Коммуникативные основы пяти стадий эволюции культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные основы пяти стадий эволюции культуры



Стадия 0. Пракультура (1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет на­зад) — период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.

Стадия I. Археокультура (40 тыс. лет назад — III тыс. лет до н. э.) — период каменного века (верхний палеолит, мезо­лит, неолит), когда в первобытных общинах получила раз­витие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV —III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.

Стадия II. Палеокультура (III тыс. лет до н. э.— XV в. н. э.) время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И. Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии — стадии неокультуры.

Стадия III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Вы­сокого Возрождения и Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII — XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической стадией культурной эволюции.

Стадия IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.

Установлена закономерность совершен­ствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации.

Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.

Многомерные хронотопы культуры

Различаются три многомерных хронотопа (хронотоп — пространственно-временные координаты):

Ø• генетический хронотоп, где происходит движение биологических образов и генетических программ в био­логическом времени и пространстве (ареале обитания дан­ной популяции);

Ø• психический (личностный) хронотоп, где бытуют смыслы, освоенные данной личностью; это область духов­ной жизни, формируемая в процессе жизнедеятельности человека;

Ø• социальный хронотоп, где происходит движение смыслов в социальном времени и пространстве, т. е. в оп­ределенном человеческом обществе.

Ø? – Какой хронотоп характерен для информационного общества?

Ø? – Что происходит с хронотопами в виртуальной среде онлайновых социальных сетей Интернет?

 

Уровни коммуникации

l Макроуровень – массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах.

l Мезоуровень – общение между подразделениями

l Микроуровень – это общение межличностное, подразумевающую известную психологическую близость партнеров.

 

 

Функции коммуникации

l Контактная функция заключается в установлении контакта между участниками общения

l Инструментальная функция – характеризует коммуникацию как социальный механизм управления и передачи информации

l Интегрированная функция – как средство объединения людей

lФункция самовыражения/понимания определяет коммуникацию как форму взаимопонимания психологического контекста

l Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности

l Функция оказания влияния заключается в изменении состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера

l Информационная функция предполагает обмен сообщениями, мнениями, замыслами.

l Эмотивная функция.

l Статусоопределяющая функция предполагает выполнение ожидаемой от актора или сообщества акторов опредленой роли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.005 с.)