ное развитие   Инсценировка сказки            «Соломинка, пузырь и лапоть»     Фотовыс-тавка «Где работает воздух»
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Шарики»; Дыхательная гимнастика «Ветерок»     Подвижные игры «Пузырь»; Игры «Надуй шарик»; эстафеты с воздушными шариками  

 

Ноябрь

«Вода – волшебница»

Познавательное развитие ФЦКМ «Волшебница вода»   Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Дидактическая игра «Свойства воды». Просмотр презентации «Кругово-рот воды в природе»
Речевое развитие Беседа «Кому нужна вода» Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» А.Введенский «Песенка о дожде»,Н.Забо-лоцкий «На реке» Рассматрива-ние иллюстраций в книгах.    
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Идет дождь»   Рисование акварельными красками, раскрашивание раскрасок    
Социально-коммуникатив-ное развитие   С-р игры «Стирка», «Мы готовим обед» Трудовое поручение «Мытье игрушек». Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев) Фотовыс-тавка            «Мами-ны помощни-ки»
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Волшебница вода»; Пальчиковая гимнастика «Большая стирка», «По воду»     Подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки»  
Декабрь

«Снег – снежок»

Познавательное развитие   Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Дидактическая игра «Свойства снега и льда». Просмотр презентации «Снег»
Речевое развитие Беседа «Защитные свойства снега» Чтение сказок «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка»   Рассматрива-ние иллюстраций в книгах,    
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Белый снег пушистый» Изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки» Рассматрива-ние снежинок через лупу; Рисование снежинок    
Социально-коммуникатив-ное развитие   Инсценировка сказки            «Снегурочка» Рассматрив-ание следов на снегу; Лепка снеговиков, постройка снежной крепости   Фотовыс-тавка «Снеговики»
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Зимние забавы»; Дыхательная гимнастика «Снежинки»     Подвижные игры «Снежинки»; «Меткие стрелки»  
Январь

«Я – человек»

Познавательное развитие ФЦКМ «Основные системы нашего организма»   Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу» Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек». Просмотр презентации «Строе-ние организ-ма»
Речевое развитие   Беседы «Зачем нужны уши, глаза, язык, т.д.», отгадывание загадок.   Рассматрива-ние иллюстраций в книгах.    
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Дети делают зарядку» Слушание музыки Рассматрива-ние иллюстраций в книгах, лепка, рисование.   Выставка рисунков 
Социально-коммуникатив-ное развитие   Инсценировка сказки «Красная Шапочка»              С-р игры «Больница», «Семья».   Фотовыс-тавка «Моя семья»
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Мой организм»; Пальчиковая гимнастика «Моя семья»     Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок».  
Февраль

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»

Познавательное развитие ФЦКМ «Волшеб-ные свойства магнита»   Эксперименты:«Притягивание предметов к магниту»,  «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».   Дидактическаяигра «Рыбалка» Просмотр презентации «Магнит»
Речевое развитие   Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом».   Дидактические игры: «Что лишнее», «Магнитная азбука»    
Художественно-эстетическое развитие   Изготовление игры «Магнитная рыбалка» Рисование «Компас», «Магнит на холодильник»   Выставка рисунков 
Социально-коммуникатив-ное развитие               С-р игры «Моряки», «Путешествен-ники»    
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Мой организм»; Пальчиковая гимнастика «Моя семья»     Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок».  

 

Март

«Чудеса растений»

Познавательное развитие ФЦКМ «Уход за растения-ми»   Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух». Дидактическаяигра «Как растет цветок» Просмотр презента-ции «Комнат-ные растения»
Речевое развитие   Беседа «Как мы ухаживаем за растениями»   Дидактические игры: «Что нужно для роста растений», «Садовник»    
Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Цветок для мамочки» Слушание П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки» Рассматрива-ние иллюстраций; рисование растений.   Выставка рисунков 
Социально-коммуникатив-ное развитие   Организация огорода на окне.        Дежурство в уголке природы.    
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Мир растений»; Пальчиковая гимнастика «Цветы». Подвижные игры «Елочки, пенечки»  
Апрель

«Земля – наш общий дом»

Познавательное развитие ФЦКМ «Земля – наш общий дом»   Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Дидактическаяигра «Живое – неживое» Просмотр презента-ции «Глина, песок»»
Речевое развитие   Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»   Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»»    
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Глобус» Слушание песен «Земля в иллюминато-ре» Рассматрива-ние иллюстраций, глобуса, карты полушарий.    
Социально-коммуникатив-ное развитие   С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».        Рассматрива-ние иллюстраций, с-р игры.    
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Планета»; Пальчиковая гимнастика «Планеты».     Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь».  
Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Познавательное развитие ФЦКМ «Солнце-звезда»   Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Дидактическаяигра «Горячо – холодно» Просмотр презента-ции «Значе-ние Солнца»
Речевое развитие   Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Дидактические игры: «Кому нужно солнце»    
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Солнеч-ный день» Слушание песен «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко» Рассматрива-ние иллюстраций.    
Социально-коммуникатив-ное развитие   Инсценировка сказки «У солнышка в гостях».        Рассматрива-ние иллюстраций, с-р игры.    
Физическое развитие   Утренняя гимнастика «Солнечные зайчики»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко».     Подвижные игры «Солнышко и дождик»,«День – ночь».  

Мониторинг

 

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

Ø «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,

Ø  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

Ø «Научите ребенка любить живую природу»,

Ø «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

Ø «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ(подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

 

Ожидаемые результаты.

Ø Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Ø Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

Ø У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Ø Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Ø Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

 

Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

      Новизна опыта представлена разработкой

проекта «Лаборатория Почемучкина», где представлено комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы;

«Картотеки опытов по загадкам, поговоркам, сказкам»;

Мастер-класса по экспериментированию «Приключения Буратино»;

Изготовление магнитных игр «Рыбалка», «Красная Шапочка»;

Создание компьютерных презентаций «Загадки о воде, снеге, льде», «Что лишнее».

Сильные стороны – использование метода проекта.

    "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где,и как я могу эти знания    применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

     Преимущества проектного метода:

· является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

· повышает качество образовательного процесса;

· служит развитию критического и творческого мышления.

· способствует повышению компетентности педагогов.

 

Слабые стороны - недостаточное обеспечение оборудованием для проведения индивидуальных экспериментов.

 

Перспектива продолжить работу по развитию исследовательской активности в школе.

 

Таблица №1

Определение уровня знаний характерных особенностей объектов неживой природы.

№ п/п

Имя, Фамилия

ребенка

Вода

Песок

Камни

Воздух

Уровень

н г кг н г к г н г к г н г к г н г к г
1 Купоросова К. + + + + +- + +- + + +
2 Лебедев В. + +  +- + +- + +-  +       +- +
3 Большаков Р. + + +- + +- + +- + +- +
4 Касаткин В. - +- - +- - +- - +- - +-
5 Рябкова С. +- + +- + +- + +- + +- +
6 Шляпникова Л. +- + +- + +- + +- + +- +
7 Носкова Д. +- + +- + +- + +- + +- +
8 Дзикович О. - +- - +- - +- - +- - +-
9 Большакова Н. +- + +- + +- + +- + +- +
10 Иванов В. +- + +- + +- + +- + +- +
11 Храмов В. - +- - +- - +- - +- - +-
12 Овчинников В. +- +- +- +- +- +- +- +- +- +-
13 Гуров С. - +- - +- - +- - +- - +-
14 Морозова П. +- +- +- +- - +- - +- - +-
15 Смирнова Н. +- + +- + +- +- +- + +- +
16 Хардин К. - +- - +- - +- - +- - +-

Усвоил полностью (+). Ребенок правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Усвоил частично (+-). Ребенок называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

Не усвоил(-). Ребенок не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

 

Уровень Начало года % Конец года %
Усвоил полностью (+) 1 6% 9 56%
Усвоил частично (+-) 9 56% 7 44%
Не усвоил(-) 6 38% 0 0%

 

Таблица  №2.  Данные по методике «Маленький исследователь»

№ п/п

Имя, Фамилия

ребенка

Экспериментирование

Игровой уголок

Изо деятельность

н г к г н г к г н г к г
1 Купоросова К.   +     +  
2 Лебедев В.   + +      
3 Большаков Р.     + +    
4 Касаткин В.     + +    
5 Рябкова С.   +     +  
6 Шляпникова Л. + +        
7 Носкова Д.         + +
8 Дзикович О.     +     +
9 Большакова Н.   +     +  
10 Иванов В. + +        
11 Храмов В.     + +    
12 Овчинников В.     + +    
13 Гуров С.     + +    
14 Морозова П.         + +
15 Смирнова Н.   +     +  
16 Хардин К.     + +    

Выявление отношения детей к экспериментированию



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.112 с.)