Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления



 

Статья 294. Право хозяйственного ведения

1. Право хозяйственного ведения - один из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 Кодекса). Право хозяйственного ведения, наряду с правом оперативного управления, предназначено для осуществления управления имуществом без передачи создаваемым юридическим лицам права собственности на соответствующее имущество. В Концепции развития гражданского законодательства (п. 11.1) указывалось на необходимость устранения дуализма прав на управление имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и сохранения только оперативного управления.

2. Комментируемая статья определяет субъектов права хозяйственного ведения, а также указывает на наличие у обладателей данного права в пределах, установленных в соответствии с Гражданским кодексом, трех правомочий - владения, пользования и распоряжения. Также статья содержит общее указание, что пределы (границы) осуществления рассматриваемых вещных прав устанавливаются Гражданским кодексом.

 

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Комментируемая статья исчерпывающим образом определяет права собственника имущества в отношении унитарного предприятия, обладающего правом хозяйственного ведения на свое имущество. собственнику имущества принадлежит право осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения. Содержание права хозяйственного ведения зависит от воли собственника, который определяет цели и предмет деятельности организации с учетом ограничений, установленных законом (п. 4 ст. 8 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Сделка, выходящая за пределы правоспособности унитарного предприятия, определенной уставом, ничтожна (п. 3 ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

2. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. При этом размер отчисляемой прибыли определяется самим собственником. Право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

3. П. 2 комментируемой статьи устанавливает запрет на совершение унитарным предприятием распорядительных действий в отношении недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 Кодекса) без согласия собственника имущества. Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законами или иными правовыми актами. Согласие необходимо получать при:

совершении сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;

осуществлении заимствований;

совершении крупных сделок, а также сделок, относительно которых у руководителя имеется заинтересованность;

заключении договора простого товарищества независимо от вида имущества, вносимого в качестве вклада в товарищество;

распоряжении вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также при распоряжении принадлежащими предприятию акциями.

Также требуется согласие собственника на участие унитарных предприятий в коммерческих или некоммерческих организациях.

Согласно п. 4 ст. 18 ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, устав конкретного государственного или муниципального предприятия может предусматривать виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника.

Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением требований о получении согласия собственника являются оспоримыми: они могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества. Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником (п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Сделки, в результате совершения которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника (п. 3 ст. 18 ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

 

Статья 296. Право оперативного управления (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Право оперативного управления - ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, поскольку оба указанных права созданы для решения аналогичной задачи - использования в хозяйственном обороте имущества путем его обособления и передачи в управление специально создаваемым юридическим лицам. Право оперативного управления предполагает использование имущества для достижения поставленных собственником целей и в соответствии с его заданиями. При этом минимизированы возможности по самостоятельному распоряжению юридическим лицом имуществом собственника. Ограничения, связанные с осуществлением правомочия распоряжения субъектами права оперативного управления закрепленным за ними имуществом, могут устанавливаться не только законом, но учредительным документом (уставом) организации.

2. П. 2 комментируемой статьи закрепляет право собственника на изъятие имущества у субъекта права оперативного управления. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имущество, приобретенное в результате разрешенной собственной деятельности, не может быть изъято на основании п. 2 комментируемой статьи (Определение ФАС МО от 2 октября 2001 г. по делу N КГ-А40/5447-01). Доказать, что имущество является излишним, должен его собственник. При установлении оснований для признания имущества излишним учитываются цели, для достижения которых предоставлено имущество, а также используется ли это имущество фактически и каким образом (см., например: Определение ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. N ВАС-14377/09). Не может служить основанием для изъятия имущества как излишнего передача этого имущества в пользование третьему лицу, к примеру, по договору аренды (Определение ВАС РФ от 31 марта 2008 г. N 3665/08).

Еще одним ограничением изъятия, прямо не предусмотренным законом, следует признать ситуацию, когда изъятие собственником имущества приведет к невозможности осуществления уставной деятельности. В этом случае должно быть принято решение о ликвидации организации.

 

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. П. 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом, осуществляется только с согласия собственника этого имущества. В статье не содержится специальных правил относительно выражения согласия на совершение распорядительных действий, соответственно, могут быть применены правила ст. 157.1 ГК о возможности выражения как предварительного согласия, так и последующего одобрения.

Абз. 2 п. 1 устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции - она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия (ст. 19 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Так, в отношении федеральных казенных предприятий действует Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий". Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

 

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Комментируемая статья определяет правомочия отдельных видов учреждений по распоряжению имуществом как закрепленным за соответствующими учреждениями, так полученным в результате осуществления разрешенной хозяйственной деятельности.

2. Исходя из п. 1 комментируемой статьи, частное учреждение полностью лишено правомочия распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником. Иной правовой режим имеют доходы, полученные частным учреждением от разрешенной учредительными документами хозяйственной деятельности - приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Однако это не означает возникновение отдельного вещного права на указанные доходы: они учитываются отдельно, но также являются объектами права оперативного управления частного учреждения.

3. Автономное учреждение вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, однако насколько свободно учреждение в осуществлении данного правомочия, зависит от вида (категории) имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено ФЗ от 3 ноября 2006 г. "Об автономных учреждениях".

Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.

4. Бюджетное учреждение имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Также, как и в случае с автономным учреждением, условия распоряжения зависят от вида (категории) имущества. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях от 12.01.1996).

Отличие от автономного учреждения в отношении правомочия распоряжения имуществом в том, что автономное учреждение не может распорядиться только недвижимым имуществом, переданным собственником или приобретенным за счет средств собственника, а бюджетное не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, независимо от источника приобретения - средства учредителя или собственные средства.

В отношении распоряжения доходами от приносящей деятельности действуют правила, аналогичные установленным для автономных учреждений (см. коммент. к п. 3).

5. Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Для признания движимого имущества особо ценным не требуется, чтобы уставная деятельность при отсутствии указанного имущества была абсолютно невозможной, достаточно наличия оснований предполагать, что она будет существенно затруднена. Недостаток данного критерия - в его оценочном характере, поскольку потребность учреждения в определенном имуществе не всегда очевидна, поэтому отнесение имущества к особо ценному по данному критерию может вызывать споры. Однако вероятность возникновения споров минимальна, поскольку решение об отнесении движимого имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным либо бюджетным учреждением или о выделении средств на приобретение такого имущества.

Установление порядка отнесения движимого имущества к особо ценному возложено на Правительство РФ (п. 11 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 3.2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Он установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".

Законодательством также определены органы, уполномоченные устанавливать перечни особо ценного движимого имущества для автономных и бюджетных учреждений.

Если согласно Закону об автономных учреждениях и Закону о некоммерческих организациях, критерием служит значимость имущества для осуществления уставной деятельности, то Постановление в качестве основного предусматривает стоимостной критерий.

Например, для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер стоимости особо ценного движимого имущества устанавливается федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Еще один критерий отнесения движимого имущества к особо ценному - специальный порядок отчуждения, установленный законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Непосредственно законом к данной категории отнесены музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

Поскольку суть ограничений на распоряжение имуществом автономного либо бюджетного учреждения - в сохранении возможности осуществления уставной деятельности, не может быть отнесено к особо ценному имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного (бюджетного) учреждения. Кроме того, режим особо ценного имущества не может быть распространен на имущество, приобретенное за счет собственных доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

6. Наименьший объем правомочий предоставлен законодательством казенным учреждениям. Они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Все операции такое учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны направляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК).

 

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. Указанные права возникают у предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Момент передачи имущества подтверждается актом приема-передачи. Поскольку указанные права являются вещными, право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия предприятия.

2. П. 2 комментируемой статьи определяет правила приобретения права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении плодов, продукции, доходов, а также иного имущества, которое поступает субъектам указанных прав по иным основаниям, нежели передача учредителем-собственником имущества предприятия или учреждения. На указанные случаи распространяются положения гл. 14 ГК о приобретении права собственности, поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление сходны.

3. Пункт 3 устанавливает, что прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности, то есть, на эти отношения распространяются правила гл.15 ГК. Кроме того, предусматривается специальное основание прекращения права оперативного управления - правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия или учреждения по решению собственника.

 

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. П. 1 комментируемой статьи определяет особенности права следования применительно к праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления унитарных предприятий. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления предприятия сохраняются, при условии, что:

- имеет место переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс;

- имущественный комплекс переходит иному публичному, но не частному, собственнику.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Представляется, что положение о переходе права собственности на учреждение не вполне корректно, поскольку учреждение является субъектом, а не объектом права, объектом же признается имущественный комплекс, на основе которого действует учреждение. В данном случае, в отличие от унитарного предприятия, действие правила о праве следования не ограничивается публичной собственностью, поскольку учреждения могут создаваться как публичными, так и частными собственниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.025 с.)