Тема 2. Методология сравнительного правоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методология сравнительного правоведения



СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

 

Направление подготовки (специальность)

 

 40.04.01 Юриспруденция

 

Направленность (профиль)

Магистерские программы:

«Юрист в органах власти»,

 «Гражданское право. Коммерческое право»,

«Уголовное право. Уголовно-исполнительное право. Криминология»,

«Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза»

 

Присваиваемая квалификация (степень)

Магистр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Челябинск 2017 г.

 

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Учёным советом Института права

                                                                                                                                     

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 20___г.

 

Председатель Учёного совета

Института права                       _________  В.В. Киреев

 

Секретарь Учёного совета

Института права                       _________    Л.А. Косенко

 

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой теории и истории государства и права

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 20___г.

 

Заведующий кафедрой   ______________ Р.И. Байгутлин

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 – Юриспруденция, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

 

 

Автор (составитель)              _____________   А.Н. Федоров

 

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 

Начальник управления

образовательной политики  ____________  С.П. Еремеева

«____»__________ 20___г.

           


Содержание

1. Вводная часть 4
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 4
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся 6
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 6
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 16
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 17
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 35
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 37
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 38
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 42
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 42
10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа 43

Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Целью изучения учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» является формирование содержательного представления о сравнительном правоведении, понимании его значения для теоретической и практической юриспруденции. Учебная дисциплина ориентирована на ознакомление студентов с основным содержанием сравнительного правоведения, усвоение знаний о возникновении, развитии функционировании и взаимодействии национальных правовых систем государств, их объединении в правовые семьи; об особенностях этих процессов в условиях расширяющихся межгосударственных и международных связей.

Задачи учебной дисциплины:

- изучение предмета и методов, используемых в сравнительном правоведении, его основных понятий и категорий;

- изучение истории становления и развития сравнительного правоведения;

- усвоение места и роли сравнительного правоведения в современной теоретической и прикладной юриспруденции;

- формирование представления о национальных правовых системах, правовых семьях, правовой карте современного мира;

- выявление тенденций развития основных правовых систем и семей, механизмов их взаимовлияния и сближения;

- ознакомление с правилами применения сравнительно-правового метода, методикой сравнительного анализа законодательства и иных правовых явлений;

- формирование умений и навыков работы с источниками, научной, учебной и учебно-методической литературой, обобщения материалов юридической и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных;

- закрепление умения ясно выражать и аргументировать свою позицию по политико-правовой и общественной проблематике.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.

Учебная дисциплина «Сравнительное правоведение» (М.2.Б.3.) относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана образовательной программы.

Изучение учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» предполагает знание философии права, истории и методологии юридической науки, истории политических и правовых учений.

Дисциплина «Сравнительное правоведение» предшествует изучению актуальных проблем отраслевой науки (в соответствии с реализуемыми магистерскими программами). Это способствует получению более полных и комплексных знаний о зарубежном и отечественном праве, их взаимосвязи и взаимодействии.

Взаимосвязь дисциплины «Сравнительное правоведение» с другими дисциплинами.

 

 

Взаимосвязь Цикл, индекс Дисциплины Семестр
Предшествующие дисциплины М.1.Б.1. М.2.Б.1.   М.2.Б.2. Философия права. История политических и правовых учений. История и методология юридической науки. 1 1   1
Последующие дисциплины М.2.Б.4.   Актуальные проблемы отраслевой науки (в соответствии с реализуемыми магистерскими программами) 3

 

Дисциплина «Сравнительное правоведение» изучается студентами очной формы обучения на 1 курсе во 2 семестре, студентами заочной формы обучения – на 2 курсе в 4 семестре.

 

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате освоения образовательной программы магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Сравнительное правоведение»:

           

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП. Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Знать: – специфику и основные этапы научного исследования; – основные научные методы. Уметь: – осуществлять научное исследование; – применять основные методы научного познания. Владеть: – навыками анализа и синтеза.
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права. Знать: – основные категории и понятия сравнительного правоведения; – особенности системы права, источников права, основных правовых институтов государств, правовые системы которых принадлежат романо-германской, англо-саксонской и религиозно-традиционной правовым семьям; – понятие и содержание сравнительно-правового метода, его место в методологии юридической науки, область применения, уровни и виды сравнительно-правового исследования, принципы и этапы его подготовки и проведения. Уметь: – аргументировано обосновывать свою точку зрения относительно сходств и различий правовых явлений различных правовых систем и семей; – методически грамотно осуществлять сравнительно-правовые исследования. Владеть: – навыками описания объекта и предмета, цели и задач, определения плана и методики сравнительно-правового исследования, критериев и показателей сравнения правовых явлений; – навыками применения сравнительно-правового метода.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

Объем дисциплины

Всего часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины 3 з.е. / 108 ч. 3 з.е. / 108 ч.
Контактная работа обучающегося с преподавателем (всего) 54 ч. 10 ч.
в том числе, аудиторная работа (всего): 54 ч. 10 ч.
Лекции 9 ч. 2 ч.
Семинары, практические занятия 45 ч. 8 ч.
Внеаудиторная работа (всего): - -
курсовая работа 2 семестр 4 семестр
индивидуальные консультации - -
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 18 ч. 89 ч.
Вид промежуточной аттестации обучающихся – экзамен 36 ч./ 2 семестр 9 ч./ 4 семестр

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины:

 

Тема 1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина

Цели и задачи изучения дисциплины. Определение сравнительного правоведения как самостоятельной научной и учебной дисциплины. Предмет сравнительного правоведения. Место в системе юридических наук и юридического образования, взаимосвязь с теорией государства и права, философией права, юридической антропологией, социологией права, историей государства и права, другими юридическими науками. Сравнительное правоведение и сравнительная политология. Цели и объекты сравнительного правоведения. Значение сравнительного правоведения, его функции. Сфера применения сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение и международное право. Международная унификация права. Общая и особенная части сравнительного правоведения. Источниковая база дисциплины.

 

Таблица 2. Лекции для очной и заочной форм обучения

№ п/п Тема лекции Содержание Кол-во часов (очная/заочная форма)
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина Цели и задачи изучения дисциплины. Предмет сравнительного правоведения. Место в системе юридических наук и юридического образования. Функции сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения. 1/0
2. Методология сравнительного правоведения Теория сравнительно-правового метода. Общие правила сравнительно-правового анализа. Методика сравнительного анализа законодательства. Виды сравнительных исследований. 2/1
3. Понятие и классификация правовых систем современности Понятие правовой системы и правовой семьи, правовой карты мира. Этапы формирования правовой карты мира. Соотношение национального и мирового правового развития. Общеправовые тенденции развития. Национально-государственные различия в праве. Теоретическая и практическая необходимость классификации национальных правовых систем и проблемы выбора ее критериев. Относительный характер классификации национальных правовых систем. 2/1
4. Общая характеристика романо-германской правовой семьи Предпосылки возникновения романо-германской семьи. Понятие, история формирование и распространение романо-германской правовой семьи. Основные различия между французской и германской правовыми группами. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Латинской Америки. 1/0
5. Правовая семья общего права Предпосылки возникновения английского общего права. История формирования англосаксонской правовой семьи. Структура, источники и основные группы английского общего права. Характерные черты английского общего права. Особенности права США. Правовые системы стран Содружества. 1/0
6. Правовая семья религиозного и традиционного права. Предпосылки возникновения мусульманского права. Мусульманское право: история, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники. Каноническое (цер­ковное) право. Правовая система Ватикана. Правовые системы стран Дальнего Востока. Особенности восточного правопонимания. Специфика права стран Африки. «Традиционное» и «новое» право в странах Африки. 1/0
7. Российская правовая система Периодизация развития российской правовой сис­темы. Особенности российской правовой культуры. Дореволюционное российское право и советское право. Эволюция советского права. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья. 0/0
8. Механизм сближения национальных правовых систем Взаимодействие и сближение национальных правовых систем. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. Сближение национальных законодательств. Модельные законодательные акты. Унификация правовых норм. Международно-правовая помощь. 1/0
    Итого 9/2

Таблица 3. Практические занятия для очной и заочной форм обучения

№ ПЗ № раздела или темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Кол-во часов (очно /заочно)   Литература и/или электр. источник (номер в списке)
1 1 Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина. 1. Предмет сравнительного правоведения. 2. Функции сравнительного правоведения. 3. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук и юридического образования. 4. Структура сравнительного правоведения. 5. Цели и объекты сравнительного правоведения. 6. Сравнительное правоведение и международное право. Знать предмет, функции и особенности дисциплинарного статуса сравнительного правоведения. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. 2/0 Осн. – 1,3-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18,22-24,28,34,36
2 2 Методология сравнительного правоведения. 1. Сравнительно-правовой метод как частнонаучный метод юридической науки. 2. Общие правила сравнительно-правового анализа. 3. Виды сравнительных правовых исследований. Знать теорию сравнительно-правового метода. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 2/0 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18, 22-24,28,34, 36
3-4 3 История сравнительного правоведения. 1. Сравнительный метод исследования в античном, средневековом правоведении и юриспруденции Нового времени. 2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Оформление сравнительного правоведения как научной дисциплины в ХIХ-ХХ веках. 3. Современное состояние сравнительного правоведения. Знать содержание основных этапов становления и развития сравнительного правоведения. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,28,33-35
5 4 Понятие и классификация правовых систем современности. 1. Понятие правовой системы и правовой семьи, правовой карты мира. 2. Соотношение национального и мирового правового развития. 3. Общеправовые тенденции развития. 4. Критерии классификации правовых систем. Знать основные подходы к классификация правовых систем. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. 2/0 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 11,17,22,23,24,29,34-36
6-7 5 Общая характеристика романо-германской правовой семьи. 1. Предпосылки возникновения романо-германской семьи. 2. Понятие, история формирования и распространение романо-германской правовой семьи. 3. Система и источники права. 4. Судебная организация и процесс. 5. Юридическая профессия и юридическое образование. 6. Различия между французской и германской правовыми группами. 7. Правовые системы Скандинавских стран. 8. Правовые системы Латинской Америки. 9. Тенденции развития.   Знать общую характеристику романо-германской правовой семьи. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 1-3,5,6,9, 16-19,21-23,25,28,29,34-38
8-9 6 Правовая семья общего права. 1. Предпосылки возникновения семьи общего права. 2. Понятие, история формирования и распространение семьи общего права. 3. Система и источники права. 4. Судебная организация и процесс. 5. Юридическая профессия и юридическое образование. 6. Правовая система Шотландии. 7. Особенности права США. 8. Правовые системы стран Содружества. 9. Тенденции к сближению стран романо-германской и англосаксонской правовых семей. Знать общую характеристику семьи общего права. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 1-7,16-19,21-23,25-29,34-38
10-11 7 Правовая семья религиозного и традиционного права. 1. Предпосылки возникновения мусульманского права. 2. Мусульманское право: история формирования, источники права, распространение. 3. Отрасли мусульманского права. 4. Современное состояние мусульманского права. 5. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 6. Иудейское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 7. Каноническое (цер­ковное) право. Правовая система Ватикана. 8. Правовые системы стран Дальнего Востока. 9. Особенности восточного правопонимания. 10.Общая характеристика традиционного китайского права. 11. Особенности и современное состояние японского права. 12. Особенности права стран Африки. Традиционное и «новое» право. Знать общую характеристику религиозной и традиционной правовых семей. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 4/1 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,16-18,22,23,25,28,29,32,34,36,38
12 8 Российская правовая система. 1. Периодизация развития российской правовой сис­темы. 2. Особенности российской правовой культуры. 3. Дореволюционное российское право. 4. Советское право. 5. Современная правовая система России и романо-германская правовая семья. 6. Источники российского права. 7. Тенденции развития современного российского законодательства. Знать общую характеристику отечественной правовой системы, ее место на правовой карте мира. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 2/0 Осн. – 2-5; доп. – 5,8, 15-22-25,28-31, 34-38
13-14 9 Механизм сближения национальных правовых систем. 1. Предотвращение и разрешение юридических коллизий. 2. Сближение национальных законодательств. 3. Модельные законодательные акты. 4. Унификация правовых норм. 5. Международно-правовая помощь. Знать механизм сближения национальных правовых систем. Уметь оперировать компаративистскими понятиями и категориями. Владеть навыками работы с правовыми актами. 3/0 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,10, 12,15,16,18,22-24,28,34
      Итого 27/4  

Таблица 4. Самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения

Номер раздела или темы Тема СРС Кол-во часов (очная/заочная форма) Литература и/или электр. источник (номер в списке) Формы контроля успеваемости
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина 4/10 Осн. – 1,3-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18,22-24,28,34,36 Тест
2. Методология сравнительного правоведения 4/10 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 13,17,18, 22-24,28,34, 36 Тест
3. История сравнительного правоведения 4/10 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,28,33-35 Тест
4. Понятие и классификация правовых систем современности 4/10 Осн. – 1-5; доп. – 3,5,8, 11,17,22,23,24,29,34-36 Тест
5. Общая характеристика романо-германской правовой семьи 4/11 Осн. – 3-5; доп. – 1-3,5,6,9, 16-19,21-23,25,28,29,34-38 Тест
6. Правовая семья общего права 4/11 Осн. – 3-5; доп. – 1-7,16-19,21-23,25-29,34-38 Тест
7. Правовая семья религиозного и традиционного права 4/11 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,16-18,22,23,25,28,29,32,34,36,38 Тест
8. Российская правовая система 4/10 Осн. – 2-5; доп. – 5,8, 15-22-25,28-31, 34-38 Тест
9. Механизм сближения национальных правовых систем 4/10 Осн. – 3-5; доп. – 3,5,10, 12,15,16,18,22-24,28,34 Тест
  Итого 36/93    

 

 

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Примерные темы рефератов и докладов, эссе, курсовых работ по дисциплине «Сравнительное правоведение» (РПД дисциплины «Сравнительное правоведение» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317. Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru).

2. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям  и выполнению курсовых работ по дисциплине «Сравнительное правоведение» (РПД дисциплины «Сравнительное правоведение» – хранится на кафедре теории и истории государства и права ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 317. Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru).

 

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

 

 

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Вопросы к экзамену

1. Понятие и функции сравнительного правоведения.

2. Объект и предмет сравнительного правоведения.

3. Соотношение сравнительного права и сравнительно-правового метода.

4. Методология сравнительного правоведения.

5. Аксиомы и общие правила сравнительно-правового анализа.

6. Формы сравнения.

7. Формирование и развитие представлений о сравнительном правоведении.

8. Сравнительное правоведение в России.

9. Сравнительное правоведение Германии.

10. Французская школа сравнительного законодательства.

11. Сравнительное правоведение США.

12. Сравнительное правоведение Англии.

13. Использование результатов сравнительно-правовых исследований.

14. Сравнительное правоведение и международное право.

15. Правовая система как основное понятие сравнительного правоведения.

16. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения.

17. Основные критерии классификации правовых систем.

18. История формирования романо-германской правовой семьи.

19. Роль рецепции римского права в становлении романо-германской правовой семьи.

20. Общая характеристика современного состояния романо-германской правовой семьи.

21. Источники романо-германского права: понятие, виды.

22. Структура романо-германского права.

23. Основные различия между романским и германским правом.

24. Правовые системы Скандинавских стран.

25. Правовые системы стран Латинской Америки.

26. История становления и развития англосаксонской правовой семьи.

27. Понятие и предпосылки возникновения общего права и права справедливости.

28. Источники англосаксонского права: понятие виды.

29. Структура английского права.

30. Основные институты английского права.

31. Особенности правовой системы Шотландии.

32. Особенности правовой системы США.

33. Источники права США.

34. Соотношение федерального права США и права штатов.

35. Конституционный надзор в США.

36. Правовые системы стран Британского Содружества.

37. Тенденции к сближению стран романо-германской и англосаксонской правовых семей.

38. История становления мусульманского права.

39. Мусульманское право: источники и структура.

40. Мусульманское право и право мусульманских стран.

41. Иудейское право как вид религиозной правовой системы.

42. Индусское право как вид религиозной правовой системы.

43. Каноническое (цер­ковное) право. Правовая система Ватикана.

44. Особенности восточного правопонимания.

45. Китайское традиционное право: источники и основные институты.

46. Особенности правовой системы Китая.

47. Японское право: источники и основные институты.

48. Обычное право Африки: источники и основные институты.

49. Современное право африканских государств.

50. Смешанные правовые системы: общая характеристика.

51. Историческое развитие правовой системы России.

52. Российская правовая культура.

53. Современное состояние правовой системы России.

54. Источники и структура современного российского права.

55. Особенности социалистического права.

56. Эволюция советского права.

57. Роль юридической профессии в государствах, относящихся к разным правовым семьям.

58. Механизм сближения национальных правовых систем.

Примерная тематика курсовых работ

1. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук.

2. Проблема типологии основных правовых систем современности.

3. Основные направления и виды сравнительных исследований правовых систем.

4. Французская школа сравнительного законодательства.

5. Рецепция римского права в Западной Европе.

6. Роль канонического права в формировании романо-германской семьи и семьи общего права.

7. Юридические школы средневековой Европы.

8. Влияние византийского права на страны южной и восточной Европы.

9. Особенности правопонимания в семье общего права.

10. Материальное и процессуальное право Англии.

11. Структура и основные институты мусульманского права.

12. Правовые школы мусульманских стран.

13. Уголовно-правовое учение в мусульманском праве.

14. Вестернизация мусульманского права.

15. Роль религиозной идеологии и традиций в праве стран Востока.

16. Традиционное право как основа китайского права.

17. Влияние рецепции на развитие права Японии.

18. Влияние Кодекса Наполеона на процессы становления и кодификации гражданского права других стран.

19. Роль Верховного Суда США в развитии доктрин прецедентного права.

20. Правовая система Австралии.

21. Правовая система Бразилии.

22. Правовая система Германии.

23. Правовая система Дании.

24. Правовая система Израиля.

25. Правовая система Индии.

26. Правовая система Испании.

27. Правовая система Италии.

28. Правовая система Канады.

29. Правовая система КНР.

30. Правовая система Кубы.

31. Правовая система Польши.

32. Правовая система Франции.

33. Правовая система Шотландии.

34. Правовая система ЮАР.

35. Правовая система Японии.

36. Правовые системы провинции Квебек (Канада) и штата Луизиана (США): сравнительная характеристика.

37. Правовые системы скандинавских стран: сравнительный анализ.

38. Взаимодействие правовых семей в современном мире.

39. Влияние международного права на правовые системы мира.

40. Взаимодействие правовых систем в современном мире.

41. Глобализация как фактор развития современных правовых систем.

42. Смешанные правовые системы современности (виды, общая характеристика).

43. Специфика правовой системы социалистических стран.

44. Правовые системы постсоветских государств: сравнительная характе­ристика.

45. Региональные правовые системы.

46. Право Совета Европы.

47. Учение о наказании в правовой доктрине семьи общего права.

48. Развитие института юридического лица в законодательстве западноевропейских стран.

49. Изменения в акционерном законодательстве западноевропейских стран XX в.

50. Антитрестовское законодательство западноевропейских государств.

Примечание: студент по согласованию с преподавателем может выбрать тему курсовой работы, не содержащуюся в приведённом списке.

 

Примерные тесты для текущего контроля знаний

 

1. Что означает термин «правовая семья»?

а) конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшаяся в пределах юрисдикционной территории государства;

б) совокупность различных групп правовых систем;

в) совокупность национальных правовых систем.

2. Первая кафедра сравнительного правоведения была создана: 

а) в Германии;

б) в России;

в) в Бельгии;

г) во Франции;

3. Первый Международный конгресс сравнительного права был проведен:

а) в 1869 г.;

б) в 1870 г.;

в) в 1905 г.;

г) в 1900 г.

4. Продолжите фразу: «Диахронное сравнение – это …»:

а) сравнение действующих правовых систем;

б) сравнение существовавших в прошлом правовых систем;

в) сравнение отдельных элементов действующей правовой системы. 

5. Одной из сфер применения сравнительно-правовых исследований в области международного частного права является: 

а) кодификация;

б) унификация;

в) инкорпорация;

г) консолидация.

6. Мусульманская правовая доктрина начала складываться с:

а) с VII в.;

б) с VIII в.;

в) с IХ в.;

г) с Х в.

7. В период Нового времени единая схема иерархической системы источников права появляется в:

а) мусульманской правовой системе;

б) романо-германской правовой системе;

в) дальневосточной правовой системе;

г) англосаксонской правовой системе.

8. До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:

а) до середины ХVIII в.;

б) до второй половины ХIХ в.;

в) до начала ХIХ в.;

г) до начала ХХ в.

9. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibi jus ibi remedium” (право там, где есть защита):

а) мусульманская правовая система;

б) романо-германская правовая система;

в) дальневосточная правовая система;

г) англосаксонская правовая система.

10. Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:

а) суды;

б) парламент;

в) правительство;

г) прокуратура.

11. Разделение судов на суды «общего права» и «суды справедливости» относится к правовой системе:

а) мусульманской;

б) романо-германской;

в) дальневосточной;

г) англосаксонской.

12. Маджаллы – это:

а) толкование Корана и Сунны имамами;

б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское право;

в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе единогласного мнения;

г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе умозаключения по аналогии.

13. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего – единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов: 

а) Коран;

б) Иджма;

в) Сунна;

г) Кийяс.

14. Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:

а) мусульманская правовая система;

б) англосаксонская правовая система;

в) японо-китайская правовая система;

г) романо-германская правовая система.

15. В какой стране уголовное право относится к сфере частного права:

а) Германия;

б) Италия;

в) Франция;

г) Австрия.

16. Деление права на частное и публичное свойственно:

а) романо-германской правовой семье;

б) англосаксонской правовой семье;

в) религиозно-правовой семье.

17. К какой правовой семье ближе российское право по характеру доминирующих источников:

а) к религиозно-традиционной;

б) к англосаксонской;

в) к романо-германской.

18. Одно из главных направлений древнекитайской мысли, ориентированное на примат закона над ритуалом:

а) конфуцианство;

б) даосизм;

в) легизм;

г) буддизм.

19. Обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности, это:

а) корпоративность;

б) экзогамия;

в) унилинейность.

20. Наследование внутри рода называется: 

а) патрилинейное;

б) автоматическое;

в) универсальное;

г) избирательное.

 

Примерные задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа предусмотрена для темы № 2.

1. На основе изучения Методических рекомендаций по сравнительному анализу национальных законодательств государств - участников Договора от 29 марта 1996 года (подготовлены Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации) укажите критерии сопоставления законодательных и иных нормативных правовых актов.

2. Перечислите основные виды сравнительно-правовых исследований с указанием самостоятельно подобранных примеров.

3. Применительно к теме Вашей магистерской диссертации сформулируйте объект и предмет возможного сравнительно-правового исследования, определите его разновидность.

 

Примерные темы докладов

1. Проблема определения предмета сравнительного правоведения как самостоятельной юридической науки.

2. Международные конгрессы сравнительного права.

3. Европоцентризм и мультикультурализм в сравнительном правоведении.

4. История сравнительного правоведения во Франции.

5. Р. Давид – выдающийся французский компаративист.

6. История сравнительного правоведения в Германии.

7. История сравнительного правоведения в Англии.

8. История сравнительного правоведения в России.

9. «Правовые круги» К. Цвайгерта и Х. Кетца.

10. Сочетание светского и религиозного в правовых системах мусульманских стран.

11. Смешанные правовые системы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.338 с.)