Использование дифференцирующего разноуровневого подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование дифференцирующего разноуровневого подхода



В организации работы по формированию экологической грамотности и экологически ответственного поведения можно выделить уровни, отличающиеся по глубине погружения в экологическую проблематику и, соответственно, по использованию различных технологий и методов, приоритетной ориентации на те или иные целевые группы обучающихся.

Разноуровневость расширяет возможности для вовлечения детей разных возрастов в программы по формированию экологической грамотности и экологически ответственного поведения через учет существующих различий в их интересах и способностях. 

I. Общекультурный уровень («Прикосновение» к экологическим вопросам и проблемам окружающего мира).

Данный уровень первичного ознакомления с экологическими вопросами на локальном материале через инициирование поисковой активности, игры, первичные пробы (игры и квесты, экологические тропы, геокешенги, поисковые задачи и задачи открытого типа, знакомство с результатами экологических исследований, фестивали увлекательной науки и др.) подходит для всех категорий детей. На нем закладываются основы экологической грамотности, создаются условия для приобретения базовых умений и навыков, формирования устойчивой мотивации к осознанному потреблению, бережному природопользованию, приобретается первый опыт действий, направленных на решение экологических проблем, включая изменение собственного поведения.

Основным форматом для данного уровня являются просветительские мероприятия, постоянно действующие локации с интерактивными форматами организации деятельности, дистанционные и смешанные формы реализации образовательной деятельности.

Примеры форматов работы на уровне «прикосновения»:

- проведение занятий по окружающему миру и биологии на природных территориях (включая пришкольные участки, парки, ближайшие поля, леса, луга и др.);

- посещение экологических троп с заданиями-квестами;

- самостоятельное выполнение поставленных (в том числе с применением дистанционных технологий) простых поисковых и исследовательских задач на местности;

- социальные акции по уборке территорий, выложи фото до и после с хештэгом (например, #trashtag или #IceBucketChallenge);

- организация раздельного сбора отходов (или какого-то типа отходов, например, крышечек) с последующей утилизацией;

- изготовление функциональных предметов, приборов для геофизических измерений и др. из вторсырья.

II. Базовый уровень («Вовлечение» в исследовательскую и проектную деятельность экологической направленности). Данный уровень ориентирован на обучающихся, проявивших интерес к экологическим вопросам. Предлагается последовательное освоение исследовательских методов на конкретных природных объектах, в контексте конкретных экосистем с выходом на реализацию полноценного алгоритма исследовательской деятельности,включение в реализацию различных системных социальных проектов (например, в области устойчивого природопользования).   

На данном уровне происходит формирование достаточно глубоких знаний у обучающихся, овладение методами естественнонаучных исследований и практическими приемами прикладной деятельности. Обучающиеся осваивают нормы экологически-ответственного поведения. Это предполагает использование формата устойчивых групп с выходом индивидуально и/или в группе на внешние мероприятия соревновательного характера с предъявлением результатов деятельности. Примерами системной работы на данном уровне являются выездные формы работы с обучающимися или системные проекты, объединяющие усилия ребят из разных регионов:

- проект «Охотники за микробами» в Новосибирском Академгородке https://microbehunters.ru/;

- учебно-исследовательские программы для обучающихсяна природе (например, на Звенигородской и Беломорской биологических станциях МГУ, программы для обучающихсяцентра «Полярный круг» на Белом море», детский экологический лагерь на Масельге Кенозерского национального парка, Байкальская экологическая лаборатория и др.).

III. Профильный уровень («Погружение» в профессиональное сообщество и системную деятельность). На этом уровне основная работа ведется с одаренными детьми, демонстрирующими высокий уровень мотивации..

Методы и формы работы по экологическому направлению с одаренными детьми

Методы и формы работы с одарёнными детьми нацелены на формирование специальных знаний и практических навыков, специализацию в экологической деятельности, в том числе включение в дополнительную профессиональную подготовку для выстраивания дальнейшей образовательной и профессиональной индивидуальной траектории (например, продолжение обучения в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего профессионального образования).

На данном уровне используется включение обучающихся в мониторинговые исследования, многоэтапные исследования на местности, большие исследовательские проекты и программы, участие в исследовательских экспедициях на особо охраняемых природных территориях и др. Используются такие форматы как устойчивые учебно-исследовательских лаборатории, олимпиадные команды, выездные исследовательские школы и экспедиции.

Этот уровень подразумевает междисциплинарность, интегративность и конвергентность не столько в аспекте разнообразия программ и практик дополнительного образования, сколько в реализации непосредственной исследовательской и проектной практики обучающихся с выходом на продуктивные результаты, имеющие социальную ценность.

На этом уровне можно также дифференцировать разные типы команд по признаку устойчивости.

Временные команды формируются по какому-то признаку (общие интересы), но при этом обучающиеся друг с другом (большинство) не знакомы заранее. Примером может быть представлена работа по подготовке региональных команд к Всероссийской олимпиаде школьников по экологии (с выездными форматами подготовки, в том числе реализации исследовательских работ и проектов) или выездные исследовательские школы (например, Байкальская международная исследовательская школа – https://baikal-school.ru/baikal-international-school,Международная исследовательская школа – http://irschool.org/; экологические лагеря Кенозерья – http://www.kenozero.ru/detyam/park-detyam/ekologicheskie-lagerya-kenozerya/;Биошкола «Пилигрим» – https://ipbz.ru/ и др.).

Постоянная команда (разновозрастная) - команда, где все друг друга знают, у командыесть своя история реализации экологических исследований и проектов. Такие команды могут реализовывать какую-то общую долгосрочную задачу экологической направленности (это может быть проект или исследование, в том числе мониторинговое,а может быть и просто участие в социальных акциях – раздельный сбор мусора, сбор крышечек или отказ использовать пластиковые стаканчики, очистка береговой линии, просекии т.п.). Примеры таких команд есть в каждом регионе. В основном они, так или иначе, связаны с региональными станциями юннатов или эколого-биологическими станциями (например, Детская экологическая станция с самым северным зоопарком и регулярными экспедициями в Новом Уренгое http://desnu.ru/) или даже в формате сетевого взаимодействия между рядом образовательных организаций (например, практики по экологическому мониторингу реки Гурьевка в Калининградской области).

Наиболее известные примеры, которые создают уже несколько поколений профессиональных экологов и биологов: КЮБЗ – Кружок юного биолога зоопарка (https://moscowzoo.ru/education/biological-club/kyubz/), Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ имени М.В. Ломоносова (http://zmmu.msu.ru/posetiteli/kruzhok-junih-naturalistov),Центр экологического образования ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы» (https://vg.mskobr.ru/add_edu/ceo/),Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (https://ecocentr39.ru/) и сообщество «Исток» Калининградской области (https://istok39.ru/).

В ряде образовательных организацийсистемно реализуются исследовательские экспедиции и другие выездные формы обучения, проводятся исследования на базе лабораторий научно-исследовательских институтови организаций высшего образования, например: исследовательские экспедиции и исследовательские специализации.

Инструментами выявления мотивированных и талантливых детей являются разнообразные олимпиады, конкурсы, состязания по тематике экологии (экологического образования), проводимые государством, общественными организациями. Приведем примеры наиболее известных:

· Всероссийская олимпиада по дисциплине «Экология»https://mir-olimpiad.ru/olimpiady/213-vserossiiskaya-olimpiada-po-distsipline-ekologiya/;

· Всероссийский экологический конкурс «Экология. Природа. Человек». https://centrideia.ru/node/vserossiyskiy-ekologicheskiy-konkurs-ekologiya-priroda-chelovek;

· Международный онлайн-конкурс по экологии «Организм и среда обитания» https://erudit-online.ru/konkurs/191.html;

· Всероссийский конкурс «Природа и Экология» https://seraya-caplya.ru/tvorcheskie-konkursy/priroda-i-ekologiya.html;

· Всероссийский конкурс экологических проектов «Экологический патруль» https://reactor.su/ru/event/28;

· Всероссийский юниорский конкурс «Подрост» https://podrost.ecobiocentre.ru/;

· Конкурсы проекта Страна Экологических троп https://eco.rosuchebnik.ru/konkursy/;

· Ежегодный Всероссийский конкурс «Энергия и среда обитания» http://rusecounion.ru/ru/spare-schoolcomp2020-2021;

· Конкурс Русского географического общества «Самая красивая страна» https://photo.rgo.ru/;

· Всероссийский конкурс «На старт, эко-отряд!» https://рдш.рф/competition/44;

· Российский национальный юниорский водный конкурс http://eco-project.org/water-prize/;

· Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветные капли» https://voda.org.ru/about-water/konkurs-detskogo-risunka/raznocvetnye-kapli-2020/.

На уровне вовлечения может быть организовано, а на уровне погружения является необходимым сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в области экологии.

Современными форматами сопровождения профессионального самоопределения обучающихсяв области экологии могут выступить следующие:

· экскурсии и стажировки в научно-исследовательских институтах и на профильных производствах;

· практикумы и участие в экологических программах на особо охраняемых природных территориях в позиции волонтеров, участников реализации практических действий по сохранению биоразнообразия, поддержанию устойчивого развития локальных территорий;

· участие в международных проектах, экспедициях и конференциях эколого-биологической направленности.

Интересными примерами поддержки профессионального сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в области экологии являются: «Академия сити-фермерства» ГАУ дополнительного образования Астраханской области «Эколого-биологический центр» (http://cityfarmer.ebc30.ru/index.php/uchastie), Образовательный проект «ТЕМП: масштаб – город Челябинск» (https://ds353.ru/temp).

Рекомендации по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в области экологии

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в области экологии предполагает знакомство с современными профессиями и специальностями, где обучающиеся могут получить необходимую подготовку. Примеры приведены в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям.

Планы и сценарии мероприятий экологической направленности

Планы и сценарии мероприятий экологической направленности приведены в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.01 с.)