Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: «педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания»Стр 1 из 6Следующая ⇒
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по дисциплине: «Психология (раздел социальная психология)»
На тему: «Педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания»
Выполнил: Студент: 2 курса очного отделения факультета истории, политологии и права направление подготовки: 44.03.05Педагогическое образование История и общественно-политические дисциплины Ларкин Игорь Романович
Научный руководитель: Киящук Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры ПРЛ Оценка (балл) ________ Дата ________________ _____________________ (подпись научного руководителя)
г. Москва 2020
Оглавление Введение 3
Глава 1 Взаимодействие личности и группы 4 1.1 Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности 4 1.2 Личность педагога как пример для подражания ученикам 5 Глава 2 Конфликтология и управление конфликтами 7 2.1 Виды конфликтов и типы их разрешения 7 2.2 Стратегии поведения педагога при управлении конфликтами 8 Глава 3 Общение как форма взаимодействия 103.1 Трудности, возникающие в процессе общения 10 3.2 Роль общения на уроках истории и обществознания для целей воспитания будущих патриотов России 11
Заключение 13Список источников 14Словарь терминов 15
Введение Социальная психология направлена на изучение деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, а педагогу особенно, поскольку каждый человек общается и взаимодействует с другими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами. Социальная психология появилась в конце XIXвека. Этому факту способствовало развитие социума, которое ставило перед учеными социально-психологические задачи разного рода, своевременное решение которых стало значимым для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения, управление. Для решения проблемных вопросов требовалась интеграция психологии и социологии, так как психология изучает психику человека, а социология –общество. Яркими представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью, Лебон — психическим заражением, Мак-Дугалл — инстинктами.В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде зарождается экспериментальная социальная психология.Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Д. Морено, который разработал метод социометрии.
Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. В этой области работали Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов. В психологии еще с начала ХХ века велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Д. Гилфорд, Г. Айзенк), утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского,С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейерв 1990 году предложили понятие «эмоциональный интеллект», которое они рассматривали как подструктуру социального интеллекта, включающую способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий. Социальная психология очень востребована современным обществом в самых разных областях его функционирования. Педагогика также не является исключением. Учитель постоянно сталкивается с разнообразными вызовами, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла и умение самостоятельно принять решение.Поэтому наряду с глубокими знаниями общей и возрастной психологии,педагогу необходимы знания в области социальной психологии. Заключение Четкость социальной и профессиональной позиций педагога является одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия. Учитель как субъект педагогической деятельности является носителем сознания и самосознания, способен к самореализации и саморегуляции в соответствии со своими замыслами и намерениями.Позиция педагога определяетсятребованиями, которые предъявляет к нему общество, а также действуют внутренние, личные источники активности —мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения.Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию, на выбор которой оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, темперамент и характер.Педагог может выступать в качестве:информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание;вдохновителя, если он стремится увлечь учащихся интересными целями.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость, неуважение к личности ребенка и подавление его инициативы. В современном мире особенности всестороннего развития личности в условиях ускорения научно-технического прогресса требуют использования психологии в обучении и воспитании школьников. Перед психологической наукой встают задачи, от выполнения которых зависит успешность решения важнейших педагогических проблем. Современный учитель остро нуждается в психологических знаниях, поскольку реорганизация школьного образования выдвигает в качестве приоритетной задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие, а если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне - нужно знать общие закономерности развития ученика, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей. Умение в своей деятельности использовать данные психодиагностики повышают качество обучения, воспитания и улучшают эффективность труда учителя. Чтобы учить, воспитывать и оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы такой науки как психология. Перед учителем истории и обществознания в современном мире стоит сложная задача– не только передать подрастающему поколению багаж исторических знаний, но и воспитывать у молодежи чувства гражданственности и патриотизма, которые способствуют развитию личности, обладающей глобальным системным мышлением, основами научного мировоззрения и национального самосознания. В такой ситуации педагогу, безусловно, необходимы знания психологии как одной из важных составляющих его профессиональной деятельности.
Список источников 1. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - Москва: Аспект-Пресс, 2002. 2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Педагогическое общество России, 2016. 3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Энциклопедия. - Москва: Приор, 2002. 4. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. - Тверь: ТвГУ, 2001. 5. Ксензова Г. Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004.
6. Мандель Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. - Москва: Феникс, 2014. 7. Социальная психология: Учебник / Под ред. А.М. Столяренко. - Москва: Юнити, 2014. 8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов. - Москва: Гостехиздат, 2012. 9. Штроо В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум. - Москва: Юрайт, 2015. 10. https://bigenc.ru/philosophy/text/3639241[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL, дата обращения 22.12.2020.
Словарь терминов Интеллект - качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.
Компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликтология - междисциплинарная область знания, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности; человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Педагог - лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.
Приспособление – способ поведения в конфликтах, характеризующийся принесением в жертву собственных интересов ради другого.
Саморегуляция - процесс внутренней активности каждого человека, главная цель которого – научиться управлять собственным состоянием и активностью.
Соперничество - наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество – способ поведения в конфликтах, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Социальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
Субъект деятельности - индивид или группа, являющиеся носителями активности в сознательном познании и преобразовании действительности с целью удовлетворения своих потребностей.
Творческий потенциал – аспект, сторона интеллекта, которая характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач.
Уклонение – способ поведения в конфликтах, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Эмоциональная осведомленность - осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций.
Эмоциональный интеллект - способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Эмпатия - способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью; умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по дисциплине: «Психология (раздел социальная психология)»
на тему: «Педагог как субъект деятельности. Необходимость знаний психологии для учителя истории и обществознания»
Выполнил: Студент: 2 курса очного отделения факультета истории, политологии и права направление подготовки: 44.03.05Педагогическое образование История и общественно-политические дисциплины Ларкин Игорь Романович
Научный руководитель: Киящук Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры ПРЛ Оценка (балл) ________ Дата ________________ _____________________ (подпись научного руководителя)
г. Москва 2020
Оглавление Введение 3
Глава 1 Взаимодействие личности и группы 4 1.1 Роль эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности 4 1.2 Личность педагога как пример для подражания ученикам 5 Глава 2 Конфликтология и управление конфликтами 7 2.1 Виды конфликтов и типы их разрешения 7 2.2 Стратегии поведения педагога при управлении конфликтами 8 Глава 3 Общение как форма взаимодействия 103.1 Трудности, возникающие в процессе общения 10 3.2 Роль общения на уроках истории и обществознания для целей воспитания будущих патриотов России 11
Заключение 13Список источников 14Словарь терминов 15
Введение Социальная психология направлена на изучение деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, а педагогу особенно, поскольку каждый человек общается и взаимодействует с другими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами. Социальная психология появилась в конце XIXвека. Этому факту способствовало развитие социума, которое ставило перед учеными социально-психологические задачи разного рода, своевременное решение которых стало значимым для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения, управление. Для решения проблемных вопросов требовалась интеграция психологии и социологии, так как психология изучает психику человека, а социология –общество. Яркими представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лебон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью, Лебон — психическим заражением, Мак-Дугалл — инстинктами.В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде зарождается экспериментальная социальная психология.Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Д. Морено, который разработал метод социометрии. Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг. В этой области работали Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов. В психологии еще с начала ХХ века велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Д. Гилфорд, Г. Айзенк), утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского,С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейерв 1990 году предложили понятие «эмоциональный интеллект», которое они рассматривали как подструктуру социального интеллекта, включающую способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий. Социальная психология очень востребована современным обществом в самых разных областях его функционирования. Педагогика также не является исключением. Учитель постоянно сталкивается с разнообразными вызовами, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла и умение самостоятельно принять решение.Поэтому наряду с глубокими знаниями общей и возрастной психологии,педагогу необходимы знания в области социальной психологии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.057 с.) |