Глава 15. Прекращение права собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Прекращение права собственности



 

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. В п. 1 комментируемой статьи в общем виде выделены две группы оснований прекращения права собственности: в результате отчуждения имущества другим лицам и при утрате права собственности по основаниям предусмотренным законом. При этом отдельно упоминаются такие основания прекращения права собственности, отнесенные ко второй группе как отказ от права собственности, гибель или уничтожение имущества. Отчуждение имущества другим лицам, предполагает наличие воли собственника на передачу своего права другому лицу. При этом у указанного лица в результате сделки по отчуждению имущества возникает право собственности на соответствующую вещь. В отличие от этого гибель и уничтожение означают необратимое физическое прекращение существования вещи. При этом могут сохраниться отдельные детали, остатки вещи, которые также могут выступать в качестве объектов права собственности. Гражданский кодекс не разграничивает понятия "гибель" и "уничтожение". В теории считается, что гибель не зависит от воли субъекта, она - результат случайного события, а уничтожение - целенаправленное разрушение вещи, приведение ее в негодность, которое может осуществляться самим собственником или иным лицом. Среди оснований прекращения права собственности назван также отказ собственника от права собственности, хотя сам по себе отказ от права собственности, не влечет его прекращения (ст. 236 ГК).

3. В п. 2 закреплен запрет на принудительное изъятие имущества, кроме случаев, когда это предусмотрено законом, а также дан исчерпывающий перечень оснований для принудительного изъятия имущества у собственника. Данная норма обеспечивает закрепленное в ст. 35 Конституции положение об охране частной собственности. Основаниями для принудительного изъятия имущества у собственника могут являться различные причины: ненадлежащее поведение самого собственника, необходимость обеспечения интересов общества и государства. К первой группе относятся: ненадлежащее исполнение обязательств собственником (см. комментарий к ст. 237 ГК); бесхозяйственное содержание культурных ценностей и домашних животных (см. комментарий к ст. 240, 241 ГК), совершение иных правонарушений. К случаям принудительного изъятия имущества у собственника, обусловленным государственными и общественными интересами можно отнести отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (см. комментарий к ст. 239.2 ГК), реквизиция (см. комментарий к ст. 242 ГК).

4. Применение положений о принудительном изъятии должно осуществляться с учетом п. 3 ст. 35 Конституции РФ: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. ГК РФ предусматривает принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, по общему правилу только в судебном порядке, а некоторых случаях - в административном (внесудебном) порядке, но с возможностью последующего судебного обжалования административного акта (реквизиция (ст. 242 ГК), конфискация (ст. 243 ГК).

5. Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества, которая прекращает право публичных собственников и становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Она проводится по решению (воле) самого публичного собственника, в порядке, предусмотренном законами о приватизации (см. комментарий к ст. 217 ГК).

Особое основание принудительного прекращения права частной собственности - национализация имущества. Основанием национализации может быть федеральный закон. В отличие от иных случаев изъятия имущества в интересах государства, при национализации имеет место не разовое изъятие вещи, а изъятие у отдельных групп (группы) собственников, при определенных условиях, поименованных в законодательстве видов имущества. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), должно производиться с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК. В настоящее время закон о национализации в Российской Федерации.

 

Статья 236. Отказ от права собственности

1. Отказ от права собственности является волевым действием собственника, направленным на прекращение правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно п. 1 комментируемой статьи, отказ возможен одним из двух способов:

- посредством объявления об отказе (какие-либо требования к оформлению такого отказа или способам его доведения до иных лиц не установлены, соответственно, это может быть сообщение конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе, с использованием средств массовой информации);

- путем совершение фактических действий, подтверждающих факт отказа: например, помещение вещи в месте сбора мусора и прочих бытовых отходов.

Отказ от права собственности не может презюмироваться, он должен быть ясно выражен собственником. Неосуществление правомочий собственника, оставление вещи вне места нахождения собственника и его иного имущества не означает отказа от права собственности.

2. Отказ от права собственности допускается только для граждан и юридических лиц. Это право не распространяется на публичные образования - Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования.

3. Отказ от права собственности лишь условно можно отнести к правопрекращающим юридическим фактам. Право собственности при этом прекращается не с момента фактического отказа собственника от права на вещь, а с момента приобретения права собственности на нее другим лицом. До приобретения права собственности на вещь другим лицом предыдущий собственник не освобождается от бремени содержания вещи и исполнения иных обязанностей собственника. Иное лицо, в зависимости от ситуации, может приобрести право собственности на вещь, от которой собственник отказался как на брошенную вещь (ст. 226 ГК), в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК).

 

Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

1. П. 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому, обращения взыскания на имущество должника с целью удовлетворения требований кредиторов осуществляется на основании решения суда. Понятие обязательства в контексте данной статьи не ограничивается только обязательствами гражданско-правового характера (ст. 307 ГК). Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в соответствии с ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".

2. В качестве исключения из общего правила о судебном порядке обращения взыскания, в случаях, предусмотренных законом или договором может быть установлен внесудебный порядок изъятия имущества (например, соглашением сторон может быть установлен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество (п. 1 ст. 349 ГК). Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1, устанавливают основания и условия совершения исполнительной надписи нотариуса (ст. 90, 91) для осуществления взыскания в бесспорном порядке.

3. П. 2 комментируемой статьи устанавливает, что право собственности при обращении взыскания, прекращается у должника с момента приобретения права собственности на имущество иным лицом. Момент прекращения права собственности имеет существенное значение для выяснения момента прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества и его приращений (плодов, продукции, доходов). При переходе права собственности на недвижимость требуется государственная регистрация соответствующего права (ст. 131 ГК). Соответственно, права на имущество собственника, у которого имущество изымается, прекращаются с момента государственной регистрации прав нового собственника на указанное имущество.

 

Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

1. П. 1 устанавливает основания и срок для добровольного отчуждения лицом имущества, которое приобретено правомерно (например, в порядке наследования, правопреемства при реорганизации), но в силу закона не может ему принадлежать. Указание на то, что имущество приобретено правомерно, имеет важное значение, поскольку если оно приобретено неправомерно (например, было похищено) право собственности на него не возникает, соответственно, нет оснований для применения правил данной статьи. Законодательством определены виды имущества, которое, чаще всего в целях обеспечения безопасности общества и государства, не может находиться в частной собственности (определенные виды оружия, сильнодействующие яды и т.п.). Такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности.

2. В случае невыполнения собственником предписания закона об отчуждении имущества, которое не может ему принадлежать, оно подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной в судебном решении. Из вырученных сумм вычитаются расходы, связанные с реализацией вещи. Требование о принудительной продаже или выкупе имущества может предъявить соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Решение о продаже либо выкупе государством принимается судом исходя из характера и назначения имущества.

3. П. 3 устанавливает, что порядок, предусмотренный п. 1, 2 комментируемой статьи распространяется также на случаи, когда в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, оказывается вещь, на приобретение которой необходимо специальное разрешение, а в его выдаче собственнику отказано. Неполучение необходимого разрешения означает, что вещь не может принадлежать данному лицу, т.е. возникает ситуация, аналогичная той, когда вещь в силу закона не может принадлежать определенным лицам. Этим и объясняется возможность применения положений настоящей статьи об отчуждении такой вещи.

 

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

1. Комментируемая статья устанавливает правило, согласно которому, если изъятие земельного участка невозможно без прекращения права собственности на возведенные на данном участке объекты недвижимости, они также могут быть изъяты у собственника. Поскольку изъятие недвижимости, возведенной на земельном участке, связано не с ее ненадлежащей эксплуатацией, а с нарушениями правил пользования земельными участками, ее изъятие осуществляется лишь в крайнем случае - если иначе изъять земельный участок невозможно. Кодекс не устанавливает конкретных обстоятельств, при которых изъятие недвижимости необходимо, данный вопрос должен решаться в каждом конкретном случае с учетом целевого назначения участка и возведенных на них объектов, их размеров и т.д. Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на находящееся на нем недвижимое имущество.

2. Рассматриваемая статья устанавливает, что изъятие недвижимого имущества осуществляется посредством проведения публичных торгов, а для определения порядка их проведения отсылает к ст. 284-286 Кодекса. Однако порядку изъятия посвящена только ст. 286, ст. 284, 285 Кодекса устанавливают условия изъятия земельного участка при отдельных видах ненадлежащего использования (неиспользование земельного участка по назначению, использование земельного участка с нарушением требований законодательства). Подробно порядок изъятия земельных участков в рассматриваемых случаях регламентирован ст. 54.1 ЗК. Таким образом, изъятие объектов недвижимости осуществляется в том же порядке, что и изъятие земельного участка.

 

Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Положения статьи 239.1 не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

1. Комментируемая статья устанавливает правила отчуждения объекта незавершенного строительства в случае прекращения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Прекращение действия договора аренды земельного участка не является неизбежным основанием изъятия строящегося объекта у собственника. Решение этого вопроса остается на усмотрении уполномоченного органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении земельного участка.

2. Возможность принятия решения о продаже объекта незавершенного строительства не зависит от основания прекращения договора аренды земельного участка. Вместе с тем, цель данной нормы, вероятно, предполагает стимулирование арендатора к своевременному осуществлению строительства объекта недвижимости.

3. Вопрос о признании строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) решается в зависимости от того, были ли полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п. 1 ст. 130 ГК). Объект незавершенного строительства может быть изъят только по решению суда и только путем продажи с публичных торгов.

4. Положения комментируемой статьи применяются только в отношении объектов незавершенного строительства, возводимых на государственных и муниципальных земельных участках, которые предоставлены по результатам аукциона. При этом, государственные и муниципальные земельные участки предоставляются в аренду по результатам публичных торгов, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Земельным кодексом (ст. 39.6 ЗК). (п. 11 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Применение данной нормы может ограничиваться законом. Так, положения рассматриваемой статьи неприменимы к объекту долевого строительства, строительство (создание) которого на находящемся в государственной или муниципальной собственности земельном участке на день прекращения действия договора аренды такого земельного участка не завершено (п. 11 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

5. Порядок продажи объекта незавершенного строительства определен Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1299 "О утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства". Публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников. Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов. Аукцион проводится исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обратившимися в суд с заявлением о продаже объектов незавершенного строительства на публичных торгах, либо специализированной организацией, привлеченной в соответствии с законодательством РФ.

6. П. 2 определяет круг субъектов, которые наделены правом предъявить в суде требование о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Это уполномоченные государственные и муниципальные органы. Указанные органы могут впоследствии организовать проведение публичных торгов по продаже объекта незавершенного строительства.

7. П. 3 статьи устанавливает, что нарушение срока строительства объекта, обусловленное неправомерными действиями уполномоченных органов либо лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, является основанием для отказа в удовлетворении требования о принудительном изъятии объекта незавершенного строительства. Лицо, ссылающееся на неправомерные действия уполномоченных органов, должно доказать наличие таких действий и их взаимосвязь с нарушением сроков строительства. В частности, могут быть представлены документы об обжаловании соответствующих действий в установленном законом порядке, а также постановления судебных и административных органов, подтверждающие наличие неправомерных действий со стороны уполномоченных органов, принятых в пользу заинтересованного лица.

8. Согласно п. 4 начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости. В соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

7. При признании публичных торгов несостоявшимися объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Законодатель не устанавливает обязанности публичных образований приобрести соответствующий объект в собственность, а также не определяет дальнейшую судьбу объекта, если публичное образование не реализует соответствующие правомочия. Как вариант возможно предоставление земельного участка арендатору - собственнику объекта незавершенного строительства для завершения строительства (п. 5 ст. 39.6 ЗК).

8. Норма о выплате средств, вырученных от продажи объекта незавершенного строительства, бывшему собственнику данного объекта отвечает общим принципам гражданского законодательства. При этом законодатель относит расходы по реализации объекта незавершенного строительства на счет бывшего собственника, никак не ограничивая пределы таких расходов.

9. П. 6 устанавливает, что правила комментируемой статьи применяются не только при прекращении изначально заключенного на торгах договора аренды, но и в случаях, когда без проведения торгов был заключен договор аренды с целью завершения строительства, но оно так и не было завершено (ст. 39.6 ЗК).

 

Статья 239.2. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

1. Комментируемая статья определяет условия отчуждения объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке, изымаемом для государственных (муниципальных) нужд. Основания и порядок изъятия земельных участков в указанных целях определяются земельным законодательством (п. 1 ст. 279 ГК). Изъятие земельного участка рассматривается как исключительная мера, в случаях, перечисленных в ст. 49 ЗК. Порядок изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд установлен гл. VII.1 ЗК.

2. Отчуждение объектов недвижимости в рассматриваемых случаях осуществляется, если иначе невозможно изъятие земельного участка. Рассматриваемые правила применяются независимо от того, на каком основании владеет земельным участком лицо, недвижимое имущество которого подлежит отчуждению.

3. П. 2 комментируемой статьи устанавливает, что изъятие земельного участка и отчуждение объектов недвижимости, находящихся на нем, должны происходить одновременно.

4. Согласно п. 3 к отчуждению объектов недвижимости, на изымаемом для государственных (муниципальных) нужд применяются правила об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд.

 

Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

1. Комментируемая статья устанавливает возможность принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В законодательстве культурные ценности определяются как движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение (ст. 3 ФЗ РФ от 26 мая 1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"). Аналогичное определение дано в ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Положения комментируемой статьи распространяются не на все объекты, относящиеся к культурным ценностям, а лишь на те, которые отнесены к имеющим особое значение. Критерии отнесения культурных ценностей к особо значимым должны определяться нормативным правовым актом Правительства РФ. До вступления в силу указанного акта такими культурными ценностями признаются:

1) мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства независимо от времени их создания;

2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

3) художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года;

4) созданные до 1900 года уникальные и редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением музыкальных инструментов и смычков фабричного (мануфактурного) изготовления), рукописи, архивные документы, редкие предметы техники, предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, редкие печатные издания, знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания);

5) холодное оружие, созданное до 1900 года, а также антикварное оружие;

6) палеонтологические образцы, свидетельствующие о патологии или особенностях роста (развития) животного, представляющие интерес для науки (ст. 5 ФЗ от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела").

По смыслу комментируемой статьи под культурными ценностями в ней понимаются не только движимые, но и недвижимые объекты.

2. Бесхозяйственное содержание культурных ценностей означает неисполнение собственником необходимых действий, которые возлагаются на него в соответствии со ст. 210 Кодекса, а при наличии в законодательстве специальных требований - также нарушение этих требований. Принудительное лишение права собственности в данном случае продиктовано приоритетом общественного интереса в сохранении объекта, представляющего историческую или художественную ценность.

3. Комментируемая статья не устанавливает, кто может инициировать судебный процесс. Если речь идет о принудительном выкупе - инициатором может быть только государство, следовательно, инициатива может исходить от уполномоченных государственных органов. Иные лица, заинтересованные в сохранении объекта, имеющего культурную ценность, вправе предъявить в суд требование об изъятии бесхозяйственно содержимых культурных ценностей у собственника и продаже их с публичных торгов.

4. Для принятия решения об изъятии вещи, представляющей культурную ценность, необходимо доказать, что данный объект относится к культурным ценностям, имеющим особое значение и охраняемым государством, факт бесхозяйного обращения с вещью, которое может выражаться как в активных действиях (использование способами, наносящими вред объекту), так и в бездействии (отсутствие необходимого ремонта, неуплата коммунальных платежей, влекущая прекращение подачи необходимых для поддержания объекта в надлежащем состоянии), а также, что подобное отношение грозит утратой объектом своего значения как культурной ценности. При этом причина бесхозяйного обращения и наличие вины в этом собственника значения не имеют, так как цель принудительного изъятия - сохранение объекта, а не наказание собственника за ненадлежащее отношение к вещи.

5. Комментируемая статья предусматривает два варианта изъятия имущества - принудительный выкуп государством или реализация вещи с публичных торгов. При этом не определено, что понимается в данном случае под "государством". Исходя из специального законодательства, в зависимости от значимости объекта и формального отнесения к определенной категории путем включения в соответствующий реестр, требование о выкупе может предъявить как уполномоченный федеральный орган, так и региональные органы, в задачи которых входит охрана объектов культурного наследия. При реализации с публичных торгов приобретателем вещи может стать любой субъект гражданского оборота.

7. Изъятие происходит на возмездной основе. В зависимости от способа изъятия - принудительный выкуп или продажа с публичных торгов собственнику возмещается стоимость вещи либо передаются вырученные от реализации вещи средства за вычетом расходов, связанных с изъятием и реализацией объекта. Условия принудительного выкупа определяются по соглашению сторон, а при его отсутствии - на основании решения суда.

 

Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

1. Животные - особая категория объектов гражданского оборота, на которую распространяются правила об имуществе, если иное не установлено нормативными правовыми актами (ст. 137 ГК). Особенности правового режима данной категории объектов основаны на требовании о гуманном отношении к ним и запрете жестокого обращения, подкрепляемом не только положениями гражданского законодательства, но и нормами уголовного права (ст. 245 УК).

2. Комментируемая статья позволяет при обнаружении случаев негуманного, противоречащего правилам обращения с домашними животными, отношения к ним, предъявить требование о изъятии животного посредством принудительного выкупа. При этом под правилами обращения с домашними животными следует понимать не только правила, утвержденные нормативными правовыми актами, но и сложившиеся в обществе нормы гуманного обращения, не зафиксированные в законодательстве. Основные принципы обращения с домашними животными и требования к их содержанию закреплены в ФЗ от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, при содержании животных необходимо обеспечивать им условия, соответствующие их биологическим и индивидуальным особенностям, удовлетворять их потребности в пище, воде, сне, движении, естественной активности. При этом запрещается причинять животным неоправданные физические страдания, издеваться, истязать животных. В законодательстве отсутствует единое понятие гуманного обращения с животными или критерии гуманного либо негуманного отношения к ним, поскольку в значительной мере особенности обращения с животными определяются их целевым назначением: сельскохозяйственные животные, лабораторные животные, животные, используемые в различных шоу и др. ФЗ от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3. Нормы комментируемой статьи распространяются на домашних животных, однако, представляется, что их, по аналогии можно применять и к диким животным, изъятым из естественной среды обитания и используемым в различных, допустимых законом целях (цирковые животные, животные зоопарков). Вместе с тем, если принудительный выкуп домашнего животного может быть осуществлен любым заинтересованным лицом, принудительный выкуп диких животных, проживающих вне естественной среды обитания, и приобретение их в собственность ограничены. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 44 ФЗ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, из природной среды допускается по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. Соответственно, требовать выкупа и приобрести дикое животное, изъятое из естественной среды обитания, может только лицо, имеющее соответствующее разрешение. Кроме того, если дикие животные содержатся и используются в условиях неволи с нарушением установленных законом требований, они подлежат конфискации, в случаях и порядке, установленных законодательством (п. 1 ст. 22 ФЗ от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

4. Цена выкупа, по общему правилу, определяется по соглашению сторон, а при его отсутствии - судом. Каких-либо критериев оценки домашних животных судом не устанавливается, что может создать определенные сложности при выкупе беспородных домашних животных, представляющих ценность исключительно для их владельцев.

 

Статья 242. Реквизиция

1. Реквизиция предусматривает возможность принудительного изъятия имущества в административном порядке. Это объясняется тем, что изъятие производится в чрезвычайной ситуации, когда требуется принятие срочных мер, что делает невозможным осуществление изъятия на основании решения суда. При реквизиции допускается определенное ущемление интересов собственника для обеспечения и защиты интересов общества и государства. Изъятое имущество должно быть использовано по назначению в связи с чрезвычайными ситуациями, указанными в п. 1 статьи. В противном случае изъятие считается противоправным и действия административного органа могут быть обжалованы в судебном порядке. Одновременно может быть предъявлено требование о возврате неправомерно изъятого имущества и возмещении убытков (ст. 13, 16 Кодекса).

2. Комментируемая статья гарантирует, что изъятие при реквизиции производится возмездно, с выплатой собственнику компенсации. При этом следует обратить внимание, что законодательство предусматривает выплату компенсации стоимости имущества, а не полное возмещение убытков. Гражданский кодекс не определяет размер компенсации. Вместе с тем, ЗК устанавливает, что в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка (п. 3 ст. 51). Оценка по рыночной стоимости является оценкой, производимой по умолчанию, если законом или договором не установлено иное (ч. 1 ст. 7 ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Оценка изъятого имущества может быть оспорена собственником в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. Гражданский кодекс не регулирует вопрос о судьбе компенсации, полученной собственником при изъятии вещи. П. 2 ст. 8 ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" прямо предусматривает в подобных случаях обязанность возвратить полученную сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. Хотя для иных случаев подобной нормы не предусмотрено, представляется, что при возврате имущества должна быть возвращена полученная компенсация. Данная сумма может быть уменьшена в случае, если в результате использования в период чрезвычайной ситуации, стоимость реквизированного имущества снизилась. Подобное решение проблемы согласуется с общими правилами о неосновательном обогащении (ст. 1102 ГК).

 

Статья 243. Конфискация

1. Конфискация имущества имеет основной целью не смену собственника имущества, а возникновение негативных последствий в виде изъятия имущества как санкции за совершенное правонарушение. По общему правилу, конфискация осуществляется на основании решения суда. Основания для применения конфискации имущества четко определяются законом. Так, в уголовном праве конфискация рассматривается в качестве иной меры уголовно-правового характера. Глава 15.1 УК устанавливает виды имущества, которые могут быть изъяты у правонарушителя. Конфискация имущества назначается в обязательном порядке во всех случаях причинения имущественного ущерба либо неправомерного извлечения доходов при совершении преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК. КоАП предусматривает административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7). Применение конфискации предусматривается и иными нормативными правовыми актами. Поскольку конфискация выступает в качестве санкции за совершение правонарушения, она не предполагает выплаты возмещения стоимости изъятых вещей, вещи изымаются безвозмездно.

2. П. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность применения конфискации в административном порядке, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. При этом существует возможность судебного обжалования решения о конфискации. Действующее законодательство предусматривает административный порядок конфискации вещей, добытых в результате противоправных действий. Например, незаконно заготовленной древисины и иных лесных ресурсов (ст. 99.1 ЛК), наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 47 ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах") и др.

3. Хотя в специальных нормативных правовых актах конфискацией именуется и изъятие имущества, приобретенного незаконно, в данных случаях у лица, завладевшего имуществом права собственности не возникает, соответственно, такую конфискацию нельзя рассматривать как основание прекращения права собственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.043 с.)