Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности
Любая личность практически всю жизнь принадлежит к тем или иным группам — большим и малым, условным и реальным, формальным или неформализованным. Групповая принадлежность обуславливает групповую идентичность —важную составляющую личностной идентичности.Группа является естественной социальной средой развития и функционирования личности. В ней человек проявляет свою уникальность, самобытность, свои способности. Сама сущность личности отражается в связях, существующих между ней и окружающими людьми. Личность педагога в современном образовании — это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. Современный учитель представляет собой творческую индивидуальность, которая обладает критическим мышлением, опирается на передовой мировой опыт и технологии обучения, а также сам создает новые учебные формы. Однако педагогу должны быть также свойственны трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, скромность, адекватность самооценки, наблюдательность, контактность. Особенно важными являются такие качества педагога, как эмпатия, потребность в социальном взаимодействии и обладание педагогическим тактом. За последние десятилетия коренным образом изменились представления людей об интеллекте и эмоциях. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, а эмоции – как главный враг интеллекта. Оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.Эмоции и разум стали рассматриваться в содружестве, а не в оппозиции друг другу. Подобные изменения затронули профессию педагога. Понятия «эмоциональный интеллект» и «творческий потенциал» стали предметом множества исследований, поскольку оказывают влияние на положение человека в профессиональной сфере, что в свою очередь, влияет и на его жизненную позицию в целом. Американские социальные психологи Питер Сэловей и Джон Майер в своих статьях об эмоциональном интеллекте определили это понятие как набор навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Позднее исследователи дополнили определение и стали интерпретировать понятие эмоционального интеллекта как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа: 1. Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных. 2. Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание. 3. Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, их вызвавшими. Например, появление гнева из-за обостренного чувства справедливости. 4. Способность управления эмоциями. Эмоциональный интеллект включает в себя такие составляющие, как самосознание (индивид осознает свои сильные и слабые стороны и адекватно воспринимает критику), саморегуляцию (собственные переживания необходимо уметь подчинять разуму), мотивацию (целеполагание и достижение цели), социальные навыки (способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции) и эмпатию (умение распознавать чувства других людей и сопереживать). Если развиты все перечисленные составляющие, то личность обладает высоким эмоциональным интеллектом. Понятие «творческий потенциал» имеет множество толкований. Это и совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению; и характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации; и система личностных способностей, позволяющая максимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями. В современных условиях быстро меняющегося мира творческая личность становится востребованной обществом, поскольку именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения.
1.2 Личность педагога как пример для подражания ученикам
Говоря о личности педагога как о примере для подражания ученикам, необходимо понимать, что образование это важнейшая часть процесса формирования человеческой личности. И роль педагога в этом процессе является основополагающей. Образовательный процесс заключается не только в передаче необходимой научной информации учащимся, но и в создании мотивации стремиться к получению знаний. Именно личность педагога, как показывает практика, играет в этой ситуации огромную роль, поскольку в первую очередь учитель воспринимается учащимися как личность. Система знаний, которую формирует педагог, её воспитательные возможности воспринимаются в преломлении индивидуальности учителя, как нечто, идущее от человека к человеку. Мировоззрение учителя, его поведение, отношение к своему делу влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог осознавал, что его поведение и действия находятся под сильнейшим контролем воспитываемого им поколения. Высокие личностные качества учителя, его знания и жизненный опыт должны стать для ребят непререкаемым авторитетом. Учитель должен вызывать доверие учеников, поскольку в противном случае он не сможет проникнуть в мир мыслей, чувств, переживаний своих воспитанников. Педагог передает ученикам свой взгляд на мир, идейные взгляды и морально – нравственные ориентиры. Чтобы достичь успехов в воспитании, учитель сам должен быть высоконравственной личностью. Но главной личностной чертой, необходимой каждому педагогу, является любовь к детям. Без любви к ребенку невозможно организовать эффективную педагогическую деятельность. Недопустимо, чтобы в педагогическую работу приходили люди, которые не любят и не понимают детей, не видят в них личность, достойную уважения. Только учитель, любящий детей, может оказать неоценимое влияние на их развитие и воспитание. Ввиду того, что современный мир очень изменчив и динамичен, педагог должен постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием, для того чтобы идти в ногу с прогрессом и понимать потребности учащихся в разных областях. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Педагогический авторитет во многом зависит и от общей культуры поведения учителя: умения владеть речью, мимикой и жестами, опрятности в костюме. Однако внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с его другими положительными качествами как учителя и воспитателя. Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и дисциплинированность педагога на уроке являются его положительными качествами. Педагогический оптимизм – чуткое, отзывчивое отношение к детям в сочетании с требовательностью – является оправданным, поскольку имеет место в интересах самого учащегося. Кроме того, учитель, безусловно, должен обладать знаниями психолога, чтобы понять душевные переживания своих учеников. Психология помогает педагогу разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованным и целенаправленным; правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.
Авторитет личности педагога представляет собой важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, которая определяет влияние на учащихся, дает право принимать решение, выражать оценку и давать советы. Учитывая требования, которые современный мир предъявляет к профессии учителя, и принимая во внимание те непростые вызовы, с которыми сталкивается педагог в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, порой складывается впечатление, что никакому человеку не под силу реализовать поставленные цели. Но мне, как учителю истории в будущем, очень хочется переломить негативные тенденции, которые в настоящее время сильны в нашем обществе. Это и равнодушие, и крайний индивидуализм, и пренебрежительное отношение к государству и истории Отечества. Чтобы являть собой пример для подражания ученикам, педагог должен обладать совокупностью профессиональных и личностных качеств, которые, к сожалению, у меня пока недостаточно развиты. Средний уровень эмоционального интеллекта, которым я обладаю по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация» и «Управление эмоциями других людей», свидетельствует о том, что мне предстоит значительная работа над собой, чтобы повысить способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.Сложность этой работы над собой повышает тот факт, что по шкале «Эмпатия» я получил значения низкого уровня.Эмпатия является важнейшей составляющей педагогического процесса, она создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую гармоничному развитию ученика. Следовательно, мне как будущему педагогу необходимо развивать в себе умение сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность.Без этих качеств я как педагог не смогу установить с учениками уважительные взаимоотношения. Личность педагога становится авторитетом и примером для подражания ученикам на основании не только высокого уровня его профессиональных качеств, но и вследствие способности учителя к открытому общению, его стремления к постоянному совершенствованию, справедливостии доброжелательности по отношению к учащимся. Для того чтобы стать примером для подражания, молодой педагог должен пройти долгий путь личностного и профессионального формирования. Однако я уверен, что «дорогу осилит идущий», и значит необходимо отвечать на те вызовы, которые бросает нам жизнь.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.) |