Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль общения на уроках истории и обществознания для целей воспитания будущих патриотов России ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
На уроках истории и обществознания общение педагога с учащимися имеет целью не только представление учебного материала, но и формирование активной гражданской позиции молодежи и воспитание уважения к истории Отечества, а такжеобучение подрастающего поколения самостоятельно ориентироваться в потоке событий в разных сферах общественной жизни - экономике, политике, культуре. В настоящее время государству жизненно необходимо воспитать патриотов, которые смогут вывести страну из экономического и нравственного кризисов, которые готовы к выполнению конституционных обязанностей и гражданского долга. В современных социально – экономических условиях, когда ослабевают внутрисемейные связи и влияние старшего поколения на младших членов семьи, когда молодежь обретает ценности, отличные от тех, которыми дорожили их предки, огромную роль начинает играть школа. Именно образовательным учреждениям отводится важнейшая роль в формировании сознания и личностных качеств будущих граждан страны. Основными фигурами этого педагогического процесса становятся классные руководители и учителя истории и обществознания. Учителям, работающим в современной школе, необходимо совмещать наработанные практики осуществления общения (круглые столы, олимпиады, беседы, конференции, уроки мужества, сетевые проекты, лекции) с поиском новых форм взаимодействия с учащимися. Однако основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе представляет собой многоаспектный комплекс, где воспитательные воздействия соединяются в целостный воспитательный процесс. На уроке истории или обществознания педагог, например, может рассказать учащимся о том, как зарождалось Олимпийское движение, кто стоял у истоков этого процесса, каким образом политическая ситуация в мире в определенные периоды времени оказывала влияние на Олимпийское движение, несмотря на официально зафиксированный лозунг о спорте вне политики. Но самое главное - педагог должен показать ребятам примеры для подражания в лице Олимпийских чемпионов в разных видах спорта. У выдающихся спортсменов можно научиться тому, как ставить перед собой цели и преодолевать преграды ради их достижения. По возможности учитель может организовать во время урока встречу – беседу с выдающимся спортсменом конкретного региона или даже страны. Такие встречи способны кардинальным образом влиять на сознание подрастающего поколения.
Спорт может не только стать частью жизни учащихся, но и явиться альтернативой безделью, лени, пагубным привычкам. И урок истории опять же играет огромную роль в воспитании лучших качеств личности. Перед современным российским обществом стоит острая проблема сохранения исторической памяти и преемственности поколений, следовательно, огромную роль начинает играть правильная трактовка исторических фактов и процессов. В настоящее время появилось определенное количество псевдоисториков, которые предпринимают активные попытки «переписать» историю России, навязать молодежи ложную и чуждую русскому человеку систему представлений о нашей стране. Например, исключительно негативная оценка личности и политики Петра I или представление партизанского движения изобретением советской пропаганды. Все вышеперечисленные позиции отнюдь не безобидные выдумки. Задачей учителя истории и обществознания в такой ситуации становится не только грамотная подача учебного материала, но и целенаправленная работа по разоблачению лжи и развенчиванию исторических мифов. Образованный человек, имеющий знания в области истории, обществознания и навыки анализа информации, не станет легкой мишенью для распространителей фальсификаций. В наши дни уроки истории и обществознания становятся важнейшей платформой общения педагога и учащихся, воспитания патриотизма и гражданственности, которые являются составными элементами мировоззрения человека, его отношения к Родине, другим народам и нациям, развивают чувство ответственности за судьбу Отечества, его процветание и независимость.
Заключение Четкость социальной и профессиональной позиций педагога является одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия. Учитель как субъект педагогической деятельности является носителем сознания и самосознания, способен к самореализации и саморегуляции в соответствии со своими замыслами и намерениями.Позиция педагога определяетсятребованиями, которые предъявляет к нему общество, а также действуют внутренние, личные источники активности —мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения.Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию, на выбор которой оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, темперамент и характер.Педагог может выступать в качестве:информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание;вдохновителя, если он стремится увлечь учащихся интересными целями. Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость, неуважение к личности ребенка и подавление его инициативы. В современном мире особенности всестороннего развития личности в условиях ускорения научно-технического прогресса требуют использования психологии в обучении и воспитании школьников. Перед психологической наукой встают задачи, от выполнения которых зависит успешность решения важнейших педагогических проблем. Современный учитель остро нуждается в психологических знаниях, поскольку реорганизация школьного образования выдвигает в качестве приоритетной задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие, а если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне - нужно знать общие закономерности развития ученика, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей. Умение в своей деятельности использовать данные психодиагностики повышают качество обучения, воспитания и улучшают эффективность труда учителя. Чтобы учить, воспитывать и оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы такой науки как психология. Перед учителем истории и обществознания в современном мире стоит сложная задача– не только передать подрастающему поколению багаж исторических знаний, но и воспитывать у молодежи чувства гражданственности и патриотизма, которые способствуют развитию личности, обладающей глобальным системным мышлением, основами научного мировоззрения и национального самосознания. В такой ситуации педагогу, безусловно, необходимы знания психологии как одной из важных составляющих его профессиональной деятельности.
Список источников 1. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - Москва: Аспект-Пресс, 2002. 2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Педагогическое общество России, 2016.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Энциклопедия. - Москва: Приор, 2002. 4. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. - Тверь: ТвГУ, 2001. 5. Ксензова Г. Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004. 6. Мандель Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. - Москва: Феникс, 2014. 7. Социальная психология: Учебник / Под ред. А.М. Столяренко. - Москва: Юнити, 2014. 8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов. - Москва: Гостехиздат, 2012. 9. Штроо В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум. - Москва: Юрайт, 2015. 10. https://bigenc.ru/philosophy/text/3639241[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL, дата обращения 22.12.2020.
Словарь терминов Интеллект - качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.
Компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликтология - междисциплинарная область знания, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности; человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Педагог - лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.
Приспособление – способ поведения в конфликтах, характеризующийся принесением в жертву собственных интересов ради другого.
Саморегуляция - процесс внутренней активности каждого человека, главная цель которого – научиться управлять собственным состоянием и активностью.
Соперничество - наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество – способ поведения в конфликтах, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Социальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
Субъект деятельности - индивид или группа, являющиеся носителями активности в сознательном познании и преобразовании действительности с целью удовлетворения своих потребностей.
Творческий потенциал – аспект, сторона интеллекта, которая характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач.
Уклонение – способ поведения в конфликтах, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Эмоциональная осведомленность - осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций.
Эмоциональный интеллект - способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Эмпатия - способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью; умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.029 с.) |