Программы по формированию и развитию объединений экологической направленности, в том числе школьных лесничеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы по формированию и развитию объединений экологической направленности, в том числе школьных лесничеств



Объединение (например, кружок, клуб, лаборатория и т.д.) – основная форма реализации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Существующие детские объединения экологической направленности формируются и развиваются, как правило, в образовательных организацияхдополнительного образования. Это и разнообразные экологические отряды, и экологические клубы, и клубы любителей природы, и школьные лесничества. Примечательно, что именно первое созданное государственное детское объединение в системе внешкольного образования было эколого-биологического профиля.

Деятельность таких объединений может осуществляться как в рамках общего образования (внеурочной деятельности) или воспитательной работы в общеобразовательной организации, а также в системе дополнительного образования.

Для формирования и развития объединений экологической направленности целесообразно выбирать именно сферу дополнительного образования детей.

Программа формирования объединения экологического направления в образовательной организации предусматривает следующие действия:

Оформление лицензии на дополнительное образование детей для реализации соответствующих образовательных программ (дополнительное образование детей и взрослых - самостоятельный вид образования, подлежащий лицензированию).

Подбор кадров. Желательно, чтобы педагог имел профильное или педагогическое образование, прошел повышение квалификации или профильную переподготовку, а также имел опыт, интерес и мотивацию к занятию экологической деятельности. Занятия в объединении экологической направленности также могут вести студенты вузов, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

Разработка и утверждение дополнительной общеобразовательной программы.

Объявление и проведениенабора обучающихся в объединение, включая организацию информационной кампании.  

Зачисление обучающихся на дополнительную общеобразовательную программу.

Организация деятельностив соответствии с требованиями ПриказаМинпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Группа обучающихся объединения экологической направленности может формироваться как для одного возраста детей, так и разновозрастного состава при соблюдении принципов педагогической целесообразности соответствия содержания деятельности для возраста обучающихся.

В основе образовательной деятельности объединения экологической направленности находитсядополнительная общеобразовательная программа, содержание которойопределяется организацией самостоятельно с опорой на передовой опыт организации экологического образования и просвещения.

Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться как самостоятельно, так и посредством сетевой формы с другими образовательными организациями (в том числе вузами, Экостанциями идр.) или ресурсными партнерами (лесничествами, парками, заповедниками, предприятиями реального сектора экономики и др.).

Занятия в объединениях экологической направленности проводятся по группам, индивидуально или всем составом.

Расписание составляется  в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 с учетом оптимального режима труда и отдыха обучающихся. Как правило, количество занятий в систематической деятельности объединения 1-3 занятия в неделю. Продолжительность обучения в день - 2-3 занятия по 45 минут, занятия на местности - до 8 час.

Наряду с теоретическими занятиями в аудитории основное внимание необходимо уделять практической подготовке, например, фенологическим метеорологическим наблюдениям в дендропарке и в лесопарке, а также полевой практике и исследованиям.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ возможно планирование и проведение массовых мероприятий, необходимых для достижения образовательных результатов программы.

Школьные лесничества в современной России – один из ведущих и наиболее эффективных видов объединений экологической направленности.

Перед началом работы по организации школьного лесничества инициаторам его создания необходимо определить основные принципы, цели и задачи создаваемого объединения обучающихся, опираясь на согласие базовых структур, их технические, финансовые и организационные возможности, а также используя существующие методические материалы и имеющийся опыт практической работы действующих школьных лесничеств.

Успешной работа школьного лесничества обычно бывает там, где в его деятельности заинтересованы, как руководство органа исполнительной власти региона, уполномоченного проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства, руководители и специалисты его структурных территориальных единиц лесничеств (лесопарков), так и руководители, и педагоги образовательной организации.

Содержание работы школьного лесничества включает в себя следующие основные виды деятельности:

· теоретическая подготовка;

· учебно-исследовательская деятельность;

· учебно-практическая деятельность;

· просветительская деятельность;

· природоохранная деятельность.

Примерная программа формирования и развития школьных лесничеств:

1. Закрепление за школьным лесничеством лесного участка.

2. Создание материально-технической базы в соответствии с заключенными договорами, за счет средств учредителей, хозяйствующих структур, а также добровольных взносов и пожертвований, других, не запрещенных законом поступлений.

Под материально-технической базой школьного лесничества подразумевается помещение для его работы, мебель, средства связи, вычислительной техники и оргтехники, картографические и методические материалы, измерительные приборы и инструменты, литературные источники, канцелярские принадлежности и материалы, другое, необходимое для функционирования школьного лесничества, переданное ему на период его деятельности.

3. Разработка нормативно-регламентирующей документации.

Перечень документов, регламентирующих деятельность и развитие школьного лесничества, может быть различным, в зависимости от его организационной формы, доминирующей направленности его деятельности, а также от организационной формы его учредителей и других факторов. Для школьного лесничества, организованного в форме кружка образовательной организации при содействии базового лесничества, основной комплект регламентирующих документов включает в себя:

· Приказ образовательной организации и базового лесничества о создании школьного лесничества;

· Договор о совместной деятельности (сотрудничестве) школьного лесничества, заключенный между руководителями образовательной организации базового лесничества (лесопарка) или уполномоченной структурой;

· Приказ базового лесничества о закреплении за школьным лесничеством территории лесного участка;

· Положение о школьном лесничестве;

· Паспорт школьного лесничества;

· Должностные инструкции его членов;

· Инструкции по охране труда;

· План работы школьного лесничества, в том числе проведения исследовательской (опытной) работы,проведения лесохозяйственных работ членами школьного лесничества на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного участка.

· Лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов территории, закрепленной за школьным лесничеством;

· Дополнительная общеобразовательная программа объединения;

· Документы, обеспечивающие проведение отдельных мероприятий на базе школьного лесничества (например, функционирование профильного летнего лагеря труда и отдыха дневного пребывания).

Рекомендации по созданию детских общественных объединений экологической направленности

Детские общественные объединения – самоорганизующиеся, самоуправляемые сообщества, созданные по инициативе детей и взрослых для достижения определенных целей и задач (автор:Л.В. Алиева).

Детские общественные объединения экологической направленности (далее - ДООЭН), объединения, направленные на решение экологических задач– эффективный инструмент формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения. Они позволяют создать благоприятные условия для самореализации обучающихсяв экологических практиках через их включение в ситуации выбора, принятия ответственных решений и действий в социоприродной среде.

В их деятельности успешно сочетаются познавательная, проектная и общественно-полезная деятельность.ДООЭН могут с особой эффективностью использовать потенциал коллективного взаимодействия (общности) для вовлечения, поддержания мотивации, формирования экологических ценностей и разворачивания практических форм работы.

При создании ДООЭН важно определиться со спектром конкретных задач и направлений деятельности общественного объединения и зафиксировать их в уставах или правилах, а также в планах общественных объединений.

При выборе задач и направлений следует учитывать следующие факторы: возраст обучающихся, их интересы, уровень мотивации, знаний и опыта, связанных с экологическими практиками (выявляется через опросы и интервью), особенности территории разворачивания деятельности ДООЭН (инфраструктура, экологическая обстановка, наличие особо охраняемых территорий, реализация экологических проектов и др.), возможности сотрудничества с организациями науки, предприятиями, общественными объединениями и организациями.

Принимая во внимание междисциплинарный характер концепта экологической грамотности, ДООЭН в своих практиках могут интегрировать знания и практики из естественных, социальных и гуманитарных наук, а могут преимущественно фокусироваться на объектах и проблематике конкретных областей наук.

ДООЭН могут создаваться на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования. Целесообразно создавать ДООЭН как разновозрастные объединения. Важнейшим принципом создания ДООЭН является добровольность. «Добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми"»(автор:М.И.Рожков).

Полезным для оценки потенциала создания ДООЭН является проведение опроса, который помогает, как оценить принципиальную заинтересованность в участии в объединении, так и выявить наиболее привлекательные направления, формы работы ДООЭН.

Перспективным вариантом создания ДООЭН является наличие предварительного замысла инициативы или проекта экологической направленности. В этом случае формирования ДООЭН ведется («под проект»). Оптимально, если инициатива или проект предложены самими обучающимися, что может быть сделано, как в рамках основных и дополнительных занятий, так и через специально организованные компании в медиа.

Педагоги или тьюторы могут помочь детям оформить исходную инициативу (замысел) в программу действий/деятельности ДООЭН.

Создание ДООЭН предусматривает проведение информационной компании по привлечению участников. Информация может распространяться через объявления на стендах, в СМИ, социальных сетях, проведение мероприятий, акций, персональные приглашения.Необходимым стартовым условием является наличие помещения для встреч (собраний) членов ДООЭН. 

Важным принципом работы ДООЭН является опора на принципы детского самоуправления (автор:А.С.Макаренко). В связи с этим в организации и сопровождении ДООЭН следует уделить специальное внимание выявлению и поддержке лидеров из числа детей-участников, в том числе проведение для лидеров мастер-классов, «школ», профильных смени конференций.

В качестве наставников для работы с детьми в ДООЭН целесообразно привлекать студентов вузов, как педагогических специальностей, так и специальностей, связанных с экологией.

В деятельность ДООЭН рекомендуется в качестве наставников, экспертов, консультантов, соорганизаторов инициатив и проектов вовлекать педагогов школ и организаций дополнительного образования, преподавателей организаций средне специального образования и высшего образования, родителей, представителей общественных объединений экологической направленности, учёных, работников природоохранных предприятий в качестве экспертов.

В ДООЭН могут создаваться временные и постоянные рабочие группы, функции которых связываются, соответственно, с краткосрочными и долгосрочными задачами деятельности ДООЭН.

Перспективными направлениями деятельности ДООЭН являются: информационно-просветительская работа (в т.ч. организация дебатов, дискуссий), исследовательская деятельность (проведение мониторингов, организация экологических патрулей), проведение акций и флешмобов, практическая (волонтерская) деятельность (посадка деревьев, очистка берегов рек и озер и др.), эко-журналистика, экспедиции.

Добровольчество (волонтерство) исторически тесно связано с проектами экологического просвещения и охраны природы, но играет в последнее время все более значимую роль в работе ДООЭН, становится трендом. Экологическое волонтерство поддерживается в рамках федеральных проектов национального проекта «Экология», всероссийские акции «Сохраним лес», «Вода России».

Анализ опыта ДООЭН свидетельствует о важности выстраивания работы с местными СМИ по представлению/освещению результатов деятельности ДООЭН и освещению экологической проблематики.

В последние годы все большую актуальность и одновременно привлекательность для детей приобретает активность ДООЭН в Интернет–среде: создание интернет-представительств объединения, пабликов в социальных сетях, ведение блогов, каналов в You-tube. Активная работа в медиа будет способствовать укреплению репутации объединения, привлечению новых членов, формированию партнерских связей.

Важными атрибутами ДООЭН является символика (фиксирующая ценности экологической деятельности в знаковых средствах, являющаяся средством поддержания идентичности сообщества и презентации его в социуме); ритуалы и традиции.

На территориальном уровне следует предусмотреть различные виды поддержки деятельности ДООЭН - информационную, консультационную, методическую, ресурсную (гранты, безвозмездная или льготная аренда и др.). Особое место занимает социально−педагогическое сопровождение детских объединений, которое направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания (автор:М.И.Рожков).

Необходимо привлекать представителей ДООЭН для участия в консультативных общественных органах по вопросам экологии (экспертные советы и др.), в общественных обсуждениях и слушаниях.

Примеры действующих ДООЭН: Детское экологическое движение «Зелёная планета», «Первое детское добровольное экологическое движение «Зелёные пионеры», Детское общественное экологическое объединение «Союз охраны окружающей среды».

Экологическое направление – одно из ведущих в деятельности Российского движения школьников (далее – РДШ). Оно включает в том числе, всероссийский проект «Экотренд» (https://рдш.рф/competition/278). В рамках проекта реализуется конкурс «На старт, экоотряд!», где современные научные данные используются как основа для изученияи охраныприроды на практике в сочетании с квизами, играми, квестами и конкурсами, экологическими исследованиями, практическими природоохранными мероприятиями и акциями. Дополнением конкурса является индивидуальный конкурс «Экологическая культура», который позволяет обучающимся, не имеющим возможность попасть в экологические отряды, принятьучастие в экологическом направлении РДШ и выполнять предложенные задания. 

В 2017 году сформирован Всероссийский детско-юношеский экологический Совет РДШ, в состав которого вошли юные экологи из большинства субъектов Российской Федерации, параллельно была запущена работа региональных детских экологических советов.  

Примеры волонтёрских сообществ и проектов - Сообщество волонтеров Гринпис (https://greenpeace.ru/volunteers), «Волонтёрскоедвижениевзащитуводныхобъектов» Экологическое движение «Делай» (https://www.ecodelai.com).  

Перспективным является установление связей ДООЭН с общественными организациями, многие из которых предусматривают специальные решения по вовлечению детей и молодежи. Примерами таких организаций могут служить следующие:

- Зелёный крест http://www.green-cross.ru/

- Всемирный фонд дикой природы (WWF) http://wwf.ru

- Инициатива Хартия Земли – Россия http://www.earthcharter.ru

- Коалиция «PROОтходы» http://www.proothody.com

- «Мусора. Больше. Нет» http://musora.bolshe.net/

- Неправительственный экологический Фонд имени В. И. Вернадского http://www.vernadsky.ru

- Общероссийское общественное движение «Экосфера» http://ecosfera-ood.ru

- Общественное движение «Посади своё дерево» http://plant-your-tree.chat.ru

- Союз охраны птиц России (СОПР) http://www.rbcu.ru

- Центр защиты прав животных ВИТА http://www.vita.org.ru

- Центр охраны дикой природы http://biodiversity.ru/

- Эколого-просветительский центр «Заповедники»http://www.wildnet.ru

- Экологическое движение «РазДельный Сбор» https://rsbor.ru/

- НП «ЮНЕПКОМ» Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде http://www.unepcom.ru

3) Инфраструктура формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения включает в себя следующие элементы:

- региональные ресурсные центры экологической направленности, «Экостанции»;

- площадки организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы: общего образования, дошкольного образования, среднего профессионального образования, высшего образования, организации дополнительного образования,в том числе школьные лесничества, станции юных натуралистов, детские технопарки «Кванториум», «Точки роста»;

- площадки отделений Российского движения школьников;

- эко-клубы на базе организаций общего и дополнительного образования;

- площадки для реализации сетевых мероприятий и коммуникационных событий с участием местных сообществ и бизнеса, в том числе «Точки кипения»;

- площадки некоммерческих организаций, реализующих проекты экологической направленности;

- платформы он-лайн образования;

- площадки научных организаций, производств экологической (природоохранной) деятельности;

- площадки детских лагерей, в том числе федеральных (всероссийских);

- площадки конкурсных состязаний и соревнований.

Инфраструктура формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения должна соответствовать следующим основным требованиям:

1) возможность для охвата программами формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения детей и молодежи во всех субъектах Российской Федерации, в городской и сельской местности;

2) безопасность участников программ, соответствие требованиям Роспотребнадзора России и Роспожнадзора России;

3) минимальная материально-техническая база для использования цифровых технологий (сеть Интернет, доступ к компьютерной технике, смартфоны и др.);

4) доступ к лабораториям, помещениям для организации проектной и исследовательской деятельности, проведения групповых занятий, открытым пространствам для дискуссий, массовых мероприятий, природным объектам на муниципальном и региональном уровнях;

5) возможности для мобильности обучающихся и преподавателей;

6) для реализации прикладных проектов и полевой практики при реализации проектной и исследовательской деятельности;

7) высокоскоростной доступ к сети интернет.

Опыт работы региональных ресурсных центров по экологическому направлению

Особое место в инфраструктуре формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения играют региональные ресурсные центры (далее – РРЦ)по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности, созданные в85 субъектах Российской Федерации. Большая часть из них является многопрофильными организациями дополнительного образования, часть представлена эколого-биологическими центрами и станциями юных натуралистов. Функции РРЦ закреплены также за центрами экологии, краеведения и туризма. Есть отдельные примеры РРЦ, созданных на базе организаций дополнительного профессионального, высшего, профессионального образования, общеобразовательной организации. РРЦ являются региональными операторами всероссийских мероприятий (всероссийского экологического диктанта, всероссийского урока «Эколята – молодые защитники Природы» и др.) и акций («День леса», «День птиц», «День эколога в России», «День Земли», «Живи, лес» и др.).

Они такжеявляются организаторами региональных просветительских и конкурсных мероприятий дляобучающихся по экологической тематике. Так, например, ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр» Астраханской областипроводит региональный смотр-конкурс «Жизнь в стиле ЭКО».

Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма поддерживает природоохранные кампании: «Нашим водоемам – чистые берега!», «Дни действий в защиту Балтики», «Эстафета добрых дел», «За раздельный сбор отходов!», «Нет весенним палам!» и др.В частности, в 2020 году он провел благотворительную акцию-конкурс по созданию экологически дружественных сумок с целью популяризация использования многоразовых экологически дружественных (для изготовления экосумок используются натуральные ткани и краски) сумок как альтернативы одноразовых пластиковых пакетов.

Региональный центр детского-юношеского туризма и краеведения Свердловской областинесколько лет проводил Областной конкурс «Юные исследователи природы». В 2020 году его преемником стал конкурс защиты проектов «Инженер планеты». Цель конкурса – создание условий для развития у детей и подростков активной гражданской позиции в области проектно-исследовательской, творческой, природоохранной деятельности. Работы участники представляли на секциях: «ресурсосберегающие технологии и растениеводство», «экологический мониторинг», «зоотехнология и ветеринария», «здоровьесберегающие технологии» и «ландшафтный дизайн». Кроме того центром проводится конкурс исследовательских проектов «Каникулы с greenteam» (тематические направления конкурса: прикладная экология, охрана окружающей среды и особо охраняемые природные территории – оценка экологического состояния ландшафта; зелёный город: зелёные технологии и архитектура; отходы в доходы, экотуризм).

Эколого-биологический центр «Крестовский остров» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» выступает соорганизатором финала Санкт-Петербургского конкурса экологических проектов«Экосити».

БОДОРМ «Республиканский Центр дополнительного образования детей» Республики Мордовия является организатором Республиканского конкурса поделок из вторичного сырья (твердых бытовых отходов), посвященный Всемирному дню вторичной переработки.

ГБУ ДО«Центр развития творчества детей и юношестваНижегородской области» координирует проведение областного конкурса проектных работ «Экологическая мозаика», включающего номинации «Информационные технологии в экологии» (техника и программирование в экологии; современные методы экологического мониторинга; мультимедийный продукт (видеоролик об экологической деятельности); «Зеленая планета глазами детей» (энергосбережение и бережное отношение к природным ресурсам, оценка энергопотребления и потерь энергии, расчет эффективности и экономичности; восстановление утраченных и деградирующих компонентов экосистем, их защита от антропогенного воздействия; проектирование природных зон отдыха), «Охрана и восстановление водных ресурсов».

В Ярославской области Ресурсный центр ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества» проводит конкурс персональных портфолио «Эколидер – регион 76» с целью поощрения творческих инициатив обучающихся в области экологического просвещения.

АНО ДО «Амурский биолого-туристический центр» регулярно организует областной очно-заочный смотр-конкурс на лучшую экологическую тропу.

ГБУ РО ДО «Областной экологический центр учащихся» Ростовской области совместно с историческим парком «Россия - Моя История» проведена Акция «Сдай батарейку- спаси родную Землю», охватившую более 5000 обучающихся из 78 образовательных организаций из 20 муниципальных образований области, в результате которой удалось собрать свыше 1300 килограммов отработанных батареек.

РРЦ осуществляют деятельность по координации и методическому обеспечению деятельности образовательных организаций в области экологического воспитания. Например, Белгородский областной эколого-биологический центр в рамках регионального плана мероприятий по экологическому просвещению школьников и пропаганде бережного отношения к окружающей среде, проводимых в рамках Десятилетия детства, координировал проведение «Недели экологической грамотности», которая включила Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники Природы», Всероссийский заповедный урок и экологические занятия, направленные на просвещение и формирование экологической культуры в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами.

ГОУ ДО Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» организует выездные мероприятия в общеобразовательные организации области в рамках областного образовательного проекта «Экология и здоровье».

В работе с дошкольными образовательными организациями заслуживает внимание практика ГАУ ДО. Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» по проведению регионального конкурса дошкольных образовательных организаций по экологическому воспитанию детей «Экобэби - 2020». 

Важную составляющую в работе РРЦ занимает организация исследовательской деятельности учащихся. В эколого-биологическом центре «Крестовский остров» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» обучающиеся Лаборатории экологии и биомониторинга ЭФА ведут исследования проблемыметодов выявления и оценки загрязнению водоемов микропластиком. Партнерами лаборатории являются Институтозероведения, РГГМУ, Институт Арктики и Антарктики. 

РРЦ проводят научно-практические конференции обучающихся, включающие проблематику экологии. Примером может быть областная конференция Омской областной станции юных натуралистов «Исследователи природы», включающая номинацию «Экологический мониторинг».

РРЦ развивают образовательные проекты, как собственные, так и в партнерстве с другими организациями и ведомствами с яркой региональной идентичностью. Детский экологический центр города Челябинска реализует проект «ТЕМП. Естествознание. Будущие металлурги, химики, биологи, экологи живут на Южном Урале». Проект направлен на модернизацию профориентационной работы и популяризация профессий, связанных с химическим, металлургическим, сельскохозяйственным производством, растениеводством, селекцией, производством и хранением продуктов, а также медицинских работников, экологов, биологов, преподавателей дисциплин образовательной области «Естествознание».

Детский экологический центр «Косатка» города Хабаровска в проекте «Давайте сохраним хозяина дальневосточной тайги вместе!» не только привлекают внимание к проблеме сохранения уникального краснокнижного животного в местном сообществе, но и дают возможность детям участвовать в социально-значимой деятельности международного масштаба, получить навыки работы в заповеднике и зоосаду.

Сетевой проект «Эколог» Эколого-биологического центра Костромской области создает возможности юным исследователям работыразличного эколого-биологического профиля (геоботаника, палеонтология, гидробиология, зоология, лесоведение и др.) под руководством опытных преподавателей и специалистов в экспедициях.

Проект «Зеленая школа» Московского детского центра экологии, краеведения и туризма направлен на формирование экологического подхода к созданию образовательной среды, мотивацию к становлению устойчивых эколого-ориентированных ценностей по отношению к окружающей среде, развитию эколого-образовательной деятельности в московской системе образования. Цель Проекта - создание в Москве сети «зеленых» общеобразовательных организаций, внедрение эффективной образовательной модели развития экологического образования в Москве с привлечением и активным участием обучающихся и их родителей, педагогических работников.Другой проект этого регионального ресурсного центра - «Экосубботымосковских школьников» представляет широкую распределённую линейку мероприятий в области экологического просвещения для всех московских обучающихся на разнообразных площадках города.

ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр» Астраханской областиразработал серию занимательных экологических уроковс элементами исследовательской деятельности, в том числе «Волшебница – ВОДА!», «Тайны воздушного океана» «Почва - удивительная кладовая», «Альтернативные источники энергии».  

ГБУ ДО Краснодарского края «Эколого-биологический Центр» вовлекает обучающихся в исследование растительного и животного мира, мониторинг экологической обстановки прибрежных районов Черноморского побережья.

Такие проекты, как «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера», «Природолюбие северного края», «Зеленые школы – залог здоровья», «Школьные площадки экологической среды» Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Якутии формируют у подрастающего поколения экологическую компетентность и развитие практических действий по решению экологических проблем природопользования и охраны уникальной северной природы.

Ресурсные центры, располагая, как правило, собственной лабораторной и учебно-опытной базой, способствуют также агрегации и использованию ресурсов академических и технологических партнеров в регионе (вузов, природоохранных территорий, научных организаций, предприятий и др.), способствующее качественной допрофессиональной подготовке (например, Мурманский центр «Лапландия» и Арктический университет).

Проект «Экологическая школа» Дворца молодежи Свердловской области является хорошим примером организации экологического образования через взаимодействие с особо охраняемыми природными территориями области, проведение экскурсий на промышленные предприятия Екатеринбурга.

В структуре ГОУ ДО Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» организован Детский технопарк естественнонаучной направленности, «Музей природы- эксплораториум».

На базе МБУДО Детской Экологической станции в городе Новый Уренгой (ЯНАО) действует самый северный зоопарк России- уникальная база для экологического образования и просвещения.

Интересным форматом деятельности РРЦ являются «очно-заочные школы». Например, в структуре государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (ГБОУДО ОЦВВР) в рамках реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области «Развитие образования Сахалинской области на 2014-2020 годы» при сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сахалинский государственный университет» (СахГУ) действует областная школа «Зеленый остров» (далее - школа).Обучение проводится в течение 2-х лет и включает в себя очную форму обучения в формате 4 сессий (2 осенние и 2 весенние продолжительностью по 5 дней); летнюю учебно-полевую практику; заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий через виртуальную образовательную платформуMoodle. Программа школы включает, в том числе, следующие разделы: «Экологические проблемы хозяйств: лесного, водного, сельского»; «Промышленная экология»; «Социальная экология и экология человека»; «Экологическое право»; «Экологическая экспертиза». В школе учатся дети от 13 до 18 лет, принимающие участие в природоохранных акциях, конференциях, а также участники конкурсов научно-исследовательских проектов и объединений естественнонаучной направленности.

Для работы с обучающимися РРЦ используют каникулярное время. Так, например, ГОУ ДО Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» проводит областной профильный экологический лагерь «Зеленый мир».Дворец творчества и спорта «Пионер» Тюменскойобласти для обучающихся 9-14 лет организовал смену «Ecosave». Игровой сюжет смены предполагал жизнь ребят и педагогов в Эко-городе, в котором внезапно случилось чрезвычайное происшествие: произошел масштабный разлив нефтепродуктов в реку в результате крушения нефтяного танкера, что могло повлечь очень серьезные последствия: нарушить экосистему города и привести к гибели редких животных и растений. Задача молодых ученых заключалась в том, чтобы не допустить развития такого сценария.

РРЦ выступают площадками для организации работы детских общественных объединений экологической направленности. Так, ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр» имеет статус Астраханского регионального отделения Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета», координируя усилия астраханских обучающихся в социально-значимой экологической деятельности.ГБУ ДО Краснодарского края «Эколого-биологический Центр» создана волонтерская организация «Зеленое движение Кубани».

При региональном Ресурсном центре ГОАУ ДО Ярославской области«Центр детей и юношества» организован и действует детский экологический совет, в который вошли представители экологических и юннатских объединений образовательных организаций области. Цель совета – развитие детско-юношеских инициатив и активизация природоохранной деятельности обучающихся образовательных организаций области. Одна из задач Совета – внесение предложений по улучшению экологической ситуации в органы исполнительной власти области и Общественный экологический совет при Губернаторе. Деятельность Совета осуществляется во взаимодействии со штабом актива Ярославского отделения РДШ.

Заслуживает специального внимания участие РРЦ в международном сотрудничестве в сфере экологического образования. В Калининградской области «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» является участником международных проектов: «Баренц-Балтийская Программа «Природа и человек»; «Меньше мусора»; «Биоинтенсивное земледелие»; «От школьного энергосбережения к сохранению климата»; «Мониторинг морского мусора»; «Балтийское море, свободное от пластика», координирует реализацию международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг». Это престижный символ вручается за выдающиеся достижения в экологическом образовании, постоянное улучшение состояния окружающей среды в образовательном учреждении и вокруг него и пропаганду устойчивого развития.   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.092 с.)