Деревянные духовые инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деревянные духовые инструменты.



Вторым объединением современного симфонического оркестра, способным к

большому разнообразию и богатству выражения, следует признать «семейство»

деревянных духовых инструментов. Обладая драгоценной способностью

выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество -

их сила звука в известной мере исключает необходимость чрезмерного

увеличения  их числа. Технические и художественные средства деревянных

духовых не столь богаты, разнообразны и гибки. Это относится, прежде всего

к их объему. Они не могут свободно изменять степень силы звука и часто

оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней

внизу или самом верху звукопада. Все представители этого объединения

обладают подлинным pianno или надлежащим fone, и размах степеней силы

звука. Защищенные полной свободой в изменении силы звука, деревянные

духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями извлечения

самого звука, на воспроизведение которого требуется сравнительно больше

времени, чем у смычковых. В своих чисто технических качествах, при

несомненных достоинствах, они также уступают струнным - деревянные духовые

инструменты относительно менее подвижны, и сложность поручаемых им

построений менее замысловата. Даже в средствах своего звукоизвлечения они

существенно отличаются от смычковых.

В настоящее время объединение деревянных духовых инструментов

представлено четырьмя основными и двумя добавочными видами, отличающимися

друг от друга не только чисто природными свойствами, но и присущими каждому

из них качествами и особенностями. В оркестре прошлого, которыми

композиторы пользовались до самого начала ХIХ столетия, деревянные духовые

инструменты применялись в достаточно ограниченном составе и не всегда

равномерно. С развитием более утонченных художественных средств оркестра,

вообще сильно возросли возможности и деревянных духовых.

Содружество деревянных духовых инструментов, как было уже сказано,

состоит из четырех основных и двух добавочных более или менее обособленных

видов. К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов,

а к добавочным - семейства саксофонов и сарюзофонов. Все эти инструменты

принадлежат к так называемым широкомензурным инструментам, то есть таким,

основная трубка которых при относительно широком поперечнике сравнительно

коротка. Каждый музыкальный инструмент имеет свой особый способ

звуковедения, который зависит от возбудителя колебаний. Если у духовых

инструментов»звукообразующими элементами» являются грани среза звукового

отверстия, простые или двойные язычки - трости или губа исполнителя, а

возбудители колебаний - выдыхающий поток или струя воздуха, и «резонатором»

- столб воздуха, заключенный в трубке инструмента то, на основании этих

существенно - важных признаков, все духовые инструменты естественно

распадаются на три вполне обоснованных вида. К первому относятся

инструменты с «боковыми отверстиями» - так называемые губные или

глобальные инструменты» - от латинского labia - «губа». Ко второму -

инструменты с «язычком» или «пищиком» - язычковые или «лингвальные» от

латинского «- «язык» к третьему - инструменты с устьем или «амбушюром» -

амбушюрные от французского embouchure - «мундштук», «устье».

В нотной записи не все деревянные духовые инструменты пользуются

единообразным письмом, когда ноты пишутся так, как и звучат в

действительности. Эти отступления в записи возникли в ходе развития и

совершенствования того или иного инструмента и в своем существе имеют

чрезвычайно глубокие корни о которых сейчас можно и не вспоминать, Вполне

достаточно только знать, что этот прием «условной» записи, когда инструмент

пишется на одной высоте или в одном строе, а читается в другом, носит

название транспонирования. Среди «деревянных духовых инструментов к «

транспонирующим» относится альтовые флейты, малый гобой, гобой д(амур,

английский рожок, все разновидности кларнетов и саксофонов. Этот довольно

странный на первый взгляд обычай писать ноты не так как они звучат в

действительности, имеет весьма веские основания. В то время, когда

некоторые древние духовые инструменты только еще создавались, их устройство

было крайне несовершенным. Все объединение деревянных духовых инструментов

состоящее из основных вполне самостоятельных и несколько обособленных друг

от друга семейств - флейт, гобоев, кларнетов и фаготов с их видовыми и

родственными им инструментами, и добавочных семейств - саксофонов и

сарюзофонов, не принимающих в современном оркестре столь длительного и

постоянного участия, в оркестровой партитуре обычно располагается в самом

ее верху и в том же порядке, в каком инструменты были упомянуты выше.

Некоторое исключение составляют только саксофоны, часто переводят их в

объединение медных духовых инструментов и помещают их где-то между трубами

и валторнами или даже тромбонами, что разумеется, никак не вяжется с

природой самих саксофонов, принадлежащих не к «амбушюрным» инструментам, а

к «язычковым», - то есть не с устьем - мундштуком, а с язычком - пищиком.

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит,

несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само

слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они

обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных

особенностей и свойств.

Подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие

представители этой «породы», как флейта простая, фринийская флейта или

флейта двойная. Эти инструменты только именовались «флейтами» но собственно

к флейтам прямого отношения не имели. Разновидность «флейты», известная под

общим наименованием «косой» ли поперечной флейты уже к середине столетия

получила всеобщее признание и, несмотря на упорство, с которым держалась

еще в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная вышла на путь

решительного развития и совершенствования.

Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих

современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их

повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века

почиталось признаком хорошего тона, и флейта также как и лютня, арфа или

фортепиано, вскоре появилось на сцене в качестве достойного участника

драматического спектакля. Среди разновидностей обыкновенных флейт

наибольшим распространением пользуется малая флейта и несколько меньшая -

альтовая.

Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной»

флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo. Она звучит

октавой выше обыкновенной флейты и в оркестре обычно предназначена для

усиления и продления вверх крайних октав родового инструмента. Звучность

малой флейты особенно в верхнем отрезке ее звукоряда и в forte, отличается

чрезвычайной резкостью и даже грубостью, а внизу, напротив она бесцветна,

очень слаба.

   Вторая разновидность обыкновенной флейты использована Римским-

Корсаковым, стремившимся обогатить оркестр столь обаятельным в звучании

флейта низкими ступенями ее звукоряда. Наконец, последняя разновидность

флейты известна под именем басовой флейты, или альбизифона. Этот инструмент

был построен свыше пятидесяти лет тому назад, но в оркестре встречается, к

сожалению, еще крайне редко.

Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со

всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой

известен чуть ли не с незапамятных времен. Современный гобой, располагает

всеми тонами передувания и потому, также как и флейта принадлежит к

«октавирующим» инструментам. В техническом отношении гобою, в сущности,

доступны все тонкости современного письма. Классики - симфонисты -Гайдн,

Моцарт и Бетховен - широко пользовались гобоем в своих произведениях.

       На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре?

Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал

пастушеский рожок или дудочку - свирель. 

Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов -

кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения.

Он возник в Германии около 1700 года.

Кларнет в своем первобытном виде существовал  с давних пор в еще

народной дудочки низшего порядка в очертании короткой цилиндрической

трубочки, а эти простые дудочки были известны нам с бьющимся языком

вырезанным из камыша или с подвязанным к клюву отдельным языком. Сейчас

кларнет представляет собою великолепный инструмент, располагающий огромным

объемом в четыре неполных октавы - от mi малой октавы по письму. В низком

регистре кларнет звучит немного мрачно и сурово.

Одним из самых выдающихся открытий в области  инструментального

строительства середины прошлого столетия было создание нового духового

инструмента - саксофона, в котором чрезвычайно удачно объединились

характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов.

Семейство  саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-

духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и

введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда

Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении jazza, а

потом - спустя несколько лет - восхищена и с головой увлечена прибывшим из

Нью-Йорка в Париж первым негритянским jazz - оркестром. Остается последний

представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот.

В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса

духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких

инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты

в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах

французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом

создался современный фагот - вполне совершенный в техническом отношении.

Его огромный объем простирается от si контроктавы до re второй и весь его

звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании

регистров.

 

 Медные духовые инструменты.

 Третье объединение в современном симфоническом оркестре составляют

медные духовые инструменты или, как их чаще называют, - «медь».

Четвертая группа известная под именем «Вайторновых» или «Вагнэровских»

труб, а также группа флюгельхорнов или саксхорнов, принятых в духовом

оркестре, в оперно-симфоническом, имея в сущности, ничтожное внимание.

Подобно своим ближайшим соседям по оркестру - деревянным духовым

инструментам, - медные духовые инструменты располагают точно, такой же

способностью тянуть или лучше сказать - выдерживать звук, и если в

известной мере и уступают им в некоторой гибкости и блестящей виртуозности,

то взамен этого они располагают силой, далеко оставляющей позади себя

деревянные духовые и струнные инструменты, даже вместе взятые. Основным

отличием инструментов этой группы является не столько материал из которого

они сделаны, сколько способ извлечения звука.

Медная группа сформировалась позже, чем другие оркестровые

объединения. Разнообразны по характеру и соло медных инструментов.

Внутри медной группы нередко образуются четырехголосные «хоры». Три

тромбона и туба в низком регистре объединяются в группу «тяжелой меди»,

валторны образуют самостоятельный квартет.

 Валторна. Прародителем современной валторны был рог. С незапамятных

времен сигналы рогов возвещали начало сражений. В ХVII веке валторну стали

вводить в оперу, но лишь в следующем столетии она стала постоянным членом

оркестра. Валторна - самый поэтический инструмент в группе медных духовых.

Ее звук полный, благородный и мягкий. В низком регистре тембр валторны

несколько мрачен, в верхнем очень напряжен. Валторна может порой звучать

блестяще и стремительно.

Труба. Тембр трубы - благородный и блестящий; он так же хорош в

воинственных обрядах, в крике ярости и мщения, как и в торжественных

гимнах. Он способен выражать, все сильнее, гордое, величественное, ему

доступна большая часть трагических оттенков», - так писал о трубе Берлиоз.

Труба славится не только силой звука, но и выдающимися виртуозными

качествами. Различные пассажи, staccato, быстрое повторение звука прекрасно

удаются на ней.

 Тромбон. Тромбон получил свое название от итальянского именования

трубы - tromba - с увеличительным суффиксом one; trombone буквально звучит

«трубища». Тромбон издавна представлял собой семейство состоящее из

инструментов различной величины. Еще в первой половине прошлого столетия,

например, в партитурах Глинки, семейство тромбонов насчитывало три

инструмента. Игра на тромбоне требует огромного расхода воздуха. Тромбон -

не транспортирующий инструмент. Партия тромбонов в оркестре записываются на

двух строчках в теноровом и басовом ключах. Некоторые композиторы, следуя

примеру Римского-Корсакова, заменяют теноровый ключ альтовым. На тромбоне

возможен весьма своеобразный эффект Глиссандо.

Туба. В отличии от других представителей медной группы, туба -

довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти ХIХ века

в Германии.

Туба - хроматический инструмент. Расход воздуха на тубе огромен: порой

особенно в низком регистре исполнитель вынужден менять дыхание на каждом

звуке.

 

Ударные инструменты.

 Название четвертой группы инструментов в симфоническом оркестре

произошло от способа извлечения звука - удара по натянутой коже, по

металлическим пластинкам, по деревянным брускам и т.д. Если мы взглянем в

левый угол сцены, где располагается эта группа, то сразу заметим, что во

всем прочем ударные различаются и формой и величиной, и материалом, из которого они сделаны, и, наконец характером звука.

 

Ударные подразделяются на 3 основных вида.
1. С неопределённой высотой звучания:
Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр.
Самозвучащие инструменты: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и мараки, деревянные коробочки, бар чаймс и т. д.
2. С определённой высотой звучания:
Инструменты настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков и темплеблоков и др.
3. Клавишные ударные инструменты:
Ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.051 с.)