Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности



Любая личность практически всю жизнь принадлежит к тем или иным группам — большим и малым, условным и реальным, формальным или неформализованным. Групповая принадлежность обуславливает групповую идентичность —важную составляющую личностной идентичности.Группа является естественной социальной средой развития и функционирования личности. В ней человек проявляет свою уникальность, самобытность, свои способности. Сама сущность личности отражается в связях, существующих между ней и окружающими людьми.

Личность педагога в современном образовании — это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. Современный учитель представляет собой творческую индивидуальность, которая обладает критическим мышлением, опирается на передовой мировой опыт и технологии обучения, а также сам создает новые учебные формы.

Однако педагогу должны быть также свойственны трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, скромность, адекватность самооценки, наблюдательность, контактность. Особенно важными являются такие качества педагога, как эмпатия, потребность в социальном взаимодействии и обладание педагогическим тактом.

За последние десятилетия коренным образом изменились представления людей об интеллекте и эмоциях. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, а эмоции – как главный враг интеллекта. Оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.Эмоции и разум стали рассматриваться в содружестве, а не в оппозиции друг другу. Подобные изменения затронули профессию педагога.

Понятия «эмоциональный интеллект» и «творческий потенциал» стали предметом множества исследований, поскольку оказывают влияние на положение человека в профессиональной сфере, что в свою очередь, влияет и на его жизненную позицию в целом.

Американские социальные психологи Питер Сэловей и Джон Майер в своих статьях об эмоциональном интеллекте определили это понятие как набор навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Позднее исследователи дополнили определение и стали интерпретировать понятие эмоционального интеллекта как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:

1. Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных.

2. Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.

3. Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, их вызвавшими. Например, появление гнева из-за обостренного чувства справедливости.

4. Способность управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект включает в себя такие составляющие, как самосознание (индивид осознает свои сильные и слабые стороны и адекватно воспринимает критику), саморегуляцию (собственные переживания необходимо уметь подчинять разуму), мотивацию (целеполагание и достижение цели), социальные навыки (способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции) и эмпатию (умение распознавать чувства других людей и сопереживать).

Если развиты все перечисленные составляющие, то личность обладает высоким эмоциональным интеллектом.

Понятие «творческий потенциал» имеет множество толкований. Это и совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению; и характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации; и система личностных способностей, позволяющая максимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.

В современных условиях быстро меняющегося мира творческая личность становится востребованной обществом, поскольку именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения.

 

1.2 Личность педагога как пример для подражания ученикам

Говоря о личности педагога как о примере для подражания ученикам, необходимо понимать, что образование это важнейшая часть процесса формирования человеческой личности. И роль педагога в этом процессе является основополагающей.

       Образовательный процесс заключается не только в передаче необходимой научной информации учащимся, но и в создании мотивации стремиться к получению знаний. Именно личность педагога, как показывает практика, играет в этой ситуации огромную роль, поскольку в первую очередь учитель воспринимается учащимися как личность. Система знаний, которую формирует педагог, её воспитательные возможности воспринимаются в преломлении индивидуальности учителя, как нечто, идущее от человека к человеку. Мировоззрение учителя, его поведение, отношение к своему делу влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог осознавал, что его поведение и действия находятся под сильнейшим контролем воспитываемого им поколения. Высокие личностные качества учителя, его знания и жизненный опыт должны стать для ребят непререкаемым авторитетом. Учитель должен вызывать доверие учеников, поскольку в противном случае он не сможет проникнуть в мир мыслей, чувств, переживаний своих воспитанников.

       Педагог передает ученикам свой взгляд на мир, идейные взгляды и морально – нравственные ориентиры. Чтобы достичь успехов в воспитании, учитель сам должен быть высоконравственной личностью.

       Но главной личностной чертой, необходимой каждому педагогу, является любовь к детям. Без любви к ребенку невозможно организовать эффективную педагогическую деятельность. Недопустимо, чтобы в педагогическую работу приходили люди, которые не любят и не понимают детей, не видят в них личность, достойную уважения. Только учитель, любящий детей, может оказать неоценимое влияние на их развитие и воспитание.

       Ввиду того, что современный мир очень изменчив и динамичен, педагог должен постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием, для того чтобы идти в ногу с прогрессом и понимать потребности учащихся в разных областях. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.

       Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

       Педагогический авторитет во многом зависит и от общей культуры поведения учителя: умения владеть речью, мимикой и жестами, опрятности в костюме. Однако внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с его другими положительными качествами как учителя и воспитателя.

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и дисциплинированность педагога на уроке являются его положительными качествами. Педагогический оптимизм – чуткое, отзывчивое отношение к детям в сочетании с требовательностью – является оправданным, поскольку имеет место в интересах самого учащегося. Кроме того, учитель, безусловно, должен обладать знаниями психолога, чтобы понять душевные переживания своих учеников. Психология помогает педагогу разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованным и целенаправленным; правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

Авторитет личности педагога представляет собой важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, которая определяет влияние на учащихся, дает право принимать решение, выражать оценку и давать советы.

Учитывая требования, которые современный мир предъявляет к профессии учителя, и принимая во внимание те непростые вызовы, с которыми сталкивается педагог в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, порой складывается впечатление, что никакому человеку не под силу реализовать поставленные цели.

Но мне, как учителю истории в будущем, очень хочется переломить негативные тенденции, которые в настоящее время сильны в нашем обществе. Это и равнодушие, и крайний индивидуализм, и пренебрежительное отношение к государству и истории Отечества.

Чтобы являть собой пример для подражания ученикам, педагог должен обладать совокупностью профессиональных и личностных качеств, которые, к сожалению, у меня пока недостаточно развиты. Средний уровень эмоционального интеллекта, которым я обладаю по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация» и «Управление эмоциями других людей», свидетельствует о том, что мне предстоит значительная работа над собой, чтобы повысить способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.Сложность этой работы над собой повышает тот факт, что по шкале «Эмпатия» я получил значения низкого уровня.Эмпатия является важнейшей составляющей педагогического процесса, она создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую гармоничному развитию ученика. Следовательно, мне как будущему педагогу необходимо развивать в себе умение сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность.Без этих качеств я как педагог не смогу установить с учениками уважительные взаимоотношения.

Личность педагога становится авторитетом и примером для подражания ученикам на основании не только высокого уровня его профессиональных качеств, но и вследствие способности учителя к открытому общению, его стремления к постоянному совершенствованию, справедливостии доброжелательности по отношению к учащимся.

Для того чтобы стать примером для подражания, молодой педагог должен пройти долгий путь личностного и профессионального формирования. Однако я уверен, что «дорогу осилит идущий», и значит необходимо отвечать на те вызовы, которые бросает нам жизнь.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)