Общие правила реализации сценария 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие правила реализации сценария



Предложенная нами технология подразумевает соблюдение следующих правил:

– обязательный выход за пределы заданного, свободное хождение по довольно обширному и разнообразному пространству в оговоренных пределах территории;

– работа в группах для актуализации внешнего диалога, вовлечение участников с разнообразным опытом и интересами в дискуссию между собой;

– наличие заданного направления фокусировки поиска объекта для возможных исследований для группы (в самой широкой рамке: живая природа, неживая природа.человек и общество – история,человек и общество – современность);

– наличие ориентировочной основы алгоритма деятельности – опорного конструкта для детализации собственного замысла в группе (лист для пометок при конкретизации идеи замысла исследования);

– заданные временные рамки каждого этапа деятельности в ходе рождения замысла исследования на местности (времени должно быть достаточно, но оно имеет ограничение для синхронизации работы групп);

– свободный формат представления идеи замысла в виде образа, схемы, плаката на большом листе ватмана (значима трансформация формы для большего осмысления содержания – перевод формата с пометок с листа фиксации идей по замыслу возможного исследования по заданной структуре в творческую форму для представления возможного хода и результата исследования для наглядного представления);

– обязательность регламента представления и обсуждения рожденных и оформленных замыслов идей возможных исследований на местности между группами (варианты регламента, в зависимости от числа групп).

Этапы реализации сценария на местности

Первый этап – формирование групп и старт деятельности. Вначале кратко обсуждаем, в чем ценность исследования, что может дать опыт собственного исследования для развития. Задаем самые широкие рамки направлений исследований, оговаривая условность границ между этими направлениями (например: живая природа, неживая природа, взаимодействие человека и природы и др.).

Далее мы, исходя из общего числа участников, задаем алгоритм формирования групп. Здесь мы пришли к значимости учета следующих моментов:

– важно не смешивать в одной группе сильно отличные по возрасту и/или социальному статусу участников (притом, что проведение финального этапа с разными категориями участниками – обучающиеся и педагоги, обучающиеся и родители, обучающиеся разных классов – имеет особую продуктивную ценность);

– важно постараться, чтобы число групп было не менее четырех (чтобы охватить все заданные фокусировки), но, чтобы число человек в каждой группе было соразмерно между собой и было не менее трех и не более шести человек. То есть мы по факту присутствия участников задаем совместно с ними следующую таблицу расчета числа групп (таблица 1).

 

Таблица 1. Пример алгоритма расчета числа групп и их численного состава

Возрастная когорта Число участников Человек в группе Число групп
педагоги 16 4 4
обучающиеся 23 4-5 4

 

– важно в рамках этих правил дать участникам самостоятельно сформировать группы с определением исследовательской фокусировки (если участники уже знают друг друга, то чтобы они сформировали заданное число групп по числу участников, и далее группа вытягивает в лотерейном порядке исследовательскую фокусировку,если участники не знакомы друг с другом – можно сделать листы записи по тематическим фокусировкам с числом строк не более максимального числа участников в группе);

– после того, как группы определены и им заданы (путем лотереи или по самоопределению при записи в группы) исследовательские фокусировки, дается краткое объяснение этапов работы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема этапов деятельности групп по рождению замысла исследования на местности (время может варьироваться на этапах в пределах от 30 минут до 1 часа на такт)

 

– перед выходом на местность группам задается опорный лист для конкретизации замысла исследования после выбора объекта исследования (Таблица 2). Представим данные листы в «сжатом» формате. При распечатке важно, чтобы было достаточно места для записи – соразмерно по возможной детализации той или иной строки таблицы. Перед выходом с участниками кратко поясняются основные позиции таблицы.

 

Таблица 2. Лист для фиксации идей обучающимися при рождении замысла исследования на местности

Участники группы:

1 Предметная область (задана)  
2 Объект исследования в парке (ищется группой на территории парка)  
3 Исследовательский вопрос, на который будут пытаться ответить участники исследования. Что будут пытаться узнать?  
4 Предположительные версии ответа на исследовательский вопрос (гипотезы)  
5 Методы сбора и обработки материала – как будет выстроено исследование (что именно, как, с применением каких приборов, измерителей, способов сбора данных и т.д., в какой последовательности делать?)  
6 План действий (как часто, как долго, когда именно, в какой последовательности нужно будет собирать данные?)  

 

Второй этап – выход на местность, рождение замысла. Важно, чтобы пространство было довольно разнообразно по своим объектам, не очень маленькое по территории, но возможное для того, чтобы обойти его в заданное для данного этапа деятельности время. Следует рекомендовать реализовывать этот этап в следующей последовательности: сначала поискать возможные объекты, чтобы появился некоторый репертуар; потом обсудить увлекательность, перспективность, продуктивность исследования этих объектов с учетом позиций в заданном листе,выбрав конкретный объект, находясь рядом с ним, продумать и заполнить лист фиксации идей по замыслу исследования на местности. Ориентируйте группы, чтобы они следили за отведенным временем, но не стремились выполнить этот этап раньше оговоренного времени его финала.

Третий этап – оформление замысла группой. После того, как группа возвращается с улицы, ей следует предоставить относительно автономное место для оформления своих наблюдений и идей.

Четвертый этап – представление и обсуждение замысла. Если групп не менее четырех, то представление идей группами может быть в традиционном формате последовательных выступлений и вопросов от других групп. Если групп четыре и более, рекомендуется организовать формат «карусели» при представлении.

Пятый этап – рефлексия замыслов. Этот этап может проходить в двух частях или в двух вариантах. Первая часть (или один из вариантов): группам предлагается снять свой абрис замысла и вернуться за свой стол, чтобы сначала «держатель замысла» рассказал, какие идеи у него появились в ходе представления замысла другим группам, а потом «собиратели замысла» рассказали «держателю», какие были замыслы других групп, что из этих идей может быть ценным для их замысла. После этого предлагается внести на постер дополнения, изменения, корректировки. Вторая часть (или второй вариант): общее обсуждение в общем кругу – что дало представление и обсуждение замыслов друг с другом, знакомство с замыслами других групп, какие новые идеи появились. Важно в обсуждении подвести к ценности такого рода коммуникации в логике взаимопомощи, обогащения идей (а не соревнования или конкуренции).

А что дальше?

В зависимости от того, как будет организована деятельность, развернется последующая практика. Возможны следующие варианты развития событий:

– эта практика была самоценна как освоение алгоритма рождения замысла на местности, обогащала опыт обучающихся, педагогов, родителей по тому, что и как в принципе можно исследовать (примеры продуцированных вариантов идей исследований приведем ниже);

– эта практика становится основой для последующей практики вовлечения в реализацию продуманных замыслов идей обучающихся для проведения экспресс-исследований;

– на следующем этапе участники реализуют замыслы исследований на местности в сопровождении профильного специалиста в режиме консультаций. Данный алгоритм мы рассматриваем как основной по вовлечению обучающихся в освоение культуры исследовательской деятельности, переходу от уровня «прикосновения» к погружению в деятельность, переходу на уровень действия.

Примеры идей замыслов исследования на территории городского парка

Так как предложенная технология не подразумевала никакого задавания тем и предметности исследований (кроме направлений фокусировок исследований, чтобы задать разнообразие возможных идей), нам самим было интересно, что те или иные участники захотят исследовать. Естественно, в ходе практики реализации выявили, что многие (особенно взрослые) под исследованием скорее понимают проектную деятельность – без первоначального изучения, сразу хотят что-то изменять и создавать. Какие-то темы оказались частотными (сопоставимыми, схожими, повторяющимися) при реализации этой технологии в разных аудиториях. Но многие темы оказались весьма оригинальными, которые расширили и наше видение – что и как можно изучать на территории парка.

Представим примеры идей (в виде исследовательских вопросов) возможных исследований по направлениям исследовательских фокусировок в области городской экологии:

· Каковы перепады высот между самой высокой и самой низкой точками в парке? (через ландшафтное исследование с помощью геодезических приборов);

· Откуда взялись на территории парка большие камни? Каких они пород? Откуда, возможно, привезены? (через определение состава пород камней геологическими методами и соотнесение с геологической картой московского региона);

· С какой скоростью скамейки, врытые ножками в землю, погружаются в землю? (через мониторинговые замеры в разное время года с учетом «популярности» скамеек среди посетителей);

· Как распределяется загрязненность снега на территории парка в зависимости от удаленности от тех или иных дорого? (взятие проб снега в разных точках парка);

· Какие свойства воды в пруду парка? Как они меняются в зависимости от времени года? (через взятие проб в разное время года и анализ с использованием различных гидрохимических методов анализа).

· Какие растения растут в парке? (через определение и систематизацию видового разнообразия деревьев, кустарников, травянистых растений на территории парка с возможным соотнесением биомассы их друг с другом);

· Какие цветы лучше сажать в парке? (через отслеживание, какие высаженные в парке цветы лучше приживаются, с учетом освещенности, почвы и иных значимых факторов);

· Какие птицы обитают в парке? (через выявление орнитологическими методами видового разнообразия птиц в разное время года, в том числе с возможным подсчетом численности);

· Чем питаются птицы в парке? (соотнесение конкретных видов птиц с характером их питания на территории парка);

· Какие каштаны растут у амфитеатра в парке, каковы свойства их плодов? (через определение вида каштана и экспериментальное выявление свойств каштанов);

· Как видовое разнообразие растений и птиц в парке соотносится с видовым составом московского региона? (через выявление видового состава в парке и сопоставление с описанием видового разнообразия растений и птиц московского региона по имеющимся определителям);

· Какие факторы и как влияют на рост растений? (через экспериментальное изменение контролируемых факторов в теплице с избранными видами растений);

· Какие растения самые старые в парке? Сколько им лет? (через выявление самых старых видов растений по внешним признакам, с учетом видовых свойств растений, с дальнейшим определением возраста с помощью специальных методов).

 

Используемая литература

1. Алексеев Н.Г.«Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности.»- 2002.- № 2. - С. 85-102.

2. Леонтович А.В.«Исследовательская деятельность учащихся как способ развития субъектной позиции // Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах» / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 1: Теория и методика. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. - С. 150-156.

3. Обухов А.С.«Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах» / Под ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. - Т. 1. - Теория и методика. - С. 42-48.

4. Deci E.L, Ryan R.M. «Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior.» NY: Plenum Press, 1984. - 238 p.

5. Deci E.L., Ryan R.M. «Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health» // Canadian Psychology. - 2008. - Т. 49.- P. 182-185.

 

III. План экологическогомероприятияввидеигры

«Миссия на планету Trappist -1 b»

Участники: обучающиеся 6-8классов

Цель: показать ребятам красоту родного края/территории, где они проводят много времени: ориентировка ребенка на абсолютную самоценность каждого живого организма.

Место проведения: школьный двор, ближайший к школе парк..

Общее количество 30 человек.

Группы по 4-5 человек.

Время проведения от 40 минут до 1 часа.

Легенда: Вы являетесь сотрудниками экологической лаборатории института планетологии им. Циолковского. И участвуете в миссии по изучению землеподобной планеты Trappist-1b в созвездии Водолея.

На Trappist-1b был отправлен космический корабль (школа) с командой (дети) для взятия проб и образцов, а также изучения экосистем.

Для решения вопроса о возможности колонизации этой планеты людьми необходимо определить, насколько пригодными являются условия на Trappist-1b.

Задачи 1 этапа: разбиться на мини-группы (4-5 человек). Придумать название группы. Распределиться на роли:

Руководитель исследовательской группы – общее руководство, принятие решения.

Специалисты (биолог, эколог, географ/геолог) – сбор и анализ материалов.

Фотограф группы – фото и видео фиксация объектов, процесса и участников.

Задача 2 этапа: получить задание.

Каждому специалисту дается задание, в ходе выполнения которого ребенку придется объединятся с такими же специалистами из других групп.

Задание выдается на «Планшете» – рабочий лист.

Задание для Руководителя группы: общее руководство работой исследовательской группой. Контроль за сроками выполнения заданий. Отметки на своей карте: исследованная территория, интересные находки, данные датчиков и т.д.

Задание для фотографа: фото и видео фиксация находок, территории, коллег.

Биолог – отмечает на своем планшете интересные объекты.

Эколог – собирает данные о загрязнении окружающей среды, описывает общую картину территории, если дело происходит в лесопарке, по заданной теме делает описание растительного сообщества.

Географ/геолог – фиксирует температуру, влажность, направление и силу ветра и т.д. (абиотические факторы), работает с картой и помогает руководителю группы с этой работой. Собирает и фиксирует найденные минералы и кусочки пород, можно исследовать влажность почвы и т.п.

Общие задания для группы

1. Включение сенсоров: слух, обоняние, тактильная чувствительность.

Отключив зрение (закрыть глаза) сканируем пространство на предмет разнообразия, силы, количество и природу звуков. Результаты наносим на карту.

Подойдя к крупным и близко находящимся объектам, с помощью напарников – руками исследуем различные поверхности: кору, листья, траву, почву и т.д.

2. Включение зрения: открываем глаза, и пытаемся уловить количество оттенков зеленого, желтого, бело-серого (в зависимости от сезона).

3. Самые маленькие чудеса. Развиваем внимательность – Отмечаем на карте места, где были обнаружены природные объекты небольшого размера – мох, лишайник, насекомые, колючку и т.п.

Дополнительные задания для биологов

Каждый биолог выбирает какое-то растение, рассматривает его, запоминает все особенности.

Затем все биологи собираются в круг, каждый ученый начинает описывать свое растение. Сначала один биолог рассказывает, например, цветки розовые, листья сидячие, тычинок восемь и т.д. Другие ученые идут разыскивать это растение. Когда они его находят, возвращаются в круг. Если растение найдено правильно, то дают ему новое название, например, ромашка солнцевидная и т.д. Затем другой ученый рассказывает о своем растении и т.д.

Когда все растения найдены, даны новые названия, эти растения можно прихватить с собой домой, в лагерь, в образовательную организацию и там по определителю растений найти уже название, которое есть у каждого из растений.

Дополнительное задание для географов

На карте отметить все крупные и/или значимые объекты. Дать им названия.

Дополнительное задание для экологов

Описать растительное сообщество (если это не школьный двор, а лесопарк или ООПТ).

Или отметить самые замусоренные участки.

Выявить, по возможности, редкие растения или животных, которые встречаются на исследуемой территории.

Задача 3 этапа: собственно, сам процесс игры (сбор материала). В процессе игры заполненные Планшеты собираются у Руководителя игры, для последующего анализа полученных данных.

Кроме сбора информации у каждого специалиста есть 1-2 задания, которые выполняются с такими же специалистами из других групп.

Есть и общие задания для каждой исследовательской группы. Лист, на котором фиксируются такие задания, находится у руководителя группы.

Задачи 4 этапа: работа с полученным материалом, анализ, выводы. Оформление результатов работы.

Оформляются карты у каждой группы. Подготавливаются находки (растения не рвать!).

Выявляются причины о ценности этой территории и пригодности ее к колонизации.

Задачи 5 этапа: защита результатов на мини-конференции (отчитываются все группы).

Принятие коллегиального решения о колонизации планеты.

Задача 6 этапа: рефлексия по итогам игры.

 


[1]Атлас новых профессий http://atlas100.ru/

[2] На основе статьи: Обухов А.С. Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного // Исследователь/Researcher. - 2019. - №4. - С.73 – 102.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.003 с.)