Тема 7. Правовая семья религиозного и традиционного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Правовая семья религиозного и традиционного права.



Исторические, социально-экономические и культурные предпосылки возникновения мусульманского права. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Основные мазхабы мусульманского права. Отрасли мусульманского права. Современное состояние мусульманского права. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Влияние английского общего права на индусское право. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле. Каноническое (цер­ковное) право. Правовая система Ватикана.

Правовые системы стран Дальнего Востока. Особенности восточного правопонимания. Отличие китайской правовой концепции от западной. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. Общая характеристика традиционного китайского права. Правовая система КНР. История формирования японского права. Понятие гири. Рецепция европейского континентального права в Японии. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки. «Традиционное» и «новое» право в странах Африки.

 

Тема 8. Российская правовая система

Периодизация развития российской правовой сис­темы. Особенности российской правовой культуры. Дореволюционное российское право и советское право: преемственность и разрыв. Идеологическая основа советского права. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья. Источники российского права. Тенденции развития современного российского законодательства. Соотношение российской правовой системы с правовыми системами постсоциалистического пространства.

 

Тема 9. Механизм сближения национальных правовых систем

Взаимодействие и сближение национальных правовых систем. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. Сближение национальных законодательств. Модельные законодательные акты. Унификация правовых норм.

 

Таблица 1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля для очной и заочной форм обучения (очная / заочная форма обучения)

Номер раздела, темы

Наименование разделов, тем дисциплины

Семестр

Объём в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего Л ПЗ СРС
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина 2/2 7/10 1/0 2/0 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
2. Методология сравнительного правоведения 2/2 8/11 2/1 2/0 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад, самостоятельная работа
3. История сравнительного правоведения 2/2 7/11 0/0 4/1 4/10 Устный опрос, тест, доклад
4. Понятие и классификация правовых систем современности 2/2 8/11 2/1 2/0 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
5. Общая характеристика романо-германской правовой семьи 2/2 9/12 1/0 4/1 4/11 Устный опрос, тест, эссе, доклад
6. Правовая семья общего права 2/2 9/12 1/0 4/1 4/11 Устный опрос, тест, эссе, доклад
7. Правовая семья религиозного и традиционного права. 2/2 9/12 1/0 4/1 4/11 Устный опрос, тест, эссе, доклад
8. Российская правовая система 2/2 6/10 0/0 2/0 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
9. Механизм сближения национальных правовых систем 2/2 9/10 1/0 3/0 4/10 Устный опрос, тест, эссе, доклад
    Итого 72/99 9/2 27/4 36/93  

 

Таблица 2. Лекции для очной и заочной форм обучения

№ п/п Тема лекции Содержание Кол-во часов (очная/заочная форма)
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина Цели и задачи изучения дисциплины. Предмет сравнительного правоведения. Место в системе юридических наук и юридического образования. Функции сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения. 1/0
2. Методология сравнительного правоведения Теория сравнительно-правового метода. Общие правила сравнительно-правового анализа. Методика сравнительного анализа законодательства. Виды сравнительных исследований. 2/1
3. Понятие и классификация правовых систем современности Понятие правовой системы и правовой семьи, правовой карты мира. Этапы формирования правовой карты мира. Соотношение национального и мирового правового развития. Общеправовые тенденции развития. Национально-государственные различия в праве. Теоретическая и практическая необходимость классификации национальных правовых систем и проблемы выбора ее критериев. Относительный характер классификации национальных правовых систем. 2/1
4. Общая характеристика романо-германской правовой семьи Предпосылки возникновения романо-германской семьи. Понятие, история формирование и распространение романо-германской правовой семьи. Основные различия между французской и германской правовыми группами. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Латинской Америки. 1/0
5. Правовая семья общего права Предпосылки возникновения английского общего права. История формирования англосаксонской правовой семьи. Структура, источники и основные группы английского общего права. Характерные черты английского общего права. Особенности права США. Правовые системы стран Содружества. 1/0
6. Правовая семья религиозного и традиционного права. Предпосылки возникновения мусульманского права. Мусульманское право: история, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники. Каноническое (цер­ковное) право. Правовая система Ватикана. Правовые системы стран Дальнего Востока. Особенности восточного правопонимания. Специфика права стран Африки. «Традиционное» и «новое» право в странах Африки. 1/0
7. Российская правовая система Периодизация развития российской правовой сис­темы. Особенности российской правовой культуры. Дореволюционное российское право и советское право. Эволюция советского права. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья. 0/0
8. Механизм сближения национальных правовых систем Взаимодействие и сближение национальных правовых систем. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. Сближение национальных законодательств. Модельные законодательные акты. Унификация правовых норм. Международно-правовая помощь. 1/0
    Итого 9/2

Таблица 3. Практические занятия для очной и заочной форм обучения

№ ПЗ № раздела или темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Кол-во часов (очно /заочно)   Литература и/или электр. источник (номер в списке)
1 1 Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина. 1. Предмет сравнительного правоведения. 2. Функции сравнительного правоведения. 3. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук и юридического образования. 4. Структура сравнительного правоведения. 5. Цели и объекты сравнительного правоведения. 6. Сравнительное правоведение и международное право. Знать предмет, функции и особенности дисциплинарного статуса сравнительного правоведения. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. 2/0 Осн. – 1,3-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18,22-24,28,34,36
2 2 Методология сравнительного правоведения. 1. Сравнительно-правовой метод как частнонаучный метод юридической науки. 2. Общие правила сравнительно-правового анализа. 3. Виды сравнительных правовых исследований. Знать теорию сравнительно-правового метода. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 2/0 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18, 22-24,28,34, 36
3-4 3 История сравнительного правоведения. 1. Сравнительный метод исследования в античном, средневековом правоведении и юриспруденции Нового времени. 2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Оформление сравнительного правоведения как научной дисциплины в ХIХ-ХХ веках. 3. Современное состояние сравнительного правоведения. Знать содержание основных этапов становления и развития сравнительного правоведения. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,28,33-35
5 4 Понятие и классификация правовых систем современности. 1. Понятие правовой системы и правовой семьи, правовой карты мира. 2. Соотношение национального и мирового правового развития. 3. Общеправовые тенденции развития. 4. Критерии классификации правовых систем. Знать основные подходы к классификация правовых систем. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. 2/0 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 11,17,22,23,24,29,34-36
6-7 5 Общая характеристика романо-германской правовой семьи. 1. Предпосылки возникновения романо-германской семьи. 2. Понятие, история формирования и распространение романо-германской правовой семьи. 3. Система и источники права. 4. Судебная организация и процесс. 5. Юридическая профессия и юридическое образование. 6. Различия между французской и германской правовыми группами. 7. Правовые системы Скандинавских стран. 8. Правовые системы Латинской Америки. 9. Тенденции развития.   Знать общую характеристику романо-германской правовой семьи. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 1-3,5,6,9, 16-19,21-23,25,28,29,34-38
8-9 6 Правовая семья общего права. 1. Предпосылки возникновения семьи общего права. 2. Понятие, история формирования и распространение семьи общего права. 3. Система и источники права. 4. Судебная организация и процесс. 5. Юридическая профессия и юридическое образование. 6. Правовая система Шотландии. 7. Особенности права США. 8. Правовые системы стран Содружества. 9. Тенденции к сближению стран романо-германской и англосаксонской правовых семей. Знать общую характеристику семьи общего права. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 1-7,16-19,21-23,25-29,34-38
10-11 7 Правовая семья религиозного и традиционного права. 1. Предпосылки возникновения мусульманского права. 2. Мусульманское право: история формирования, источники права, распространение. 3. Отрасли мусульманского права. 4. Современное состояние мусульманского права. 5. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 6. Иудейское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 7. Каноническое (цер­ковное) право. Правовая система Ватикана. 8. Правовые системы стран Дальнего Востока. 9. Особенности восточного правопонимания. 10.Общая характеристика традиционного китайского права. 11. Особенности и современное состояние японского права. 12. Особенности права стран Африки. Традиционное и «новое» право. Знать общую характеристику религиозной и традиционной правовых семей. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,16-18,22,23,25,28,29,32,34,36,38
12 8 Российская правовая система. 1. Периодизация развития российской правовой сис­темы. 2. Особенности российской правовой культуры. 3. Дореволюционное российское право. 4. Советское право. 5. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья. 6. Источники российского права. 7. Тенденции развития современного российского законодательства. Знать общую характеристику отечественной правовой системы, ее место на правовой карте мира. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 2/0 Осн. – 2-5; доп. – 5,8, 15-22-25,28-31, 34-38
13-14 9 Механизм сближения национальных правовых систем. 1. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. 2. Сближение национальных законодательств. 3. Модельные законодательные акты. 4. Унификация правовых норм. 5. Международно-правовая помощь. Знать механизм сближения национальных правовых систем. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 3/0 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,10, 12,15,16,18,22-24,28,34
      Итого 27/4  

Таблица 4. Самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения

Номер раздела или темы Тема СРС Кол-во часов (очная/заочная форма) Литература и/или электр. источник (номер в списке) Формы контроля успеваемости
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина 4/10 Осн. – 1,3-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18,22-24,28,34,36 Тест
2. Методология сравнительного правоведения 4/10 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18, 22-24,28,34, 36 Тест
3. История сравнительного правоведения 4/10 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,28,33-35 Тест
4. Понятие и классификация правовых систем современности 4/10 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 11,17,22,23,24,29,34-36 Тест
5. Общая характеристика романо-германской правовой семьи 4/11 Осн. – 3-5; доп. – 1-3,5,6,9, 16-19,21-23,25,28,29,34-38 Тест
6. Правовая семья общего права 4/11 Осн. – 3-5; доп. – 1-7,16-19,21-23,25-29,34-38 Тест
7. Правовая семья религиозного и традиционного права 4/11 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,16-18,22,23,25,28,29,32,34,36,38 Тест
8. Российская правовая система 4/10 Осн. – 2-5; доп. – 5,8, 15-22-25,28-31, 34-38 Тест
9. Механизм сближения национальных правовых систем 4/10 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,10, 12,15,16,18,22-24,28,34 Тест
  Итого 36/93    

 

 

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Примерные темы рефератов и докладов, эссе, курсовых работ по дисциплине «Сравнительное правоведение» (РПД дисциплины «Сравнительное правоведение» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317. Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru).

2. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям  и выполнению курсовых работ по дисциплине «Сравнительное правоведение» (РПД дисциплины «Сравнительное правоведение» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317. Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru).

 

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

 

 

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.022 с.)