Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 7. Правовая семья религиозного и традиционного права.
Исторические, социально-экономические и культурные предпосылки возникновения мусульманского права. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Основные мазхабы мусульманского права. Отрасли мусульманского права. Современное состояние мусульманского права. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Влияние английского общего права на индусское право. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле. Каноническое (церковное) право. Правовая система Ватикана.
Правовые системы стран Дальнего Востока. Особенности восточного правопонимания. Отличие китайской правовой концепции от западной. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. Общая характеристика традиционного китайского права. Правовая система КНР. История формирования японского права. Понятие гири. Рецепция европейского континентального права в Японии. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки. «Традиционное» и «новое» право в странах Африки.
Тема 8. Российская правовая система
Периодизация развития российской правовой системы. Особенности российской правовой культуры. Дореволюционное российское право и советское право: преемственность и разрыв. Идеологическая основа советского права. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья. Источники российского права. Тенденции развития современного российского законодательства. Соотношение российской правовой системы с правовыми системами постсоциалистического пространства.
Тема 9. Механизм сближения национальных правовых систем
Взаимодействие и сближение национальных правовых систем. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. Сближение национальных законодательств. Модельные законодательные акты. Унификация правовых норм.
Таблица 1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля для очной и заочной форм обучения (очная / заочная форма обучения)
Номер раздела, темы
| Наименование разделов, тем дисциплины
| Семестр
| Объём в часах по видам учебной работы
| Формы контроля успеваемости
| Всего
| Л
| ПЗ
| СРС
| 1.
| Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
| 2/2
| 7/10
| 1/0
| 2/0
| 4/10
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
| 2.
| Методология сравнительного правоведения
| 2/2
| 8/11
| 2/1
| 2/0
| 4/10
| Устный опрос, тест, эссе, доклад, самостоятельная работа
| 3.
| История сравнительного правоведения
| 2/2
| 7/11
| 0/0
| 4/1
| 4/10
| Устный опрос, тест, доклад
| 4.
| Понятие и классификация правовых систем современности
| 2/2
| 8/11
| 2/1
| 2/0
| 4/10
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
| 5.
| Общая характеристика романо-германской правовой семьи
| 2/2
| 9/12
| 1/0
| 4/1
| 4/11
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
| 6.
| Правовая семья общего права
| 2/2
| 9/12
| 1/0
| 4/1
| 4/11
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
| 7.
| Правовая семья религиозного и традиционного права.
| 2/2
| 9/12
| 1/0
| 4/1
| 4/11
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
| 8.
| Российская правовая система
| 2/2
| 6/10
| 0/0
| 2/0
| 4/10
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
| 9.
| Механизм сближения национальных правовых систем
| 2/2
| 9/10
| 1/0
| 3/0
| 4/10
| Устный опрос, тест, эссе, доклад
|
|
| Итого
| 72/99
| 9/2
| 27/4
| 36/93
|
|
Таблица 2. Лекции для очной и заочной форм обучения
№ п/п
| Тема лекции
| Содержание
| Кол-во часов (очная/заочная форма)
| 1.
| Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
| Цели и задачи изучения дисциплины. Предмет сравнительного правоведения. Место в системе юридических наук и юридического образования. Функции сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.
| 1/0
| 2.
| Методология сравнительного правоведения
| Теория сравнительно-правового метода. Общие правила сравнительно-правового анализа. Методика сравнительного анализа законодательства. Виды сравнительных исследований.
| 2/1
| 3.
| Понятие и классификация правовых систем современности
| Понятие правовой системы и правовой семьи, правовой карты мира. Этапы формирования правовой карты мира. Соотношение национального и мирового правового развития. Общеправовые тенденции развития. Национально-государственные различия в праве. Теоретическая и практическая необходимость классификации национальных правовых систем и проблемы выбора ее критериев. Относительный характер классификации национальных правовых систем.
| 2/1
| 4.
| Общая характеристика романо-германской правовой семьи
| Предпосылки возникновения романо-германской семьи. Понятие, история формирование и распространение романо-германской правовой семьи. Основные различия между французской и германской правовыми группами. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Латинской Америки.
| 1/0
| 5.
| Правовая семья общего права
| Предпосылки возникновения английского общего права. История формирования англосаксонской правовой семьи. Структура, источники и основные группы английского общего права. Характерные черты английского общего права. Особенности права США. Правовые системы стран Содружества.
| 1/0
| 6.
| Правовая семья религиозного и традиционного права.
| Предпосылки возникновения мусульманского права. Мусульманское право: история, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники. Каноническое (церковное) право. Правовая система Ватикана.
Правовые системы стран Дальнего Востока. Особенности восточного правопонимания. Специфика права стран Африки. «Традиционное» и «новое» право в странах Африки.
| 1/0
| 7.
| Российская правовая система
| Периодизация развития российской правовой системы. Особенности российской правовой культуры. Дореволюционное российское право и советское право. Эволюция советского права. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья.
| 0/0
| 8.
| Механизм сближения национальных правовых систем
| Взаимодействие и сближение национальных правовых систем. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. Сближение национальных законодательств. Модельные законодательные акты. Унификация правовых норм. Международно-правовая помощь.
| 1/0
|
|
| Итого
| 9/2
|
Таблица 3. Практические занятия для очной и заочной форм обучения
№ ПЗ
| № раздела или темы
| Наименование и краткое содержание занятия
| Цель и характер занятия
| Кол-во часов (очно /заочно)
| Литература и/или электр. источник (номер в списке)
| 1
| 1
| Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
1. Предмет сравнительного правоведения. 2. Функции сравнительного правоведения.
3. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук и юридического образования. 4. Структура сравнительного правоведения.
5. Цели и объекты сравнительного правоведения.
6. Сравнительное правоведение и международное право.
| Знать предмет, функции и особенности дисциплинарного статуса сравнительного правоведения. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями.
| 2/0
| Осн. – 1,3-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18,22-24,28,34,36
| 2
| 2
| Методология сравнительного правоведения.
1. Сравнительно-правовой метод как частнонаучный метод юридической науки.
2. Общие правила сравнительно-правового анализа.
3. Виды сравнительных правовых исследований.
| Знать теорию сравнительно-правового метода. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами.
| 2/0
| Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18, 22-24,28,34, 36
| 3-4
| 3
| История сравнительного правоведения.
1. Сравнительный метод исследования в античном, средневековом правоведении и юриспруденции Нового времени.
2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Оформление сравнительного правоведения как научной дисциплины в ХIХ-ХХ веках.
3. Современное состояние сравнительного правоведения.
| Знать содержание основных этапов становления и развития сравнительного правоведения. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями.
| 4/1
| Осн. – 3-5; доп. – 3,5,28,33-35
| 5
| 4
| Понятие и классификация правовых систем современности.
1. Понятие правовой системы и правовой семьи, правовой карты мира.
2. Соотношение национального и мирового правового развития.
3. Общеправовые тенденции развития.
4. Критерии классификации правовых систем.
| Знать основные подходы к классификация правовых систем.
Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями.
| 2/0
| Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 11,17,22,23,24,29,34-36
| 6-7
| 5
| Общая характеристика романо-германской правовой семьи.
1. Предпосылки возникновения романо-германской семьи.
2. Понятие, история формирования и распространение романо-германской правовой семьи.
3. Система и источники права.
4. Судебная организация и процесс.
5. Юридическая профессия и юридическое образование.
6. Различия между французской и германской правовыми группами.
7. Правовые системы Скандинавских стран.
8. Правовые системы Латинской Америки.
9. Тенденции развития.
| Знать общую характеристику романо-германской правовой семьи. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами.
| 4/1
| Осн. – 3-5; доп. – 1-3,5,6,9, 16-19,21-23,25,28,29,34-38
| 8-9
| 6
| Правовая семья общего права.
1. Предпосылки возникновения семьи общего права.
2. Понятие, история формирования и распространение семьи общего права.
3. Система и источники права.
4. Судебная организация и процесс.
5. Юридическая профессия и юридическое образование.
6. Правовая система Шотландии.
7. Особенности права США.
8. Правовые системы стран Содружества.
9. Тенденции к сближению стран романо-германской и англосаксонской правовых семей.
| Знать общую характеристику семьи общего права. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами.
| 4/1
| Осн. – 3-5; доп. – 1-7,16-19,21-23,25-29,34-38
| 10-11
| 7
| Правовая семья религиозного и традиционного права.
1. Предпосылки возникновения мусульманского права.
2. Мусульманское право: история формирования, источники права, распространение.
3. Отрасли мусульманского права.
4. Современное состояние мусульманского права.
5. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.
6. Иудейское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.
7. Каноническое (церковное) право. Правовая система Ватикана.
8. Правовые системы стран Дальнего Востока.
9. Особенности восточного правопонимания.
10.Общая характеристика традиционного китайского права.
11. Особенности и современное состояние японского права.
12. Особенности права стран Африки. Традиционное и «новое» право.
| Знать общую характеристику религиозной и традиционной правовых семей. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами.
| 4/1
| Осн. – 3-5; доп. – 3,5,16-18,22,23,25,28,29,32,34,36,38
| 12
| 8
| Российская правовая система.
1. Периодизация развития российской правовой системы.
2. Особенности российской правовой культуры.
3. Дореволюционное российское право.
4. Советское право.
5. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья.
6. Источники российского права.
7. Тенденции развития современного российского законодательства.
| Знать общую характеристику отечественной правовой системы, ее место на правовой карте мира. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами.
| 2/0
| Осн. – 2-5; доп. – 5,8, 15-22-25,28-31, 34-38
| 13-14
| 9
| Механизм сближения национальных правовых систем.
1. Предотвращение и разрешение юридических коллизий.
2. Сближение национальных законодательств.
3. Модельные законодательные акты.
4. Унификация правовых норм.
5. Международно-правовая помощь.
| Знать механизм сближения национальных правовых систем. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами.
| 3/0
| Осн. – 3-5; доп. – 3,5,10, 12,15,16,18,22-24,28,34
|
|
|
| Итого
| 27/4
|
| Таблица 4. Самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения
Номер раздела или темы
| Тема СРС
| Кол-во часов
(очная/заочная форма)
| Литература и/или электр. источник (номер в списке)
| Формы контроля успеваемости
| 1.
| Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
| 4/10
| Осн. – 1,3-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18,22-24,28,34,36
| Тест
| 2.
| Методология сравнительного правоведения
| 4/10
| Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18, 22-24,28,34, 36
| Тест
| 3.
| История сравнительного правоведения
| 4/10
| Осн. – 3-5; доп. – 3,5,28,33-35
| Тест
| 4.
| Понятие и классификация правовых систем современности
| 4/10
| Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 11,17,22,23,24,29,34-36
| Тест
| 5.
| Общая характеристика романо-германской правовой семьи
| 4/11
| Осн. – 3-5; доп. – 1-3,5,6,9, 16-19,21-23,25,28,29,34-38
| Тест
| 6.
| Правовая семья общего права
| 4/11
| Осн. – 3-5; доп. – 1-7,16-19,21-23,25-29,34-38
| Тест
| 7.
| Правовая семья религиозного и традиционного права
| 4/11
| Осн. – 3-5; доп. – 3,5,16-18,22,23,25,28,29,32,34,36,38
| Тест
| 8.
| Российская правовая система
| 4/10
| Осн. – 2-5; доп. – 5,8, 15-22-25,28-31, 34-38
| Тест
| 9.
| Механизм сближения национальных правовых систем
| 4/10
| Осн. – 3-5; доп. – 3,5,10, 12,15,16,18,22-24,28,34
| Тест
|
| Итого
| 36/93
|
|
|
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
1. Примерные темы рефератов и докладов, эссе, курсовых работ по дисциплине «Сравнительное правоведение» (РПД дисциплины «Сравнительное правоведение» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317. Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru).
2. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям и выполнению курсовых работ по дисциплине «Сравнительное правоведение» (РПД дисциплины «Сравнительное правоведение» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317. Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru).
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
|