Вводное воспоминание об Иисусе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводное воспоминание об Иисусе



 

Как и в случае с Марком и Иоанном, вступление ЕФ дает ключ к пониманию его вести и образа Иисуса. Перед тем как перейти к первому речению, он коротко и информативно сообщает:

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома.8

Отметим ключевые слова.

 

• «Тайные слова» (а не просто «слова»). ЕФ хочет раскрыть тайное знание. Речь идет об учении, который поймет не всякий, а лишь тот, кто обладает умом и внимательностью. Это – учение для инсайдеров. (Предполагалось ли, что книгу будет читать лишь избранная элита, группа Фомы? Неизвестно.)

 

 

• «Иисус живой». Он не назван здесь ни Мессией, ни Сыном Божьим, ни вочеловечившимся Словом Божьим. Смысл не совсем понятен. Имеется ли в виду, что перед нами слова, сказанные после воскресения? Или Иисус осмыслен как тот, кто живет всегда и способен дать жизнь ученикам? Или то и другое сразу? Увы, автор не сообщает, когда Иисус говорил все эти вещи: в ходе своей проповеди или позже.

 

 

• «Дидим Иуда Фома». Его имя красноречиво, в отличие от имен канонических евангелистов. (Впрочем, ученые не думают, что его и впрямь так звали: он лишь так представляется.) Слово «Дидим означает «близнец» по‑гречески, а «Фома» – «близнец» по‑арамейски. Имя как таковое – Иуда. Но чей же он близнец? Согласно Евангелию от Марка, Иисус имел четырех братьев, один из которых носил имя Иуда (Мк 6:1–6). Согласно поздним преданиям, этот Иуда возглавил Церковь после смерти Иисуса и написал новозаветное Послание Иуды. Некоторые христиане древней Сирии считали его братом‑близнецом Иисуса. Это предание отражено, например, в знаменитых Деяниях Фомы, где Фома и Иисус похожи как две капли воды. (Интересно, как Иисус мог иметь брата‑близнеца и при этом быть рожденным от девы? Предания не делают попытки ответить на этот вопрос.)9

 

Логика атрибуции понятна: слова записаны братом‑близнецом Иисуса, – а кто лучше него мог знать тайные учения Иисуса!

А не зная их, не спасешь души. Взять хотя бы первое речение: «Тот, кто обретет истолкование этих слов, не вкусит смерти». На протяжении истории миллионы (миллиарды!) людей считали важным понять, чему учил Иисус. Но никто не придавал этому большее значение, чем автор ЕФ. Для него, понимание Иисусова учения – это путь (и быть может, единственный путь) к жизни вечной. Спасение обретается не через веру в девственное зачатие, смерть и воскресение Иисуса, и даже не через веру в его Богочеловечество. Необходимо правильно интерпретировать то, чему он учил.

Согласно синоптическим евангелиям, некоторые апостолы верили, что будут правителями в Царстве Божьем. Но для ЕФ будущее владычество суждено не одним лишь двенадцати ученикам. Да и не о должностях речь, а о владычестве, которое доступно всякому, кто ищет истолкования слов Иисуса, находит его, поражается ему, а затем восхищается им. Такие люди будут царствовать над всем. Второе речение гласит:

 

Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.

 

 

Истолкование тайных учений

 

Как мы уже сказали, целый ряд речений в ЕФ (около половины?) имеют параллели у синоптиков.10 Но есть и масса таких, которые совсем не похожи на речения из канонических евангелий. И во многом именно они создают концептуальную канву ЕФ. Они особенно важны для понимания того, что – согласно ЕФ – Иисус учил о мире, людях и пути спасения.

Часто встречается мотив, что материальный мир не благ, а мертв и безжизнен. Кто понимает, что есть мир сей, имеет шанс выбраться из него к жизни. Сказано:

 

Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп – мир недостоин его.

        (Речение 56)          

 

Коротко и ясно. В ЕФ этот мир не творение благого Бога (как в книге Бытие). Это глубоко ущербное место и настоящая ловушка для человеческих духов, которым не повезло в него попасть.

 

Иисус сказал: «Если плоть произошла ради духа, это – чудо. Если же дух ради тела, это – чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.

        (Речение 29)          

 

На первый взгляд, автор предлагает удивиться тому, что дух произошел ради тела. На самом деле все наоборот. С его точки зрения, удивительно, если бы плоть возникла ради духа. А вариант, что дух начал существовать ради плоти, – это уже не диво, а полная ерунда. Но великое богатство духа оказалось заключено в бедности материального мира.11

Но как это получилось? С точки зрения автора, человеческий дух сошел в материальный мир из более высокой и просветленной сферы:

 

Если вам говорят: «Откуда вы произошли?» – скажите им: «Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя, установил себя и открылся в их образе». Если вам говорят: «Кто вы?» – скажите: «Мы его дети, и мы избранные Отца живого». Если вас спрашивают: «Каков знак вашего Отца, который в вас?» – скажите им: «Это движение и покой».

        (Речение 50)          

 

Мы – дети Божьи, пришедшие от света. И мы оказались в капкане этой скудной сферы («трупа» мира). А первоначально были цельными существами, чистым духом. Лишь после того как мы сошли в эти ущербные тела, в нас появилась раздвоенность: мы стали плотью и духом.

 

В день, когда вы были одно, вы стали двое. Когда же вы становитесь двое, что вы будете делать?

        (Речение 11)          

 

Хороший вопрос! И впрямь, что же делать? Можно надеяться на возвращение к единству, к состоянию просветленного духа, избавленного от скудного материального мира.

В этом мире человеческий дух дезориентирован и сбит с толку, не способен к ясному видению, даже слеп. Он подобен горькому пьянице.

 

Иисус сказал: «Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются».

        (Речение 28)          

 

Человек должен осознать истину и выйти из летаргии, которую создает обитание в материальной сфере.

Это возможно лишь через тайное знание, которое дает Иисус. Но оно говорит о само познании: познании того, что ты приходишь в мир из просветленной сферы божественного. Не поняв этого, невозможно выбраться из плена в обители скудости.

 

Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность.

        (Речение 36)          

 

Итак, духи заключены в материальные узы тела. Осознавший это отринет плоть, пренебрежет телом и обретет спасение. Избавление от ненавистной материальной оболочки тела уподобляется тому, как дети скидывают одежды и топчут их:

 

Ученики его сказали: «В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя?» Иисус сказал: «Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда вы увидите сына Того, кто жив, и вы не будете бояться.

        (Речение 37)          

 

Но если плоть – капкан, из которого нужно вырваться, как же вести себя в мире? В ЕФ проглядывается позиция, типичная для античного антиматериализма: поскольку проблема состоит в теле, а жажда удовольствий заставляет потворствовать телу, необходимо самоотречение. Так можно избавить себя от привязанности к телу и к материальной сфере. Многие ученые считают ЕФ глубоко аскетическим текстом: текстом, который зовет читателей жертвовать телесными удовольствиями во имя освобождения духа из материального плена.

По‑видимому, так и есть. Согласно ЕФ, важно увидеть подлинное положение вещей и путь выхода из него. Поэтому неудивительно, что ЕФ снова и снова учит правильному знанию и пониманию (например, 1, 3, 5, 16, 18, 39, 46, 56, 67 и т. д.). Вы должны знать, кто вы и что есть мир. Нужная информация содержится в учениях Иисуса. И кто поймет их, «не вкусит смерти».

 

Община Фомы

 

Многие ученые пытались понять, какой была история общины Фомы. Но опять же, помимо самого текста, здесь почти не на что опереться. Отметим несколько моментов.

Подобно евангелистам Марку и Иоанну, автор ЕФ настроен негативно по отношению к иудаизму и еврейскому народу. Ни из чего не видно, что он или его община подвергаются активным гонениям, – прямого столкновения нет. Однако антагонизм ясен: автор высмеивает еврейские обычаи и призывает не следовать им. К примеру, ученики спрашивают, должно ли им поститься, молиться, давать милостыню и соблюдать пищевые запреты (речение 6). Ответ Иисуса звучит лишь в речении 8, поэтому некоторые учение думают, что эти речения некогда формировали единое целое. Но как бы то ни было, ответ ясен:

 

Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу. И если вы приходите в какую‑то землю и идете в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят.

        (Речение 14)          

 

Есть версия, что речение 27 содержит завуалированные нападки на институт субботы: сказано, что необходимо сделать «субботу субботой» (дать субботе покой, отказавшись от ее соблюдения?).12 Речение 53 критикует обрезание: будь обрезание полезно, Бог повелел бы мальчикам рождаться обрезанными!

Есть и нападки на еврейских вождей. Согласно речению 39, книжники и фарисеи взяли ключи знания, но и сами не вошли, и другим не позволили. Осуждаются и евреи в целом: «Они любят дерево, но ненавидят его плод, они любят плод, но ненавидят дерево» (речение 43). Иными словами, евреи не знают, что думать: не могут решить, что любить, а что ненавидеть. И у них нет знания. Но если подлинное знание – единственный путь к жизни вечной, то им не позавидуешь.

Община Фомы настроена против иудаизма и евреев. И это сказывается на ее памяти об учении Иисуса. Но она находится и в оппозиции к другим христианам и христианским общинам: в частности, к тем, кто считает, что Царство Божье будет реальным местом в этом мире (точка зрения, которую мы встречали в Евангелии от Марка). С места в карьер ЕФ высмеивает это понимание Царства как дремучее заблуждение буквалистов (речение 3). Мол, если христианские учителя полагают, будто Царство Божье придет в физическом смысле слова, где именно оно будет? В небе? Тогда птицы доберутся туда раньше людей. В море? Тогда людей обставят рыбы. На самом деле Царство есть внутренняя реальность. Оно пребывает в тех, кто осознал себя как «дети Отца живого». Царство уже распростерто по всей земле.

Нечто похожее мы находим под конец ЕФ, в предпоследнем речении.13 Ученики спрашивают Иисуса: «В какой день Царство приходит?» Опять же Иисус подчеркивает, что Царство не будет физической реальностью на земле. Оно уже присутствует, сокрытое от тех, кто не имеет знания. Учащие иному – лжеучителя. Но кто эти лжеучителя? Учителя других христианских общин.

Так что можно сказать об общине Фомы? Похоже, эти христиане не имели отношений с реальными евреями, каковых считали заблудшими и духовно неразвитыми невежами. Ни из чего не видно, что евреи представляли физическую угрозу общине. Но эта община вполне могла конфликтовать с другими христианами. Это объясняет, почему ЕФ снова и снова подчеркивает необходимость познать указанные в нем истины. Сторонники других точек зрения либо не имеют «тайных слов» Иисуса о необходимости бежать из плена материального мира, либо не понимают их. А члены общины Фомы, в отличие от марковской общины, не ждут, что спасение посетит сей мир. Это сильнее выражено, чем в Евангелии от Иоанна: ведь сказано, что из мира нужно спастись.

Но как спастись? Не через веру в то, что Иисус сошел с неба открыть истину об Отце. Согласно ЕФ, спасительны тайные слова Иисуса, который открыл истину о мире и нашем происхождении. Мы пришли извне и оказались уловлены в материальное существование, этот «труп», которому не ожить. Материальный мир не будет избавлен. И никогда не предполагалось, что он будет избавлен. От плоти нужно отречься и из мира нужно бежать, познав истину и отказавшись от потворства капризам тела. Лишь путем жертвы можно обрести Царство. Но это не жертва ради других, а не жертвование собственным комфортом. Те, кто будут жить подобным образом, познают во всей полноте тайные слова Иисуса и вернутся в духовную сферу, из которой пришли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.43 (0.016 с.)