Античная и восточная физиогномика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная и восточная физиогномика



С древнейших времен у людей появилась потребность и стремление распознавать друг друга по выражению лица. На заре развития науки и философии лицо человека стало объектом широкого внимания, изучения, инструментом распознавания духовной сущности личности. Физиогномика привлекла широкое внимание философов, деятелей науки и искусства, получила разнообразное практическое применение.

Истоки физиогномики восходят к античной философии V в до н.э.

Древнегреческие философы-идеалисты Сократ (ок. 469-399 до н.э.) и его ученик Платон (428/7-348/7 до н.э.) умозрительно оценивали людей по лицу. Сократ внимательно изучал лицо абитуриента, прежде чем принять решение о приеме его в группу своих учеников. Известен эпизод из жизни Сократа, когда его, идущего с учениками, остановил некий физиогномист и стал по внешности философа угадывать его пороки. Ученики смеялись, а Сократ серьезно заметил, что обладал всеми перечисленными недостатками, но сумел подавить их силой воли.

Подобно Сократу, древнегреческий философ, математик и астроном Пифагор (2-я половина VI в. до н.э.) не позволял изучать математику в Академии студентам, на лицах которых не видел способностей к этой науке (LiggetJ., 1974).

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) разделял взгляды на физиогномику своего времени и считал возможным судить о способностях личности по формам тела и чертам лица. Однако как «отец медицины» он рассматривал внешние признаки человека прежде всего как показатели состояния здоровья, имеющие


14

значительное значение при диагностике. Своим ученикам Гиппократ передавал опыт распознавания физических страданий пациентов по выражению лица.

В трактате «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ материалистически обосновал зависимость особенностей характера и темперамента человека от природных условий, в которых он проживает. Он считал, что природа влияет на внешний облик, а конституция - на личность. Кроме того на характер и темперамент человека, по мнению Гиппократа, влияет и внутренний баланс, гармоническое сочетание в организме четырех жидкостей: крови, слизи - флегмы, черной и желтой желчи. В зависимости от преобладающей в организме жидкости, Гиппократ указал 4 основных темперамента, дав им описания по особенностям телосложения, физиономии, формы черепа. Не смотря на то, что глава «О физиогномике» в его сочинениях является наиболее краткой, Гиппократ в ней сделал попытку провести параллель между внешними признаками человека и его здоровьем. Однако наблюдения Гиппократа также имели достаточно умозрительный характер. Он, например, считал, что люди, имеющие большую голову, большие черные глаза, толстый и уплощенный нос - хороши в смысле биологической годности; индивиды рыжеволосые, с заостренным носом с маленькими глазами - плохи; люди с голубыми глазами, рыжеволосые, с заостренным носом предрасположены к водянке и т.п.

Важный аспект теоретической мысли классической древности был связан с серией трактатов по физиогномике. Из множества написанных сочинений до нашего времени сохранились четыре: вышедший из перипатетической школы и приписываемый Аристотелю учебник, датируемый концом IV - началом III в. до н. э.; трактат влиятельного ритора II в. н. э. времен императора Адриана, Полемона из Лаодикеи; физиогномический труд врача и софиста IV в, н. э. Адамантия и трактат «De physiognomonia" латинского анонима также IV в. н. э. [87, С. 72].


15

Античные мыслители проявляли значительный интерес к характерологии, считая, что характер - это судьба человека (Гераклит, Демокрит, Эпихарм, Платон и др.). Стоики, как писал Диоген Лаэртский, были уверены в возможности физиогномического познания человека, утверждая, что по внешнему виду можно постичь характер. Киники противопоставляли толстых богачей, тупоголовых атлетов и худощаБых, подтянутых добродетельных бедняков. Результаты их наблюдений и создавшиеся предпосылки получили системное и логичное изложение лишь в трудах древнегреческого философа-энциклопедиста Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.).

Аристотель изучал части лица и тела человека для того, чтобы выяснить, как они отражают характерологические проявления его личности. В своем трактате он логически обосновал возможность физиогномики следующим образом: «...О других живых существах могут судить знатоки о каждом по внешнему виду - лошадники о лошадях, собачники - о собаках. Если же у них получается правильно (а у них всегда получается правильно), значит, возможна и физиогномика (человека)» [80, С. 330],

В своем трактате о физиогномике «Scriptores physiognomonici»* он провел прямую связь между строением лица человека и чертами его характера. Аристотель считал, что тот, у кого широкий рот, смел и храбр, у кого толстый, как у быка, нос, тот ленив, а ноздри у кого широкие, как у свиньи, тот глуп, у кого нос острый, как у собаки, тот холерического темперамента, а у кого нос торчащий, как у ворона, тот неосторожен и т.п. (рис. 1). Аристотель, таким образом, укреплял популярный в то время принцип зоологического аналогизма, сыгравший значительную роль в его последующих трудах «История животных» и «О частях животных».

Аристотель считал возможным по лицу определить черты характера человека, его одаренность и ограниченность, храбрость и робость, указав внешние признаки различных темпераментов и свойств характера. Бесспорно,

Авторство оспаривается, на русский язык название переводится как «Физиогномика».


16

указанные идеи Аристотеля не выдерживают современной критики, однако ряд выдвинутых им положений имел огромное значение для развития науки и физиогномики. Именно Аристотель первым отметил возможность противоречивого выражения духовного во внешнем, указав, что нет прямого соответствия между тем, что происходит в душе и тем, что отражается на лице человека. Он писал о возможностях управления собственной экспрессией, справедливо заметив, что человек может добиться желаемого выражения лица, не соответствующего его истинному состоянию. Аристотель отметил, что признаки преобладающих, наиболее свойственных душевных состояний личности входят в структуру ее внешности и свидетельствуют о характере.

Таким образом, Аристотель отметил, что выражение лица - не всегда реальное отражение внутреннего во внешнем, так как определяется способностью человека управлять собственной экспрессией. Он писал: «Те, кто заключает о характере лишь по видимому внешнему переживанию, ошибаются - во-первых, потому, что некоторые люди, будучи разными, имеют одно и то же выражение лица, так, например, мужественный и бесстыжий имеют одно и то же выражение, по душевным качествам сильно различаясь; во-вторых, потому что в разное время выражения лица изменяются: если, например, угрюмому случится приятно провести день, то он принимает выражение лица добродушного человека и, наоборот, добродушному случается иногда горевать так, что у него изменяется выражение лица» [80, С. 331].

Физиогномические положения Аристотеля до средневековья и начала нового времени служили основой для последующих авторов, писавших о физиогномике. Ей отдавали дань крупные ученые Древней Греции и Рима, среди которых выдающиеся врачи Гален и Цельс, крупные мыслители Цицерон и Плиний Младший. А. К. Цельс, к примеру, писал, что те, у кого продолжительное время лицо остается бледным и одутловатым, страдают головными болями, или от живота, или от внутренних болей, а у Плиния Младшего «лоб - показатель скорби, строгости, бодрости, милосердия» (Решу


17

J., 1956). Среди многочисленных сочинений Антисфена также называется и «Физиогномик» [87, С. 74].

В XVII веке иезуитский ученый Niquetius перечислил 129 крупных ученых классической Греции и Рима, писавших о физиогномике как о научной дисциплине. Появились практикующие физиогномисты, дававшие заключения о чертах характера и умственных способностях на основе изучения черт и признаков лица. Физиогномика преподавалась в медицинских и риторских школах, в первых большое значение уделялось внешности больного, во вторых - искусству артистизма, управления мимикой, экспрессией.

Античная физиогномика, таким образом, заложила основы физиономического подхода к человеку, который разрабатывался во все последующие века, обозначила вопросы и задачи, овладевшие умами не одного поколения мыслителей и до сих пор не нашедшие своего решения.

Другой ветвью развития проблемы была восточная физиогномика. Ее родиной считают Древний Китай. В отличие от античной физиогномики, направленной на определение свойств характера, восточная имела целью по внешности предсказывать будущее человека. Китайские физиогномисты создали ряд трактатов, распространившихся по странам Востока и в Японии. До сих пор влияние древней восточной физиогномики прослеживается в восточной живописи, изготовлении масок, театре, различных сферах общения.

Для удобства прочтения восточная физиогномика условно делила лицо человека на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Считалось, что верхняя зона отражает весь жизненный путь человека: насколько правильна форма и строение лба, здоров цвет кожи данной области, настолько хорошо состояние тела и духа человека в целом. Средняя зона (от бровей до кончика носа), согласно восточной физиогномике, отражала годы жизни от 35 до 50 лет. Нижняя (рот, подбородок) давала информацию о преклонном возрасте. «Чтение лица» в восточной физиогномике сводилось к толкованию четко обозначенных зон, позиций и их комбинаций, которых насчитывалось до ста


18

тридцати. Каждая связывалась с определенным возрастом и определенными чертами поведения. Вывод о личности и ее судьбе делался после исследования всех позиций.

Основное внимание уделялось восточной физиогномикой состоянию пяти «жизненных черт»: бровей, глаз, носа, рта, ушей. Считалось, что их сбалансированность (пропорциональность, цвет, чистота и т.п.) является благоприятным признаком. Изъяны на лице, согласно восточной физиогномике, свидетельствовали о изъянах в характере и судьбе.

Центральное место в оценке характера и судьбы человека восточной физиогномикой занимали глаза. В Японии, например, различали до 40 типов глаз, отождествляемых с глазами животных. Поведение, характерное для животного, по аналогии приписывалось обладателям соответствующего типа глаз. К примеру, большие, с живым блеском - глаза дракона - означали власть; удлиненные с загнутыми кверху венчиками - глаза сфинкса - выдавали утонченную натуру; большие с многочисленными складками на веках - глаза льва - характеризовали лидера; а маленькие, с черно-желтой радужной оболочкой - это глаза овцы...^

Ставшая своего рода народной мудростью, восточная физиогномика, основанная на древних традициях, развивается и широко практикуется и по сей день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.007 с.)