Многоканальные звуковые форматы (Dolby Surround, Dolby Digital 5.1, Dolby Atmos) и их применение для создания конкурентоспособной аудиовизуальной продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многоканальные звуковые форматы (Dolby Surround, Dolby Digital 5.1, Dolby Atmos) и их применение для создания конкурентоспособной аудиовизуальной продукции.



Общее наименование многоканальных систем звукопередачи ─ “Surround Sound” в переводе с английского обозначает “обволакивающий звук”. Первая четырёхканальная матричная система аналоговой записи звука для озвучивания кинофильмов Dolby Stereo была разработана лабораторией Dolby в 70-х годах прошлого века. Она использовала четыре канала воспроизведения: левый, центральный, правый – за экраном и тыловой – по боковым и задней стенам в зале Её особенностью был специальный кодер (матрица), который для записи на киноплёнку кодировал записанную звукорежиссёром четырёхканальную информацию, объединяя четыре сигнала в двухканальный формат. В кинотеатре для воспроизведения через четыре акустические системы с помощью специального декодера производилось обратное преобразование: выделение из этих двух кодированных сигналов первоначальных четырёх. Формат Dolby Stereo был первой многоканальной аналоговой системой объёмного звучания кинофильмов, получившей самое широкое распространение в кинотеатрах. Позже это формат стал использоваться и для кодирования звуковых дорожек видеофильмов и ТВ-программ для домашнего просмотра и получил известность под названием Dolby Surround. После матрицирования, превращённые в обычные стерео (левый и правый), аудиосигналы, можно было слушать в виде обычного двухканального стерео, а имея дома декодер, разделить их на четыре канала: левый, центральный, правый и задний (surround). Логическим продолжением развития и совершенствования систем Surround Sound стала цифровая система Dolby Digital 5.1. Цифровая технология расширила возможности передачи звука, не ограничивая число дискретных (раздельных) “дорожек”, которые можно было записать на носителе. Здесь не понадобился метод матрицирования. В наименовании системы Dolby Digital 5.1 цифра 5 означает, что система состоит из пяти основных каналов передачи: левый передний, центральный, правый передний, левый задний и правый задний. А цифра.1 говорит о наличии шестого дополнительного канала низкочастотных эффектов (LFE), нагруженного на сабвуфер, излучающий звуковые частоты, не превышающие 80 ─ 100 Гц, и служащий для воспроизведения низкочастотных звуковых эффектов. Система Dolby Digital применяется не только в кинотеатрах, но и в сфере домашних развлечений. Dolby Atmos это первая аудиосистема иммерсивного 3D-звука для кинотеатров, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах: статических (bed) и динамических. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Микширование осуществляется на базе системы Pro Tools, в которой для каждого трека помимо аудиоданных прописаны метаданные – уровень воспроизведения и локализация в трехмерном пространстве. Полученный саундтрек автоматически будет оптимизирован под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов – Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка). На сегодняшний день Dolby Atmos используется не только в кинотеатрах, но и дома.

1) Меерзон Б.Я. Основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи. Учебное пособие. М.: ГИТР, 2012. - 206 с.

 

12. Музыкальная культура XVIII-XX веков. Жанры академической музыки: варианты классификации. Запись музыки академических жанров как способ сохранения культурно-нравственных ценностей. Эстетические и технологические задачи звукорежиссера.

 Европейская музыка XVIII-XX веков, созданная профессиональными композиторами для публичного исполнения (вне религиозного культа), вошла в историю под названием классическая или академическая музыка (применяются также названия опус-музыка, композиторская музыка, автономная музыка). Она представлена множеством разнообразных жанров. Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений, объединенных общностью содержания, формы, условий (места) исполнения и состава исполнителей. В музыкальной науке сложились различные классификации жанров композиторского творчества. Они зависят от того, какой из обуславливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. По составу исполнителей жанры делятся на инструментальные и вокальные (в том числе вокально-инструментальные). В свою очередь в каждой группе можно выделить сольные, ансамблевые, оркестровые/хоровые жанры. По месту исполнения жанры бывают камерные (для исполнения в небольших помещениях соло или ансамблем), концертные (для исполнения с концертной эстрады оркестром и/или хором), музыкально-театральные. Особняком стоят бытовые жанры (песня, танец, марш). Совокупное действие этих критериев по отношению к основным жанрам академической музыки можно представить в виде следующей таблицы:

 

 

Жанры по составу исполнителей Вокальные жанры Инструментальные жанры Жанры по месту исполнения
  Песня Танец Марш Бытовые жанры  
Сольные жанры Романс Инструментальная пьеса Соната

Камерные жанры

Ансамблевые жанры Вокальные дуэты, трио, квартеты и т. д. Инструментальные дуэты, трио, квартеты и т. д.

Хоровые / оркестровые жанры

Кантата Оратория Инструментальный концерт Симфония Увертюра Симфоническая поэма (картина) Симфоническая сюита Концертные жанры
Опера Оперетта Мюзикл Балет Музыкально-театральные жанры

 

По форме жанры делятся на миниатюры (небольшие одночастные произведения – песни, романсы, пьесы), крупные одночастные произведения (увертюра, симфоническая поэма), циклы (произведения, состоящие из нескольких частей – соната, концерт, симфония, сюита).

По содержанию музыкальные произведения, как и литературные, бывают лирическими, драматическими и эпическими. Однако классификация музыкальных жанров по данному признаку наименее точна, т. к. в музыке качества повествовательности, выразительности, действенности порой трудно дифференцировать. Так, романс может выйти за рамки лирического жанра при наличии драматического развития. А драматическая симфония способна приобрести качество исповедального лирического высказывания.

Работа с музыкой академических жанров есть имитационная звукорежиссура ставящая целью воссоздать акустику естественных мест бытования этих жанров – театральных и концертных залов. Мы исходим из того, что весь звуковой монтаж, вертикальный баланс, а также возможный «мастеринг» звуковой фактуры уже выполнен композитором и музыкантами. Необходимость в звукорежиссёрской работе обусловлена тем, что существует разница между восприятием человеком звука в «живой» коммуникации, и тем, как человек слышит этот же звук, переданный через электронно-звуковой тракт во вторичном звуковом поле. Необходимы большие объёмы помещения с естественной акустикой. Особенность работы с микрофонами в классической музыке — деление их на общий и ближние с целью сохранения естественного музыкального баланса при необходимости подчеркнуть прозрачность, теряющуюся при восприятии через тракт.

При этом общий микрофон отвечает за:

- передачу акустического пространства;

- передачу естественного музыкального баланса;

- передачу реального тембра инструментов и голосов исполнителей.

Ближнему микрофону, если мы работаем в адекватных условиях, остаётся всего лишь одна задача: проработка прозрачности фактуры. Динамическая обработка применяется для сжатия динамического диапазона. Частотная обработка применяется для исправления акустических недостатков, связанных с немузыкальными звуками, сопутствующими игре музыканта. Искусственная реверберация призвана воссоздавать естественную акустику. Знание основных положений музыкальной акустики. Взгляд на музыкальный инструмент, как на совокупность возбудителя, вибратора и резонатора. Представление о векторе распространения звуковой энергии от инструмента. Проблема «собственных помех при игре на музыкальном инструменте», (какие бывают помехи на каких инструментах, каким уровнем они должны звучать в балансе с музыкальной нотой). Исходя из этих знаний – размещение микрофона у музыкального инструмента. Ансамбли академической музыки. Традиционные виды размещения ансамблей- «учебный» и «концертный». Два основных варианта размещения струнного квартета, различия в звучании. Размещение микрофонов. Симфонический оркестр, как ансамбль высокого уровня естественного баланса. Две основные рассадки – европейская(немецкая) и американская, разница в звучании. Размещение общих микрофонов, исходя из радиуса гулкости зала. Высота общего микрофона, и как она влияет на баланс групп оркестра. Размещение ближних микрофонов. Борьба с «пролезаниями», и высоким уровнем собственных помех при игре. Ручная регулировка уровня при записи оркестра с целью сжать динамический диапазон (работа по сохранению живости динамических перепадов, crechendo и diminuendo.

1. Бабушкин В.Б. «Стереофоническая передача и запись» Труды ВНИИТР 2(21) М.1972 г.

2. Музыкальные жанры. Под ред. Т. В. Поповой. М., 1968

3. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003

4. Симонов И.Д. «Музыкальные инструменты и человеческий голос» Труды ВНИИТР 2(21) М.1972 г.

5. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород, 1994

6. Трахтенберг Л.С. «Мастерство звукооператора» М.1972 г.

7. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000

8. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964

 

13. Основные направления в развитии музыкальной культуры ХХ века. Разноплановые интеллектуальные и практические задачи при записи джаза, поп- и рок-музыки.

До 20 века в европейском искусстве можно было выделить достаточно длительные периоды господства одного художественного направления. (Например, почти весь 19 век в музыке прошел под знаком романтизма). Начиная с рубежа 19-20 вв. новые течения появляются все чаще, не сменяя друг друга, а продолжая сосуществовать в одновременности. В результате в 20 в. музыка оказалась представленной обилием культур и субкультур. В 60-е гг. это даже сделает возможным появление полистилистики (придумана Шнитке), когда несколько разных стилей соединяются в одном произведении с определенной художественной целью.

Причин такой необычной картины несколько:

1) 20 в. – век революций, век кардинальных обновлений всех сфер жизни - социальной, научно-технической, культурной. Искусство отразило это ускорение исторического времени

2) 20 в. – век глобализации. Европейская культура уже с начала столетия начала обогащаться влияниями внеевропейских культур - азиатской, афроамериканской, африканской.

3) 20 в. – век научно-технического прогресса. Благодаря развитию звукозаписи человечество получило возможность слушать музыку любой эпохи, любого региона мира, любого стиля.

Возникновение новых течений началось уже на рубеже 19-20 века. Наиболее масштабными направлениями музыки XX века, сложившимися под влиянием внеевропейских музыкальных культур, стали джаз и рок. Специфика эстрадных жанров в том, что это т. наз. «медиа-музыка», т. е. музыка, родившаяся, и стилистически сложившаяся в условиях звукозаписи. Поэтому звукорежиссёр отвечает за конечное звучание (саунд), и называется саунд-продюсер.

Саунд –продюсер отвечает за уяснение концепции звучания совместно с музыкантами и формулирование саунда в профессиональной акустической и звукотехнической терминологии - Он слушает то, что ему говорят музыканты, и переводит всё это на профессиональный язык. Далее, если у него есть- саундинженер, отвечающий за звукозапись, обработку, сведение, непосредственное управление оборудованием, он ставит задачу инженеру, если нет - садится за пульт сам, как саунд-инженер.

Общая характеристика саунда «медиа-музыки:

- много ВЧ, особенно по сравнению с классической музыкой, а значит - нарочитая разборчивость, завышенная прозрачность;

- много всяких околомузыкальных шумов, которые из "собственных помех при игре" превратились в дополнительное средство выразительности;

- общая для всех медиа-жанров тенденция к сужению динамического диапазона;

- «плоская» пространственная перспектива и баланс.

Идеальный звук в некоторых жанрах поп-музыки - вообще сухой, но в большинстве используется самая разнообразная искусственная реверберация, ограниченная только воображением звукорежиссёра. Баланс отвечает принципу "всё одинаково громко". Реальной глубинной перспективы не существует, реверберация используется как спецэффект. Все голоса и инструменты как бы на переднем плане.

1. Кадцын Л. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). Екатеринбург, 2007

2. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века. Диалектика творчества. – М., 2007

3. Нисбетт А.: Звуковая студия. Техника и методы использования. М.: 1979.

4. Нисбетт А.: Применение микрофонов. М.: 1981

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.018 с.)