Одноименная и близкая тональности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одноименная и близкая тональности



Одноименная тональность – это мажорный или минорный лад, построенный от одной и той же ноты, например, тональности Ля мажор и Ля минор.

Близкими тональностями являются те, у которых есть общие аккорды (трезвучия). Предложим, нужно определить близкие тональности к До мажору. Берем трезвучие на второй ступени – оно получается минорным (Ре-Фа-Ля). Следовательно, Ре минор – близкая тональность. Теперь строим трезвучие на третьей ступени До мажора (Ми-Соль-Си) – следовательно, следующая близкая тональность – Ми минор. Таким образом получаем у каждой тональности по шесть близких тональностей (т.е. тональностей первой степени родства).

В мажоре трезвучия строятся на ступенях: II, III, IV, V, VI и IV гармонической (повышенной на полтона). А в миноре на ступенях: III, IV, V, VI, VII, и V гармонической (повышенной на полтона).

 

Формула А+В+А  соответствует произведению, где средняя часть контрастирует с крайними. Например, в этой части может быть использована далекая тональность.

В данном типе трехчастной формы часто третья часть (реприза) бывает расширенной по размеру, в ней находится общая кульминация произведения. Здесь усиливается массивность изложения, насыщается фактураактивизируется ритмическое движение, объединяются выразительные элементы первых разделов.

В трехчастной форме какие-либо части могут быть расширены по строению и содержанию. Например, в средней части могут объединяться два или три контрастных раздела; строение такого произведения можно обозначить формулой: А+ВС+А или А+ВСD+А.

Произведение трехчастной формы может быть построено более сложно: каждая из его частей может представлять простые двухчастные или трехчастные формы, например, соответствуя такой формуле: А(а+в)+С(а+в+а)+А(а+в).

 

Вариационная форма.

Вариацией (или мотивной разработкой) называется видоизмененное повторение темы, т.е. ее мотивов. Как принцип развития вариации есть во всех музыкальных жанрах (везде существуют повторы материала с некоторыми изменениями).

Как форма произведения вариации представляют собой такую конструкцию, в которой за изложением законной темы следует ее видоизмененные повторения (т.е. сами вариации). Формула:

                                              

Для темы характерны простота, запоминаемость, несложность гармонического языка и фактуры. Именно эти качества позволяют в дальнейшем развивать тему, усложнять и детализировать ее. Часто темой вариации служит отрывок из популярного произведения.

Приемы вариационного преобразования темы разнообразны. Изменяться может как сама мелодия и/или ее сопровождение, так и ритм, фактура, метр (тактовый размер), тональность, лад и т. д. Количество вариаций может быть любым. Цикл вариаций может завершаться кодой: отдельным построением или расширенным изложением последней вариации.

В зависимости от того, как преобразуется тема, различают несколько типов вариаций (объединенных в одном произведении).

Строгие вариации, в которых основные компоненты темы существенно не меняются. Мелодия здесь развивается благодаря переносу мелодии в другие регистры, добавлению орнамента: форшлагов к опорным тонам мелодии, опеванием тонов мелодии, заполнением широких интервалов поступенным движением и т. п.

Остинатные вариации (от лат. оbstinatus – упрямый, упорный) характерны постоянно повторяющейся мелодией с разными вариантами сопровождения. В старинной музыке, например, были популярны остинатные вариации на тему, изложенную в басовой партии.

Свободные вариации примечательны тем, что в них тема может изменяться как угодно. Наиболее типичные черты этих вариаций заключаются в том, что тема либо расширяется, либо сужается, допускается применение лишь фрагмента темы, либо развивается в основном вновь появившейся элемент (а не тот, который изложен в теме).

Как правило, вариации расставляются в произведении по принципу контраста. Если вариаций много, то в середине произведения ставится та вариация, которая напоминает тему.

Редкой, но интересной формой являются так называемые двойные вариации, в основе которых лежат две темы. Вначале, как правило, излагают обе темы, а затем следуют вариации попеременно то на одну, то на другую тему. Формула таких вариаций может выглядеть так: А+В (тема) +

                                                                    +

Свободные и сквозные формы

Свободные формы не обладают какой-то строгой системой – они полностью подчиняются по форме особенностям конкретного сочинения. В таких произведениях существует полная свобода в чередовании различных разделов. Например, произведение может иметь такую формулу: ABCD+ ABCBA. Размеры частей могут быть любыми (свободные формы могут опираться на системы расположения частей, описанные в предыдущих разделах).

 

Сквозные формы – это построения особого порядка, представляющие постоянную смену музыкальных событий, в конце произведения не подводится итог,   т.е. нет никакого итогового утверждения. Формула сквозной формы: А+В+С+…

Эта форма стала популярной в искусстве XX в., т.к. выражает достаточно распространенную идею о непредсказуемости жизненного пути человека: это путешествие, в котором ничего не повторяется и неясна конечная цель.

                          4.2.Авангардные направления.

Алеаторная форма.

Алеаторные формы (от лат. alea - случайность) характеризуется тем, что фрагменты произведения исполняются в случайном порядке, т.е. автор «отдает часть композиторских полномочий» исполнителю, который вправе исполнять части произведения в любой последовательности. Более того, исполнитель может делать любые перестановки внутри разделов, например, менять листы партитуры местами, повторять исполнение некоторых отрывков партитуры. Компьютерный музыкант – это в большинстве случаев композитор и исполнитель в одном лице. Поэтому при создании алеаторной формы он сначала сам записывает музыкальный материал, а затем в свободном порядке расставляет для исполнения его части (фрагменты).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)