На тему: «педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: «педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания»



ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Психология (раздел социальная психология)»

 

На тему: «Педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания»

 

 

Выполнил:                  

Студент: 2 курса очного отделения

факультета истории, политологии и права

направление подготовки: 44.03.05Педагогическое образование

История и общественно-политические дисциплины

Ларкин Игорь Романович

 

 

Научный руководитель: Киящук Т.В.,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры ПРЛ

Оценка (балл) ________

Дата ________________

_____________________

(подпись научного руководителя)

 

 

г. Москва

2020


 

Оглавление

Введение                                                                                                                                   3

                                                                                                                     

Глава 1 Взаимодействие личности и группы                                                                       4

1.1 Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности                    4

1.2 Личность педагога как пример для подражания ученикам                                                      5

Глава 2 Конфликтология и управление конфликтами                                                        7

2.1 Виды конфликтов и типы их разрешения                                                                       7

2.2 Стратегии поведения педагога при управлении конфликтами                                    8

Глава 3 Общение как форма взаимодействия                                                                103.1 Трудности, возникающие в процессе общения                                                          10

3.2 Роль общения на уроках истории и обществознания для

целей воспитания будущих патриотов России                                                              11

 

Заключение                                                                                                              13Список источников                                                                                                                      14Словарь терминов                                                                                                      15         

                                                                                                                                                                                                                                                   

 


 

Введение

Социальная психология направлена на изучение деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, а педагогу особенно, поскольку каждый человек общается и взаимодействует с другими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Социальная психология появилась в конце XIXвека. Этому факту способствовало развитие социума, которое ставило перед учеными социально-психологические задачи разного рода, своевременное решение которых стало значимым для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения, управление. Для решения проблемных вопросов требовалась интеграция психологии и социологии, так как психология изучает психику человека, а социология –общество.

Яркими представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью, Лебон — психическим заражением, Мак-Дугалл — инстинктами.В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде зарождается экспериментальная социальная психология.Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Д. Морено, который разработал метод социометрии.

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. В этой области работали Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов.

В психологии еще с начала ХХ века велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Д. Гилфорд, Г. Айзенк), утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского,С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейерв 1990 году предложили понятие «эмоциональный интеллект», которое они рассматривали как подструктуру социального интеллекта, включающую способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.

       Социальная психология очень востребована современным обществом в самых разных областях его функционирования. Педагогика также не является исключением. Учитель постоянно сталкивается с разнообразными вызовами, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла и умение самостоятельно принять решение.Поэтому наряду с глубокими знаниями общей и возрастной психологии,педагогу необходимы знания в области социальной психологии.

Заключение

Четкость социальной и профессиональной позиций педагога является одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия. Учитель как субъект педагогической деятельности является носителем сознания и самосознания, способен к самореализации и саморегуляции в соответствии со своими замыслами и намерениями.Позиция педагога определяетсятребованиями, которые предъявляет к нему общество, а также действуют внутренние, личные источники активности —мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения.Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию, на выбор которой оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, темперамент и характер.Педагог может выступать в качестве:информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание;вдохновителя, если он стремится увлечь учащихся интересными целями.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость, неуважение к личности ребенка и подавление его инициативы.

В современном мире особенности всестороннего развития личности в условиях ускорения научно-технического прогресса требуют использования психологии в обучении и воспитании школьников. Перед психологической наукой встают задачи, от выполнения которых зависит успешность решения важнейших педагогических проблем.

Современный учитель остро нуждается в психологических знаниях, поскольку реорганизация школьного образования выдвигает в качестве приоритетной задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие, а если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне - нужно знать общие закономерности развития ученика, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.

Умение в своей деятельности использовать данные психодиагностики повышают качество обучения, воспитания и улучшают эффективность труда учителя. Чтобы учить, воспитывать и оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы такой науки как психология.

Перед учителем истории и обществознания в современном мире стоит сложная задача– не только передать подрастающему поколению багаж исторических знаний, но и воспитывать у молодежи чувства гражданственности и патриотизма, которые способствуют развитию личности, обладающей глобальным системным мышлением, основами научного мировоззрения и национального самосознания. В такой ситуации педагогу, безусловно, необходимы знания психологии как одной из важных составляющих его профессиональной деятельности.


 

Список источников

1. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - Москва: Аспект-Пресс, 2002.

2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Педагогическое общество России, 2016.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Энциклопедия. - Москва: Приор, 2002.

4. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. - Тверь: ТвГУ, 2001.

5. Ксензова Г. Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004.

6. Мандель Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. - Москва: Феникс, 2014.

7. Социальная психология: Учебник / Под ред. А.М. Столяренко. - Москва: Юнити, 2014.

8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов. - Москва: Гостехиздат, 2012.

9. Штроо В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум. - Москва: Юрайт, 2015.

10. https://bigenc.ru/philosophy/text/3639241[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL, дата обращения 22.12.2020.

 


 

Словарь терминов

Интеллект - качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.

 

Компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

 

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

 

Конфликтология - междисциплинарная область знания, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

 

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности; человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

 

Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.

 

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.

 

Педагог - лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.

 

Приспособление – способ поведения в конфликтах, характеризующийся принесением в жертву собственных интересов ради другого.

 

Саморегуляция - процесс внутренней активности каждого человека, главная цель которого – научиться управлять собственным состоянием и активностью.


Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

 

Соперничество - наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

 

Сотрудничество – способ поведения в конфликтах, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Социальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

 

Субъект деятельности - индивид или группа, являющиеся носителями активности в сознательном познании и преобразовании действительности с целью удовлетворения своих потребностей.

 

Творческий потенциал – аспект, сторона интеллекта, которая характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач.

 

Уклонение – способ поведения в конфликтах, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

 

Эмоциональная осведомленность - осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций.

 

Эмоциональный интеллект - способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

 

Эмпатия - способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью; умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Психология (раздел социальная психология)»

 

на тему: «Педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания»

 

 

Выполнил:                  

Студент: 2 курса очного отделения

факультета истории, политологии и права

направление подготовки: 44.03.05Педагогическое образование

История и общественно-политические дисциплины

Ларкин Игорь Романович

 

 

Научный руководитель: Киящук Т.В.,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры ПРЛ

Оценка (балл) ________

Дата ________________

_____________________

(подпись научного руководителя)

 

 

г. Москва

2020


 

Оглавление

Введение                                                                                                                                   3

                                                                                                                     

Глава 1 Взаимодействие личности и группы                                                                       4

1.1 Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности                    4

1.2 Личность педагога как пример для подражания ученикам                                                      5

Глава 2 Конфликтология и управление конфликтами                                                        7

2.1 Виды конфликтов и типы их разрешения                                                                       7

2.2 Стратегии поведения педагога при управлении конфликтами                                    8

Глава 3 Общение как форма взаимодействия                                                                103.1 Трудности, возникающие в процессе общения                                                          10

3.2 Роль общения на уроках истории и обществознания для

целей воспитания будущих патриотов России                                                              11

 

Заключение                                                                                                              13Список источников                                                                                                                      14Словарь терминов                                                                                                      15         

                                                                                                                                                                                                                                                   

 


 

Введение

Социальная психология направлена на изучение деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, а педагогу особенно, поскольку каждый человек общается и взаимодействует с другими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Социальная психология появилась в конце XIXвека. Этому факту способствовало развитие социума, которое ставило перед учеными социально-психологические задачи разного рода, своевременное решение которых стало значимым для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения, управление. Для решения проблемных вопросов требовалась интеграция психологии и социологии, так как психология изучает психику человека, а социология –общество.

Яркими представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью, Лебон — психическим заражением, Мак-Дугалл — инстинктами.В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде зарождается экспериментальная социальная психология.Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Д. Морено, который разработал метод социометрии.

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. В этой области работали Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов.

В психологии еще с начала ХХ века велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Д. Гилфорд, Г. Айзенк), утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского,С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейерв 1990 году предложили понятие «эмоциональный интеллект», которое они рассматривали как подструктуру социального интеллекта, включающую способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.

       Социальная психология очень востребована современным обществом в самых разных областях его функционирования. Педагогика также не является исключением. Учитель постоянно сталкивается с разнообразными вызовами, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла и умение самостоятельно принять решение.Поэтому наряду с глубокими знаниями общей и возрастной психологии,педагогу необходимы знания в области социальной психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.057 с.)