Использование медиа-ресурсови технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование медиа-ресурсови технологий



Использование медиа-ресурсов и технологий в формировании и развитииэкологической грамотности и экологически ответственного поведенияспособствует решению следующих задач:

- углубляет понимание экологических проблем и возможностиучастия в их решении,

- развивает навыки критического анализа получаемой информации для развития способности быть независимыми и активными пользователями;

- развивает навыки коммуникаций в медиасреде, направленныена продвижение ценностей устойчивого развития, решение экологических проблем, способствует формированию сообществ, объединенных интересами экологически ответственного поведения;

- стимулирует творчество, поддерживающее вовлеченность в освоение экологических знаний и природоохранную деятельность;

- повышает самоэффективность и усиливает мотивацию, позволяя представлять в публичноммедиапространстве результаты проведенных экспериментов, мониторинговых исследований, проведенных обучающимися.

Основными направлениями использования медиа-инструментов в формировании и развитииэкологической грамотности и экологически ответственного поведения являются следующие.

1) просвещение и популяризация экологических знаний, природоохранной деятельности, экологически ответственного поведения;

2) формирование медиакомпететности, навыков работы с информацией в медиасреде, использования и создания медиапродуктов.

Реализация просветительских программ и проектов привлекает внимание к тому, как глобальные вопросы экологии связаны с жизнью каждого на уровне повседневности. Это могут быть короткие лекции и передачи, подкасты, рассказывающие доступным языком о современных проблемах экологии, программы и ролики, пропагандирующие модели природоохранного поведения в повседневной жизнедеятельности, открытые показы фильмов (документальных, научно-популярных, игровых) и с последующей дискуссией. 

При этом важно соотноситься с особенностями восприятия информацииобучающимисяразного возраста. Обучающиеся в возрасте от 12 до 17 лет более отзывчивы к проблематизирующим сюжетам, провоцирующим на размышления, дающим возможность выработать свою точку зрения. Здесь могут быть продуктивными уже вполне «взрослые» научно-популярные передачи, изложенные живым языком, имеющие динамичный сюжет и современный стиль подачи материала.

Примеры используемого медиаконтента педагогами для формирования экологической грамотности:

Сайты и медаресурсы зоопарков России и мира:

- Московский зоопарк https://www.moscowzoo.ru/; https://www.facebook.com/MoscowZoo

- Пражский зоопарк (yotube-канал) https://www.youtube.com/user/zoopraha

Сайты и медаресурсы различных особо охраняемых природных территорий:

-Фильмы «Заповедные жемчужины 360» http://anoexpocenter.ru/realized_projects/film_zapovednye_zhemchuzhiny_360/

- Сихотэ-Алинский заповедник http://sikhote-zap.ru/; https://www.facebook.com/SikhoteZap

Различные медийные и познавательные ресурсы:

- Ecowiki.ru — портал для популяризации экологичного образа жизни и развития экологического сообщества России.

- Российский национальный конкурс «Фотоловушка» http://www.xn----8sbf4aacfnidabvorljl7f.xn-p1ai/;

- сайт «Устойчивое развитие» https://www.gazprom-neft.ru/social/

- сайт для наблюдения за птицами https://birdwatchinghq.com/ru/онлайн-камеры-наблюдения-за-птицами;

- сайт «Элементы» https://elementy.ru/;

-  лекции на сайте Постнаука (например: https://postnauka.ru/video/94083)

Объем представленной в информационном поле информации по вопросам экологии, особенно климатических изменений с каждым годом возрастает. Но обилие информации порождает и трудности при ее отборе. Поэтому в образовании более важной является задача формирования информационноймедиграмотности, умений понимать и оценивать, создавать ипроизводить различные медиапродукты.

Медиаграмотностьсегодня фактически сталаэлементом экологической грамотности, позволяя различать надежные источники информации, определять роль медиа впонимании решения экологических проблем, ибыть ответственным засвое понимание влияния средств массовой коммуникации на собственное поведение и поведение окружающих. 

В настоящее время оформляется такое направление как эко-медиа грамотность - новая область медиаграмотности, предметом которой является интегрированная взаимосвязь между медиа и живыми системам (AntonioLópez, 2019). Оно включает критический анализ воздействия средств массовой информации и коммуникационных технологий на физическую среду, а также исследует различные способы, которыми медиа-системы распространяют представления о взаимоотношениях между людьми и живыми системами, которые их поддерживают. В нем также исследуется влияние средств массовой информации (далее – СМИ) на то, как люди понимают свои отношения с экосистемами, которые их поддерживают. Оно признает положительный вклад СМИ в решение экологического кризиса и поддерживает молодежные СМИ, гражданское участие, альтернативные СМИ в их деятельности по содействию устойчивому развитию.

Для детских (подростковых) объединений экологической направленности перспективной задачей является установление связей с местными СМИ, как для освещения их деятельности (проектов, отдельных мероприятий) в целях привлечения новых участников (в т.ч. через презентацию результатов работы), так и для привлечения внимания местного сообщества и лиц, принимающих решения вэкологических проблемахтерритории. Участникам объединений будет полезно освоить навыки подготовки пресс-релизов и материалов для СМИ, иллюстрирующих проведенное мероприятие.

4) Использование технологий электронного образования для формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в дополнительных общеразвивающихпрограммах

Технологии электронного образования(цифровые, компьютерные) обладают следующим ценными возможностями в формировании и развитии экологически ответственного поведения:

· Расширяют диапазон доступных образовательных и научных ресурсов (за счет доступа к веб-сайтам, базам данных и др.), к высокопрофессиональным педагогам, в том числе для детей в удаленных территориях, детей с ОВЗ,

· Повышают мотивацию и вовлеченность обучающихся, в т.ч. за счет иммерсивных инструментов (погружения) и геймификации,

· Расширяют возможность для проведения исследований в недоступных или опасных для посещения физических пространствах,

· Укрепляют самостоятельность обучающихся, поддерживают их субъектную активность (уменьшают зависимость от педагога и выводят за рамки пассивного восприятия информации),

· Расширяют возможности коммуникации и коллаборации между обучающимися (например, объединяя в проекты и исследования обучающихся в различных регионах и странах),

· Углубляют понимание теорий и концепций, и, одновременно способствуют формированию навыков применения знаний на практике,

· Обеспечивают персонализацию процесса обучения, создавая возможность обучаться в своем ритме,

· Формируют конкретные навыки проведения исследований современного типа (с использованием цифровых инструментов средств сбора и анализа данных, моделирования окружающей среды),

· Позволяют привлекать к проектам и исследованиям наставников из научных организаций и инновационных компаний в секторе экологии, природопользования и др.,

· Компенсируют дефицит реального лабораторного оборудования для проведения экспериментов виртуальными лабораториями,

· Создают условия для международной (глобальной кооперации) обучающихся в решении экологических задач.

Наиболее доступным цифровым инструментом являются смартфоны. С их помощью обучающиеся могут делать и размещать в социальных сетях снимки и видеоролики с мест или событий, связанных с экологической проблематикой, с комментариями и хештэгами; проводить видеокоференции, дискуссии и дебаты, организовывать стримы в ходе экологических акций.

Кроме того обучающиеся могут использовать разнообразные приложения, обеспечивающие навигацию на местности, коммуникацию и кооперацию при командной работе. Качественные мобильные приложения обеспечивают возможности для исследований и открытий, поддерживают обучающихся, когда они сталкиваются с проблемной ситуацией, делают обучение видимым. 

Со сходными целями и часто расширенными возможностями (в анализе данных, обработке фото и видео) могут использоваться планшеты и портативные компьютеры.

Цифровые сервисы приема, обработки и анализа изображений Земли из космоса и геопространственных данных (например, «GoogleEarth», «Лоретт») позволяют, например, наглядно представить состояние конкретных экосистем, реконструировать или моделировать процессы их изменений за определенный период (лесные пожары, свалки, гидросистемы, сокращение площади ледников, изменение типа землепользования и деградация почв и др.), исследовать взаимосвязи различных элементов и факторов экосистемы на локальной территории; изучать влияния различных антропогенных факторов на локальную экосистему.

Технологии виртуальной реальности (далее - VR) используются для проведения виртуальных экскурсий, предоставляющих обучающимся возможность посещать места, недоступные в рамках классных комнат; создавать виртуальные выставки и музеи. VR технологии используют эффект погружения, при котором за счет интеграции чувств зрения, звука, движения, пространственного восприятия и даже тактильных ощущений обучающиеся переживают ситуацию применения знаний и навыков как реальную, что делает обучение стимулирующим и запоминающимся.

В виртуальных средах обучающиеся могут выполнять задания, принимать решения, преодолевая абстрактный характер полученных знаний, приобретая уникальный опыт влияния на события. 

Растет число доступных цифровых сервисов по определению биологических видов и состояния окружающей среды, например:i-naturalist (https://www.inaturalist.org/);happywhale (https://happywhale.com/home);PlantNet (https://plantnet.org).

Все большее распространение получают цифровые лаборатории, позволяющие проводить сложные эксперименты, получая более глубокое представление о процессах (например, загрязнения воздуха или океана), осваивая современные методы исследований. Доступ в лабораторию обеспечивается либо на специализированном сайте через Интернет или как через программу на компьютере в классе или дома. Некоторые онлайн-лаборатории предоставляют реальные данные, например, в виде образцов на заранее подготовленном микроскопе, слайды и др. Другие предлагают виртуальные полевые экспедиции, например, для сбора и анализа экологических проб. Онлайн-лаборатории также могут позволить обучающимся взаимодействовать с реальным экспериментальным оборудованием. В таком случае лаборатории обычно называют «удаленными лабораториями», обычно они имеют интерфейс для оборудования и камеры для просмотра экспериментов. Преимущества в том, что обучающиеся получают доступ и взаимодействуют с оборудованием на расстоянии и безопасно исследуют, например, такие темы, как радиация.

Веб-камеры могут «переносить» обучающихся в удаленные места и позволяют наблюдать за событиями в режиме реального времени. Педагоги также могут установить веб-камеры в городском парке, сельском саду. Доступны относительно недорогие беспроводные камеры – «ловушки», в том числе те, которые записывают срабатывание датчиков движения. Они позволяют получать данные с отдаленных участков с более высокой частотой, чем это возможно при личном посещении. Веб-камеры также позволяют проводить видеоконференции и сотрудничать с другими детьми, педагогами или экспертамикак в городе,так ипо всему миру.

Цифровые датчики и сервисы эко-мониторинга позволяют собирать и анализировать достоверные данные о состоянии окружающей среды (например, выбросах угарного газа), делиться ими, например, «Лабдиск» (https://www.globisens.ru/catalog/biochem/), LabQuesthttps://cvkk.com.ua/ru/labq2-2/. В цифровых лабораториях могут использоваться виртуальный микроскоп, 3D-артефакты для манипуляций и иные виртуальные эквиваленты средств обучения, которые не всегда доступны в общеобразовательных организацияхицентрах дополнительного образования.

Геокэшингигры с применением спутниковых навигационных систем,(так например, нахождение тайников, спрятанных другими участниками игры) может быть отличным практическим занятием по охране окружающей среды для обучающихся всех возрастов. Педагоги могут создавать занятия по геокэшингу в помещении или на открытом воздухе, чтобы помочь обучающимсянаучиться ориентироваться вокружающей среде.

Для экологического мониторинга могут также использоваться беспилотные (управляемые дистанционно) устройства (далее - дроны). У них часто есть встроенные датчики, которые могу собирать данные с помощью многих переносных камер, обеспечивая как удаленный просмотр, так и запись. Траектории дронов можно контролировать вручную или предварительно запрограммировав. 

Специализированные платформы для компьютерного коллаборативного обучения и отдельные проекты, использующие соответствующие инструменты, объединяют обучающихся из различных регионов в совместные исследования и проекты, предусматривающие сбор, обмен и интеграцию данных о состоянии экосистем, генерацию решений проблемных ситуаций и др. Такого рода инструменты обеспечивают быструю обратную связь от наставников и сверстников, предлагают проекты и задания для группового выполнения, обеспечивают автоматический анализ данных опрогрессе в решении заданий. 

Примерами таких платформ и проектов являются следующие:

- «Дежурный по планете» (http://spacecontest.ru/) – система исследовательских и технологических проектов, в которых используются инструменты исследования Земли из Космоса для решения конкретных (локальных и глобальных) экологических вопросов, мониторинга состояния окружающей среды;

- «ГлобалЛаб» (https://globallab.org/ru/) – глобальная школьная платформа, предлагающая дистанционные курсы и занятия, в том числе по проблемам биологии и экологии, а также исследовательские и проектные задачи, которые заданы тьюторами или инициированы самими обучающимися;

- «Гербарий 2.0» (https://practicingfutures.org/botany) – проект Кружкового движения Национальной технологической инициативыТИ для вовлечения обучающихся в изучение биоразнообразия на местах.

Компьютерные игры (имитационные, ролевые, квесты) на экологическую тематику (в которых участники перемещаются в трехмерном измерении, взаимодействуют с другими игроками и неигровыми персонажами, управляют определенными системами) позволяют глубоко погрузиться в изучение определенной проблемы, предложить ее решение: экологические игры экоцентра«Заповедники» и других центров, авторов: http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm; экологические игры https://summercamp.ru/Экологические_игры.

Современные средства программирования позволяют обучающимся создавать свои собственные игры на экологическую тематику, размещать их для коллективного использования. Игры хорошо поддерживают вовлеченность, дают возможность отслеживать прогресс, укрепляют самоэффективность (например, когда участник или группа спасает Землю от экологической катастрофы).

Широкое использование медиатехнологий и цифровых технологий отвечает междисциплинарному характеру модели формирования экологически ответственного поведения: позволяет вовлечь в экологическую деятельность детей и подростков с интересами в сфере журналистики, кино, анимации, программирования. Наряду с этим формируемые в этом контексте универсальные компетентности и навыки вносят вклад в задачи поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

Признавая многообразные возможности медиа- и цифровых технологий для формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения, необходимо ответственно подходить к их отбору и использованию в образовательном процессе с учетом особенностей возраста и индивидуального развития, уделяя особое внимание качеству контента, опыту ребенка и возможностям для совместной работы, сохраняя приоритетность непосредственного и регулярного контакта обучающихсяс «живыми» природными объектами.  

5)Использование междисциплинарного и конвергентного подходов

Для реализации заявленных междисциплинарного иконвергентногоподходов к формированию и развитиюэкологической грамотности и экологически ответственного поведенияпредлагаются возможные направления интеграции задач формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения в различные направленности дополнительных общеобразовательных программ.

Социально-педагогическая направленность:

· право - правовое регулирование вопросов охраны окружающей среды на международном, национальном, местом уровнях, деятельности экологических организаций,проведение экологической экспертизы;

· история и обществознание - экологические катастрофы и проблемы в истории человеческой цивилизации; история экологического активизма,устойчивое развитие,экологическая политика;

· экономика - «зеленая» экономика – оценка издержек и выгод проектов, направленных на повышение экологической безопасности производств, экологическогомаркетинга, экологической сертификациитоваров и др.;

· география - особо охраняемые природные территории России, территории с неблагоприятной экологической обстановкой,антропогенное загрязнение окружающей среды,природоохранная деятельность,изменение климата;

· литература – экологическая проблематика в литературных произведениях;

· философия - экологическая этика, устойчивое развитие, политическая экология;

· социальные проекты и волонтерство. 

Техническая направленность:

· разработка технологических решений, обеспечивающих использование альтернативной энергии, способствующих повышению энергоэффективности, водосбережения, утилизации отходов;

· разработка технических устройств для проведения мониторинга экологической ситуации (дроны и др.);

· разработка компьютерных программ, мобильных приложений, сайтов, связанных с экологической проблематикой, экомониторингом;

· экологичность технологий, техники и инженерных систем;

· экологичность используемых материалов в разработке устройств, их эксплуатации, повторное использование и правильная утилизация.

Туристско-краеведческая направленность:

· экологический туризм (проектирование экологических маршрутов для территории, ознакомительные экскурсионные туры);

· навыки экологического поведения и бережного природопользования в природной среде;

· «экологическая география» и «экологическая история» родного края;

· исследования экосистем, взаимосвязи природы и общества, отличительных особенностей местного сообщества и культуры;

· экологическая картография.

Художественная направленность:

· создание произведений на экологическую тематику (картины, спектакли, песни, фотографии, перфомансы, инсталляции);

· эко-реставрация, рекультивационные проекты;

· экологическое материаловедение;

· экологическая эстетика и экологический дизайн.

Физкультурно-спортивная направленность:

· проведение состязаний и акций (марафон, турнир, велопробег) для поддержки экологических инициатив (в защиту природных объектов и др.);

· экогигиена, здоровый образ жизни и правильное питание как элементы заботы о себе и природе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.044 с.)