Глава 6. Формирование группового поведения в организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Формирование группового поведения в организации.



Группы - основные характеристики и методы работы с ними.

 

    Социальная потребность, потребность в причастности, общении является одной из объективных потребностей личности. Данная потребность может быть реализована только в группе. По определению Марвина Шоу: Группа – два лица и более, которые взаимодействуют таким образом, что оказывают взаимное влияние друг на друга. При правильной организации работы в группе проявляется эффект положительной синергии, т.е. возможности группы как целого многократно увеличиваются по сравнению с суммарной возможностью отдельных ее участников.

    Основная задача менеджера состоит в повышении результативности деятельности группы. Классификация групп представлена в табл. 7.

Табл.7 Классификация групп

Вид классификации Вид группы Характеристика

 

По размеру

Большие Социальные общности не предполагающие личных контактов (нации, классы, возрастные группы и т.д.)
Малые Немногочисленные объединения, находящиеся в личном контакте

 

По сфере совместной деятельности

Управленческие Объединенные выполнением функции управления (совет директоров, комитет и т.д.)
Производственные Совместно выполняющие производственное задание

 

По уровню развития

Высокоразвитые С высокой сплоченностью
Слаборазвитые (диффузные) Без психологической общности, с низкой сплоченностью

 

По реальности существования

Реальные Реально существующие
  Условные Условно объединенные по определенному признаку (полу, возрасту и т.д.)

По принципу создания и характеру межличностных отношений

Формальные Созданные по приказу
  Неформальные Созданные на основе личных симпатий, общих интересов, увлечений и т.д.

 

 

По цели существования

Целевые (проектные) Создается под конкретную цель
Функциональные Ориентированные на долговременное выполнение определенных функций
По интересам На основе общих интересов
Дружеские На основе дружеских отношений

 

По периоду функционирования

Постоянные Действующие на постоянной основе
Временные Действующие на временной основе

 

По вхождения индивида в группу

Референтные (эталонные) С которыми человек себя отождествляет (интересы, уровень)
Нереферентные (группы принадлежности) В которых человек реально состоит (работает, учится)

Причины объединения в группы:

1. Достижение целей,

2. Усиление власти,

3. Обеспечение безопасности,

4. Самоуважение,

5. Общение,

6. Получение определенного статуса.

Особенности группы:

1) Члены группы идентифицируют себя с ней («мы» - «наши»).

2) Взаимодействие членов группы осуществляется непосредственно (наблюдение, обучение).

3) Складывается распределение ролей.

Признаки группы:

1. Общие цели и задачи в деятельности.

2. Внутренняя организация.

3. Групповые ценности.

4. Собственный признак обособления.

5. Групповое давление.

6. Стремление к устойчивости (самосохранение).

7. Закрепление традиций и символики.

Стадии развития групп:

1. Начальная стадия формирования – характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей.

2. Внутригрупповой конфликт – идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Заканчивается выявлением лидера.

3. Обеспечение сплоченности членов группы – проявляется ясность относительно норм поведения и распределения ролей в данной группе.

4. Стадия наивысшей работоспособности и производительности – группа полностью функциональна (максимальная синергия).

5. Заключительная стадия – для временных групп производительность падает за определенный период до окончания срока деятельности группы.

Сплоченность группы характеризуется теснотой межличностных связей, интенсивностью взаимодействий. Под сплоченностью понимается то, насколько члены группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе. Главная цель любого руководителя - формирование сплоченной группы. Ему необходимо использовать факторы, влияющие на сплоченность группы.

Стадии сплоченности группы:

1. ориентирование членов группы в социальной ситуации, формирование общих ценностных ориентаций.

2. взаимоадаптация членов группы, закрепление позитивных личностных взаимоотношений между большинством из них.

3. глубокое освоение всеми членами группы ее норм, правил, целей, установок.

4. превращение группы в согласовано действующую общность.

 

Факторы, определяющие сплоченность группы:

v    Эмоциональная близость

v Время проводимое вместе

v Трудности вступления в группу

v Размер группы (5-7 человек - оптимально)

v Состав группы (по полу, возрасту, профессионализму)

v Внешние факторы (под угрозой внешних факторов сплоченность увеличивается)

v Прежние успехи и неудачи

v Мотивации и вознаграждение

v Групповое единомыслие

v Конфликтность

v Конкуренция с другими группами

v Сложность задач, стоящих перед группой

v Статус членов группы (должность, срок работы, опыт - это не должно доминировать, а должно оптимально сочетаться)

v Роли членов группы (роли должны быть конструктивные, целевые, поддерживающие)

v Групповые нормы (должны быть положительные и совпадать с целями организации)

v Взаимозависимость - это взаимопомощь, компенсация недостатков, значимость каждого в общем деле.

v Особенность руководства (способность от личных амбиций, служить примером для других, соблюдать оптимальную дистанцию с подчиненными)

v Совместное участие в принятии решений

 

В любой формальной организации наблюдается наличие множество неформальных групп, взаимодействие с которыми приносит определенные проблемы руководству.

Работа с неформальными организациями включает следующие методы:

- Совместное принятие решений.

- Признание неформальной организации.

- Консультации.

- Обучение и внушение.

- Мотивация и вознаграждения.

- Применение различных методик формирования лояльного отношения к фирме.

- Замена руководителя (метод ограниченной пригодности).

- Перевод на другое место работы.

- Размещение кабинетов.

- Работа с лидерами.

- Обмен информацией (формальной и неформальной).

  Работа с лидерами требует особого искусства от руководителя. Во -первых нужно выявить естественных лидеров и продумать для каждого свою стратегию «управления». Необходимо способности лидера – консолидировать и вести за собой людей, использовать в целях организации. И в первую очередь важно выяснить и снять все личные недовольства лидера. Часто используется метод поглощения естественного лидера путем предоставления ему официального признания. Если нет возможности решить проблемы лидера повышением, то альтернативное решение дает горизонтальное перемещение, которое можно осуществлять достаточно часто.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.008 с.)