Стратегии поведения педагога при управлении конфликтами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии поведения педагога при управлении конфликтами



Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между представлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Каждый из участников видел причины возникающих конфликтов в противостоящей стороне и возлагал на нее ответственность за разногласия.

В конфликтной ситуации проявляются разные стили взаимодействия учителей с учащимися. Подавляющее большинство учителей с адекватной оценкой учащихся и адекватной самооценкой демонстрируют стиль взаимодействия «сотрудничество». Учителя с адекватной оценкой учащихся и заниженной или завышенной самооценкой демонстрируют стили «компромисс» и «избегание».

Учителя с заниженной оценкой учащихся и завышенной самооценкой используют стиль «соперничество», а учителя с заниженной оценкой учащихся и заниженной самооценкой — стиль «приспособление».

В конфликтной ситуации педагог не должен расширять предмет ссоры и увеличивать количество причин недовольства. Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют.

Педагог должен справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта. Учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия, а по той причине, что его что-то тяготит, заставляет переживать. Учителю не следует отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии.

Педагог должен уметь проявлять выдержку. Нередко к конфликту приводит категоричность, безапелляционность высказываний учителя, повышенный тон. Такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и не переводить конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

Педагог должен формулировать позитивное решение конфликтной ситуации: уметь предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований.

Зачастую учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей. Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкцийне всегда является очень эффективной мерой, однако не стоит пренебрегать этим способом.

       При управлении учителем конфликтом между учащимися педагогу следует устранить реальный предмет спора, привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо при готовности конфликтующих подчиниться его решению, целенаправленно сократить количество конфликтующих, создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в непосредственное взаимодействие, узнать у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте и отношение друг к другу, при возможности попытаться свести конфликт в юмористическую плоскость.

Как учителю истории в будущем, мне было полезно определить собственный стиль поведения в конфликте. В наибольшей степени для меня оказалось свойственно соперничество как способ регулирования конфликтов. Однако оно является менее эффективным, но наиболее часто используемым способом поведения в конфликтах, и выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. В меньшей степени была выражена готовность к компромиссу и сотрудничеству. Приспособление как собственный стиль поведения в конфликте оказался для меня самым неприемлемым способом урегулирования конфликтов. Следовательно, можно сделать вывод, что мне предстоит повышать уровень культуры поведения в конфликтной ситуации и овладевать конструктивными технологиями разрешения конфликта.

Ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей: каждая из них может привести к положительному результату в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями, будет успешным в профессиональной деятельности и в общении.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.004 с.)