Глава 2. Теории поведения человека в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Теории поведения человека в организации



    Поведение человека в организациях достаточно сложно и неоднозначно, что трудно объяснить его в терминах отдельной теории или направления. Различные теории могут быть полезны для рассмотрения разных проблем и аспектов. Мы рассматриваем организационное поведение в тесной взаимосвязи с поведенческими науками: психологией, социологией, социальной психологией, антропологией, политическими науками и др.

    Психология – изучает устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении. Интерес для ОП представляют свойства личности, ее обучение и развитие (память, мышление, познание, мотивация, обучение, развитие).

    Социология изучает закономерности формирования, укрепления, развития и распада человеческих групп.

    Антропология изучает культуры, обряды, системы родства, социализацию личности в условиях различных культур.

    Социальная психология изучает взаимообусловленность поведения людей в социуме (взаимное влияние людей друг на друга).

    К наиболее значимым подходам и школам научной мысли, нашедшим отражение в ОП можно отнести: организационную теорию (до 1900 г.), научный менеджмент (с 1910 г.), классическая школа (1920–е гг.), бюрократия (1920-е гг.), школа человеческих отношений (1920-е гг.), неоклассическая школа (1960-е гг.), групповая динамика (1940-е гг.), лидерство (1950-гг.), партисипативный подход к принятию решений (1950-е гг.), социально-техническая школа (1960-е гг.), теория систем (1960-е гг.), ситуационный подход (1980-е гг.), интеракционистский подход (1980-е гг.). Остановимся на более важных.

    Ситуационный подход основан на утверждении, что различные ситуации и обстоятельства требуют различных навыков (управления по ситуации). Ситуационный подход причастен ко всем аспектам ОП.

    Интеракционистский подход к поведению характеризуется убеждением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации в окружающей среде.

    По теории Г. Томаса: «Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она в действительности реальна».

    Таким образом, личность фактически сама создает, конструирует тот социальный мир, в котором живет.

    Синергетический подход к ОП (от греч. синергина – содействие, сотрудничество) акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании новых структур. Рассмотрим основные понятия различных теорий и подходов к личности:

1. Психодинамическая теор ия З.Фрейда. Рассматриваются такие элементы личности как: ОНО, Я, СВЕРХ-Я, бессознательное, сознательное. Личностью движут сексуальный и агрессивный инстинкты, тревога и механизмы защиты.

2. Феноменологическая теория К.Роджерса.

Элементы личности: Я и идеальное Я. В процессе опыта у личности вырабатывается либо конгруэнтность (соответствие) и самоактуализация, либо неконгруэнтность и защита.

3. Подходы к личности со стороны ее черт (Г. Оллпорт, Г. Айзенк, Р. Кэттэл). Исследуют вклады наследственности и среды в детерминацию черт.

4. Бихевиоризм и небихевиорезм (Теории научения), (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, К.Л. Халл, Дж. Доллгард). Изучает реакции человека и причины их вызывающие, для использования в процессе обучения. Они выявили такие процессы как подражание, режимы подкрепления и последовательное приближение.

5. Когнитивная теория. (Д.А. Келли) изучает процессы, направляемые ожиданиями событий и объясняет развитие в уникальные личности ростом сложности и определенности системы конструкторов (т.н. базовых элементов личности).

6. Социальная когнитивная теория научения личности (Г. Мишел, Дж. Роттер) в качестве элементов личности рассматривает ожидания, стандарты, цели, убеждения в самоэффективности. Изучаются процессы научения через наблюдение, косвенное обуславливание, процессы самооценки и саморегуляции. Развитие уникальности личности объясняется социальным научением через наблюдение и непосредственный опыт, развитие суждений о самоэффективности и стандартов саморегуляции.

7. Когнитивные, информационно-процессуальные подходы к личности изучают процесс переработки информации, атрибуции, возможные Я и саморегуляторы. Развитие уникальности личности объясняется развитием когнитивных компетентностей, Я-схем, ожиданий, атрибуций.

В настоящее время вышеприведенные теории и подходы наук о поведении находят широкое развитие и продолжение. Но главная задача всех научных исследований не только понять и объяснять природу явлений, но и дать инструмент воздействия для формирования эффективного поведения.

При практическом применении теоретических разработок большое значение придается менталитету. В частности при рассмотрении методов и средств, применяемых в российском менеджменте, необходимо учитывать специфику Российского менталитета.

Менталитет – подсознательная социально – психологическая «программа» действий и поведение отдельных людей, нации в целом, проявляющихся в сознании и в практической деятельности людей. Источник формирования менталитета – совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны. Менталитет является всеобщей основой поведенческому менеджменту. Закон соответствия менеджмента менталитету, означает, что определенной ментальности соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента. Существует зависимость между менталитетом, типом менеджмента, типом корпоративной управленческой культуры и организационной культуры предприятия, т.к. большое значение при формировании менталитета играют восприятия, религия и культурные ценности.

Рассмотрим подробнее особенности системы управления в зависимости от черт менталитета.

Такая черта как коллективизм – требует коллективного принятия управленческих решений на основе единогласия, коллективной ответственности и контроля, ориентации управления на группу, оплату труда по показателям группы. В то время как индивидуализм – ориентирует управление на личность, индивидуальный контроль, оплату по личному вкладу, карьерный рост на основе личных способностей.

Трудолюбие не требует жестких управленческих решений для высокой производительности труда, а ленность наоборот вызывает необходимость давления, нои стремление к изменению в производстве тогда, когда это обеспечивает минимум затрат.

Авторитаризм мышления – требует соответствующий стиль управления, строгий контроль, ограничение самостоятельности в то время как анархизм – управление без четко выраженной власти, стимулирование развития личностного фактора.

Практицизм – нуждается в рациональной системе управления, формальных отношениях между управляющими и работником, в то время как устремленность к трансцендентному (присущая ученой интеллигенции) вынуждает применять мягкость в управлении, попустительство в отношении работника.

Стремление к новому – требует предоставление свободы действий творческим личностям, поощрения неординарных поступков, а догматизм – вызывает трудности для внедрения инноваций.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова взаимосвязь ОП с управленческими науками?

2. Раскройте основные подходы, нашедшие отражение в ОП.

3. Что изучают бихевиористические науки?

4. Перечислите основные теории и подходы к рассмотрению личности.

5. Что такое менталитет, каковы его источники?

6. Как менталитет влияет на особенности управления?

7. Что изучает антропология?

 

         

Глава 3. Личность и организация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.178 (0.014 с.)