Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):



Автор:

М.А.Горбунов – кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории, истории государства и права и философии

ВГУЮ (РПА Минюста России).

 

 

Рецензенты:

П. В. Никитин – кандидат юридических наук,

кафедры теории, истории государства и права и философии

ВГУЮ (РПА Минюста России);

 

В. В. Оксамытный – доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

 

 

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Сравнительное правоведение» подготовлена по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «магистр».

Рабочая программа включает в себя содержание учебной дисциплины, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, планы практических занятий, фонды оценочных средств. Рассчитана на магистрантов  факультета магистратуры.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории, истории государства и права и философии (протокол № 1 от «30» января 2019 г.) и рекомендована для внедрения в учебный процесс.

 

 

Зав. кафедрой теории, истории государства и права и философии

В.Н. Бабенко

 

© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию у выпускников магистратуры системы тео6ретических знаний и практических навыков в области сравнительного правоведения, успешному применению этих знаний и навыков в процессе изучения других юридических дисциплин, а также  в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской  и педагогической деятельности.

 

1.2. Задачами преподавания дисциплины являются:

- ознакомление с историей развития науки сравнительного правоведения, объектом, предметом и методологией сравнительного правоведения;

- изучение принципов и приемов сравнительно-правового анализа, приобретение обучающимися навыков самостоятельного применения указанного метода в научных исследованиях и прикладной деятельности;

- обеспечение усвоения обучающимися основных понятий и категорий науки сравнительного правоведения, установление связей между ними, осмысление закономерностей и тенденций развития и взаимодействия различных правовых систем;

- изучение типологических характеристик основных правовых семей современности, ознакомление с национальными правовыми системами, формирующими основные правовые семьи;

- воспитание у обучающихся ценностного подхода к национальному праву других государств.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Сравнительное правоведение входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла дисциплин по подготовки обучающихся по направлению 40.04.01 – «Юриспруденция» (квалификация (степень) магистр). Дисциплина логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами общенаучного и профессионального цикла (такими, как философия права, история и методология юридической науки, актуальные проблемы права и др.).

Преподавание дисциплины «Сравнительное правоведение» предусмотрено учебным планом и включает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы. На изучение дисциплины отводится 108 часов.

Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и владения навыками, соответствующие компетенциям ООП.

По семестрам

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

1 2
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108   108
Аудиторные занятия   36   36
Лекции (Л)   8   8
Практические занятия (ПЗ)   18   18
Лабораторные работы (ЛР)   10   10
Самостоятельная работа (СРС)   72   72
Зачет   +    

Тематический план для студентов очной формы обучения

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Всего

Виды учебной деятельности

(в часах)

Образовательные технологии формы текущего контроля
Лекции Лабораторные работы Практические занятия СРС    

Семестр

  Модуль 1. Общая часть 55 4 0 14 37    
1 Тема 1. Понятие сравнительного правоведения 10 2     8 презентация лекционного материала, фронтальный опрос
2 Тема 2. Методология сравнительного правоведения 11     4 7 обсуждение в группе тематическое тестирование
3 Тема 3. История развития сравнительного правоведения 11     4 7 презентации рефератов подготовка рефератов
4 Тема 4. Правовая система общества как основной объект сравнительно-правового анализа 13 2   4 7 презентация лекционного материала, обсуждение в группе фронтальный и индивидуальный опрос
5 Тема 5. Типология правовых систем современности 10     2 8 презентация лекционного материала, коллоквиум фронтальный и индивидуальный опрос
  Модуль 2. Особенная часть 53 4 10 4 35    
6 Тема 1. Романо-германская правовая семья 13 2 4   7 презентация лекционного материала, круглый стол   тематическое тестирование
7 Тема 2. Англосаксонская правовая семья 11 2   2 7 лекция-диалог, обсуждение в группе тематическое тестирование
8 Тема 3. Религиозные и традиционные правовые семьи 9   2   7 обсуждение в группе, деловая игра фронтальный опрос
9 Тема 4. Правовые системы социалистических стран 9     2 7 презентация рефератов   подготовка рефератов
10 Тема 5. Правовая система современной России. Проблемы совершенствования российского законодательства 11   4   7 тематическая дискуссия, «мозговой штурм» фронтальный и индивидуальный опрос
  Зачет +       +    
  Итого за семестр 108 8 10 18 72    
  Итого по дисциплине 108 8 10 18 72    

Итого за семестр

4 12

Итого

16 (62 %)

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

1 2
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108   108
Аудиторные занятия   14   14
Лекции (Л)   4   4
Практические занятия (ПЗ)   6   6
Лабораторные работы (ЛР)   4   4
Самостоятельная работа (СРС)   90   90
Контроль   4   4
Зачет   +   +

Тематический план для студентов заочной формы обучения

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Всего

Виды учебной деятельности

(в часах)

Образовательные технологии формы текущего контроля
Лекции Лабораторные работы Практические занятия СРС    

Семестр

  Модуль 1. Общая часть 51 2 0 4 45     1 Тема 1. Понятие сравнительного правоведения 11 2 - - 9 презентация лекционного материала, фронтальный опрос 2 Тема 2. Методология сравнительного правоведения 10   - 1 9 обсуждение в группе тематическое тестирование 3 Тема 3. История развития сравнительного правоведения 10 - - 1 9 презентации рефератов подготовка рефератов 4 Тема 4. Правовая система общества как основной объект сравнительно-правового анализа 10 - - 1 9 обсуждение в группе фронтальный и индивидуальный опрос 5 Тема 5. Типология правовых систем современности 10 - - 1 9 коллоквиум фронтальный и индивидуальный опрос   Модуль 2. Особенная часть 53 2 4 2 45     6 Тема 1. Романо-германская правовая семья 9 - - - 9 круглый стол   тематическоетестирование 7 Тема 2. Англосаксонская правовая семья 10 - - 1 9 обсуждение в группе тематическое тестирование 8 Тема 3. Религиозные и традиционные правовые семьи 11 - 2 - 9 обсуждение в группе, деловая игра фронтальный опрос 9 Тема 4. Правовые системы социалистических стран 10 - - 1 9 презентация рефератов   подготовка рефератов 10 Тема 5. Правовая система современной России. Проблемы совершенствования российского законодательства 13 2 2 - 9 лекция-диалог тематическая дискуссия, «мозговой штурм» фронтальный и индивидуальный опрос   Зачет + - - - +       Контроль 4       4       Итого за семестр 108 4 4 6 90       Итого по дисциплине 108 4 4 6 90    

Итого за семестр

2 10

Итого

12 (85 %)

Раздел 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

После освоения Модуля 1 «Общая часть» студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенции

Знать

- проблемы определения природы сравнительного правоведения;

- объект и предмет науки сравнительного правоведения;

- место сравнительного правоведения в системе юридической науки, научное и практическое значение сравнительного правоведения;

- сущность и формы сравнительно-правового анализа;

- содержание и объем понятий и категорий сравнительного правоведения, их соотношение;

- проблемы определения критериев типологии правовых систем.

Уметь

- самостоятельно изучать и анализировать научную литературу и правовые источники;

- выявлять основные тенденции развития правовых систем и отдельных ее элементов;

- устанавливать причинно-следственные связи между различными правовыми явлениями;

- устанавливать закономерности формирования той или иной правовой системы;

- устанавливать закономерные связи, существующие между правовыми явлениями как элементами одной правовой системы;

- выявлять причины, обусловливающие общие родовые признаки различных правовых систем, а также факторы, обусловливающие различия правовых систем, относящихся к разным типам;

- раскрывать процессы взаимодействия и взаимовлияния правовых систем;

- раскрывать процессы взаимодействия национального и международного права.

Владеть навыками

- применения сравнительно-правового метода в своей профессиональной деятельности;

- грамотного и аргументированного выражения своей позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам в области сравнительно-правовых исследований;

- применения полученных в ходе изучения дисциплины знаний в процессе изучения других историко-теоретических и отраслевых юридических дисциплин;

- применения полученных в ходе изучения дисциплины знаний в своей профессиональной деятельности при разработке проектов нормативных правовых актов, их толковании, реализации права, проведении научных исследований в области права, преподавании юридических дисциплин.

После освоения Модуля 2 «Особенная часть» студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП.

Знать

- общие и особенные черты основных правовых систем современности;

- историю формирования и типологические характеристики романо-германской правовой семьи;

- историю формирования и типологические характеристики романо-германской правовой семьи;

- общие черты, специфику и сферу распространения религиозных правовых систем, особенности традиционной правовой системы;

- общую характеристику социалистической правовой семьи;

- особенности российской правовой системы.

Уметь

- самостоятельно изучать и анализировать научную литературу и отечественные и зарубежные правовые источники;

- устанавливать причинно-следственные связи между различными правовыми явлениями;

- устанавливать закономерности формирования основных правовых систем современности;

- устанавливать закономерные связи, существующие между правовыми явлениями как элементами одной правовой системы;

- выявлять общие родовые признаки различных правовых систем, входящих в одну правовую семью, а также факторы, обусловливающие различия правовых систем в рамках одной правовой семьи;

- выявлять основные тенденции развития основных правовых систем современности.

Владеть навыками

- применения сравнительно-правового метода в своей профессиональной деятельности и в научно-исследовательской работе;

- грамотного и аргументированного выражения своей позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам в области сравнительно-правовых исследований;

- применения полученных в ходе изучения дисциплины знаний в процессе изучения других историко-теоретических и отраслевых юридических дисциплин;

- применения полученных в ходе изучения дисциплины знаний в своей профессиональной деятельности при разработке проектов нормативных правовых актов, их толковании, реализации права, проведении научных исследований в области права, преподавании юридических дисциплин.

 

Содержание модуля 1 «Общая часть».

Лекции

Вопросы для обсуждения

1. Методы сравнительного правоведения. Понятие сравнительно-правового метода.

2. Развитие теории сравнительно-правового метода в общей теории государства и права.

3. Цели и задачи применения сравнительно-правового метода.

4. Объекты сравнения.

5. Уровни и этапы (стадии) сравнительно-правового анализа.

6. Приемы сравнительно-правового анализа.

7. Формы сравнения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение идей сравнительно-правового анализа в античных и древневосточных политико-правовых учениях.

2. Роль сравнительного анализа в политико-правовых учениях Средневековья и Нового времени.

3. Наука сравнительного правоведения в XIX веке.

4. Сравнительное правоведение в XX веке.

5. Современные зарубежные школы сравнительного правоведения.

6. Развитие сравнительного правоведения в России.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие правовой системы общества. Состав элементов и структура правовой системы.

2. Правовая система и система права.

3. Национальная правовая система и семья правовых систем. Правовой круг. Правовая семья и исторический тип права.

4. Понятие правовой традиции.

5. Понятие правовой карты мира.            

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие типа и типологии. Типология и классификация. 

2. Основания классификации правовых систем. Проблема выбора критериев типологии правовых систем.

3. Уровни типологии.

4. Типологии западных компаративистов.

5. Типология правовых систем в современных российских сравнительно-правовых исследованиях.

6. История формирования правовой системы, источники права, структура права, юридическая техника как основные критерии типологии правовых систем. Значение неюридических факторов для типологии правовых систем.

7. Основные правовые семьи современности.

Вопросы для обсуждения

1. Методы сравнительного правоведения. Понятие сравнительно-правового метода.

2. Развитие теории сравнительно-правового метода в общей теории государства и права.

3. Цели и задачи применения сравнительно-правового метода.

4. Объекты сравнения.

5. Уровни и этапы (стадии) сравнительно-правового анализа.

6. Приемы сравнительно-правового анализа.

7. Формы сравнения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение идей сравнительно-правового анализа в античных и древневосточных политико-правовых учениях.

2. Роль сравнительного анализа в политико-правовых учениях Средневековья и Нового времени.

3. Наука сравнительного правоведения в XIX веке.

4. Сравнительное правоведение в XX веке.

5. Современные зарубежные школы сравнительного правоведения.

6. Развитие сравнительного правоведения в России.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие правовой системы общества. Состав элементов и структура правовой системы.

2. Правовая система и система права.

3. Национальная правовая система и семья правовых систем. Правовой круг. Правовая семья и исторический тип права.

4. Понятие правовой традиции.

5. Понятие правовой карты мира.            

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие типа и типологии. Типология и классификация. 

2. Основания классификации правовых систем. Проблема выбора критериев типологии правовых систем.

3. Уровни типологии.

4. Типологии западных компаративистов.

5. Типология правовых систем в современных российских сравнительно-правовых исследованиях.

6. История формирования правовой системы, источники права, структура права, юридическая техника как основные критерии типологии правовых систем. Значение неюридических факторов для типологии правовых систем.

7. Основные правовые семьи современности.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов

Вопросы для подготовки к зачету по модулю (промежуточная аттестация)

1. Сравнительное правоведение как юридическая наука и учебная дисциплина.

2. Предмет и объект сравнительного правоведения.

3. Тип правопонимания и концепция сравнительного правоведения.

4. Функции сравнительного правоведения.

5. Научная и практическая значимость сравнительно-правовых исследований.

6. Сравнительное правоведение и другие юридические науки.

7. Сравнительное правоведение и международное право.

8. Сравнительное правоведение и унификация права.

9. Методы сравнительного правоведения.

10. Сравнительно-правовой метод как основной метод сравнительного правоведения. Цели, задачи, объекты сравнения.

11. Развитие теории сравнительно-правового метода в общей теории государства и права.

12. Уровни и этапы (стадии) сравнительно-правового анализа.

13. Формы сравнения.

14. Идеи сравнительно-правового анализа в античных, древневосточных политико-правовых учениях, в политико-правовых учениях Средневековья и Нового времени.

15. Возникновение науки сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение в Германии в XIX веке.

16. Французская школа сравнительного законодательства.

17. Эволюция сравнительного правоведения в Англии и США.

18. Сравнительное правоведение в XX веке.

19. Современные зарубежные школы сравнительного правоведения.

20. Сравнительно-правовые исследования в дореволюционной России.

21. Историко-сравнительные исследования М. М. Ковалевского и
П. Г. Виноградова.

22. Развитие советского сравнительного правоведения: этапы и особенности.

23. Сравнительное правоведение в современной России.

24. Правовая система общества как основной объект сравнительно-правового анализа: понятие, состав элементов и структура.

25. Правовая система, система права, семья правовых систем.

26. Правовая традиция. Правовая традиция и правовая система. Особенности западной правовой традиции.

27. Понятие правовой карты мира.

28. Основания классификации правовых систем.

29. Проблема выбора критериев типологии правовых систем.

30. Уровни типологии правовых систем.

31. Типологии западных компаративистов.

32. Типология правовых систем в современных российских сравнительно-правовых исследованиях.

33. История формирования правовой системы, источники права, структура права, юридическая техника как основные критерии типологии правовых систем. Значение неюридических факторов для типологии правовых систем.

34.  Сближение и взаимовлияние правовых систем. Понятие смешанной правовой системы.

35.  Взаимодействие правовых систем.

Примерные тестовые задания

1. Предметом сравнительного правоведения являются:

а) закономерности формирования и развития основных правовых систем;

б) общие закономерности формирования и развития государства и права;

в) закономерности формирования и развития российской правовой системы.

2. Сравнительно-правовой метод является:

а) общенаучным методом;

б) частнонаучным методом;

в) специально юридическим методом.

3. На каких уровнях научного познания применяется сравнительно правовой метод?

а) на эмпирическом уровне;

б) на теоретическом уровне;

в) на эмпирическом и теоретическом уровнях.

4. Предметом диахронного сравнения являются:

а) существовавшие в прошлом правовые системы и их элементы;

б) действующие (современные) правовые системы и их элементы.

5. Микросравнение осуществляется:

а) на уровне правовых норм;

б) на уровне правовых институтов;

в) на уровне отраслей права;

г) на уровне правовых систем.

6. При функциональном сравнении исследуются:

а) нормы и институты права различных правовых систем;

б) правовые средства, используемые различными правовыми системами для решения сходных общественных отношений;

в) динамику развития сходных правовых институтов различных правовых систем.

7. I Международный конгресс сравнительного права был проведен:

а) в 1869 году;

б) в 1900 году;

в) в 1948 году.

8. Представители гейдельбергской школы права:

а) А. Фейербах;

б) Г. Гегель;

в) Г. фон Савиньи;

г) К. Меттермайер;

д) И. Кант;

е) И.Колер;

ж) Э.Ганс.

9. Автором идеи «типов конструкции права в истории» является:

а) П.Г. Виноградов;

в) М.М. Ковалевский;

г) Г.Ф. Шершеневич.

10. К. Цвайгерт для обозначения совокупности национальных правовых систем, объединенных общим «правовым стилем», использует термин:

а) семья правовых систем;

б) правовая традиция;

в) правовой круг.

11. Р. Давид для обозначения совокупности национальных правовых систем, объединенных общностью происхождения, идеологических характеристик и юридической техники, использует термин:

а) семья правовых систем;

б) правовая традиция;

в) правовой круг.

12. Понятие «правовая система» включает в себя:

а) объективно существующее, обусловленное системой общественных отношений, внутреннее строение права, выражающееся в согласованном объединении всех действующих юридических норм, структурно разделенных на отрасли и институты права;

б) собой совокупность всех правовых явлений, характеризующих правовую жизнь, правовую действительность той или иной страны;

в) совокупность действующих нормативно-правовых актов.

13. П. Гленн в своей теории правовых традиций проводит их классификацию на следующие виды:

а) национальные и транснациональные правовые традиции;

б) западную и внезападные правовые традиции;

в) религиозные и светские правовые традиции;

г) романо-германскую, англосаксонскую, религиозную правовые традиции.

14. В трудах кого из компаративистов впервые была обозначена социалистическая правовая семья?

а) Р. Давида;

б) К. Цвайгерта;

в) Кр. Осакве.

15. Механизм сближения национальных правовых систем находит свое выражение:

а) в саморазвитии права;

б) в создании модельных законодательных актов;

в) в процессе унификации права;

г) в международных отношениях.

 

Темы рефератов

1. I Международный конгресс сравнительного права и его значение.

2. Историко-сравнительные исследования М. М. Ковалевского и
П. Г. Виноградова.

3. Сравнительное правоведение в Германии в XIX веке.

4. Французская школа сравнительного законодательства.

5. Правовая традиция.

6. Макро- и микротипология правовых систем в западном и российском сравнительном правоведении.

7. Типологии правовых систем в западной компаративистике.

8. Развитие теории сравнительно-правового метода.

9. Федеративное устройство государств и сравнительное правоведение.

10. Сравнительное правоведение и унификация права.

11. Европейское право и сравнительное правоведение.

12. Соотношение национального и международного права.

Содержание модуля 2 «Особенная часть».

Лекции.

Вопросы для проведения круглого стола

1. История формирования романо-германской правовой семьи. Рецепция римского частного права. 

2. География распространения.

3. Источники права. Систематизация законодательства.

4. Структура права. Частное и публичное право.

5. Общие черты романо-германской правовой семьи.

6. Особенности французской и германской правовых групп в составе романо-германской правовой семьи.

7. Особенности правовых систем Скандинавских стран.

8. Правовые системы стран Латинской Америки.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности формирования правовой системы Англии.

2. Структура английского общего права.

3. Источники английского общего права.

4. Судебный прецедент.

5. Нормативный правовой акт в системе источников английского права.

6. Правовая система США: формирование, источники.

7. Основные тенденции развития правовой системы Англии и США.

8. Правовые системы стран Британского Содружества.

Вопросы для обсуждения

1. Социалистическая правовая семья.

2. Проблемы типизации социалистической правовой системы.

3. Западные и отечественные компаративисты об особенностях социалистической правовой семьи.

4. Идеологическая основа. Проблема частного права. Основные источники.

5. Советская правовая система.

6. Европейские социалистические правовые системы.

7. Правовые системы социалистических государств Азии.

8. Правовая система Кубы.

9. Постсоциалистическая правовая система. Особенности, перспективы развития.

 

 

Вопросы для проведения круглого стола

1. История формирования романо-германской правовой семьи. Рецепция римского частного права. 

2. География распространения.

3. Источники права. Систематизация законодательства.

4. Структура права. Частное и публичное право.

5. Общие черты романо-германской правовой семьи.

6. Особенности французской и германской правовых групп в составе романо-германской правовой семьи.

7. Особенности правовых систем Скандинавских стран.

8. Правовые системы стран Латинской Америки.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности формирования правовой системы Англии.

2. Структура английского общего права.

3. Источники английского общего права.

4. Судебный прецедент.

5. Нормативный правовой акт в системе источников английского права.

6. Правовая система США: формирование, источники.

7. Основные тенденции развития правовой системы Англии и США.

8. Правовые системы стран Британского Содружества.

Вопросы для обсуждения

1. Социалистическая правовая семья.

2. Проблемы типизации социалистической правовой системы.

3. Западные и отечественные компаративисты об особенностях социалистической правовой семьи.

4. Идеологическая основа. Проблема частного права. Основные источники.

5. Советская правовая система.

6. Европейские социалистические правовые системы.

7. Правовые системы социалистических государств Азии.

8. Правовая система Кубы.

9. Постсоциалистическая правовая система. Особенности, перспективы развития.

 

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

В модуле 1 «Общая часть» предусматривается самостоятельное изучение материалов лекций, лабораторных работ и практических занятий. Контроль может проводиться в форме опроса на практическом занятии. Предполагается возможность подготовки и обсуждение студентами докладов и презентаций: «Понятие правовой системы общества. Состав элементов и структура правовой системы», «Основания классификации правовых систем», «Развитие теории сравнительно-правового метода в общей теории государства и права» и другие.

В модуле 2 «Особенная часть» осуществляется самостоятельная проработка материалов лекций, лабораторных работ и практических занятий. Контроль проводится в форме опроса на практическом занятии. Предусматривается подготовка и обсуждение рефератов и презентаций: «История формирования романо-германской правовой семьи», «Проблемы типизации социалистической правовой системы», «Особенности формирования правовой системы Англии» и другие.

Для обеспечения самостоятельной работы обучающихся используются следующие ресурсы:

1. Рабочая программа учебной дисциплины;

2. Фондовый курс лекций по дисциплине;

3. Примерные вопросы для подготовки к зачету, экзамену;

4. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения курса;

5. Перечень электронных ресурсов, электронных библиотек.

После изучения отдельной темы дисциплины обучающемуся рекомендовано пройти текущее тестирование. Текущее тестирование, прежде всего, является одним из элементов самоконтроля и закрепления студентом пройденного учебного материала. Текущий контроль позволяет обучающемуся обратить внимание на наиболее сложные для него вопросы и путем самообразования и консультаций у преподавателя повысить уровень своих знаний по теме дисциплины.

Для подготовки к промежуточной аттестации целесообразно пойти тестирование по всему курсу на тренажере. По завершении работы студент может ознакомиться с результатами пройденного тестирования и сравнить свои ответы с правильными. Количество тестирований при этом не ограничено.

Образовательные технологии

                           

Во всех модулях реализована личностно ориентированная технология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

- информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области компаративистики,

      - информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами,

      - информацию, помогающую самообразованию. Это - имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подход при освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение учебных задач, примеры которых приведены в рабочей программе.

При изучении модуля предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1. Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля.  

2. Работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам.

3. Активное обсуждение презентаций студентов по материалам рефератов на практических занятиях.

Раздел 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

1.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

В процессе освоения образовательной программы необходимые компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются на основном этапе (1 курс – первый семестр) в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса

Поэтапное формирование у обучающихся компетенций по дисциплине «Сравнительное правоведение» ОК-3,ОК-5, ПК-1,ПК-15

Компетенции

Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам

Курс

Курс

Курс

Курс

1 2 3 4 5 6 7 8 Этапы формирования компетенций

Начальный



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.307 с.)