Общая модель тренинговой сессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая модель тренинговой сессии



 

Тренинговая сессия - временной интервал, посвященной работе над какой-либо одной задачей. Минимальная сессия, как правило, длится один или три часа. За это время работа над отдельной задачей (например, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в начале группы или отработка новых навыков поведения) проходит несколько этапов, о которых речь пойдет ниже. Эти этапы представляют собой цикл, по которому, в свою очередь, выстраивается и тренинговый день, и тренинг любой продолжительности.

Такая цикличная структура тренинга оказывается возможной потому, что в ее основе лежат процессы изменения, разворачивающиеся по основным сквозным линиям – 1) динамика группы, 2) состояние отдельного участника и 3) работа над проблемой. Формула этой структуры выглядит следующим образом:

Ø 1. Разогрев = Создание доверительной атмосферы + Актуализация проблемы.

Ø 2. Действие = Анализ ситуации + Создание новой модели (информация и/или выработка нового поведения, отношения).

Ø 3. Завершение = Обмен впечатлениями + Анализ.

1. Разогрев. Термин взят из психодраматического профессионального словаря и означает эмоциональную, интеллектуальную, физическую готовность человека к работе над данной темой или в данных условиях (в данной группе). Разогрев может быть неспецифическим - создание безопасной и доверительной атмосферы в группе, состояния эмоциональной раскрепощенности, уверенности в своих силах и собранности у отдельного участника. Такой разогрев осуществляется за счет вербальных и невербальных техник. Это различные процедуры знакомства, игры-разминки, физические движения, голосовые упражнения и т.п. Специфический разогрев - это актуализация проблемы, работе над которой посвящен данный тренинг. В этом случае его задача - это актуализировать у участника те эмоциональные состояния, воспоминания, мыслительные ассоциации, которые связаны с данной темой. Этот активизирующийся личный опыт может оказаться весьма болезненным (например, тема потери близкого человека), и ведущий должен быть профессионально и личностно готов к работе с сильными чувствами. Может встретиться противоположный случай полного отсутствия личного опыта по данной теме: например, в группе по профилактике наркозависимости ни один из участников ни напрямую, ни косвенно не сталкивался с проблемой наркомании. В этом случае можно актуализировать те переживания, которые наиболее близки исходному по типу переживания. Например. Каждый из нас зависит от чего-то или от кого-то. Поразмышляйте, что представляет собой Ваша зависимость. Какие чувства Вы испытываете в связи с ней?

2. Тематический разогрев-проблематизация напрямую переводит группу в стадию действия. На этом этапе объектом работы становится либо вся группа, либо один наиболее «разогретый» ее участник, кто наиболее остро переживает представленную проблему и, в то же время, готов в настоящий момент работать над ней в данной группе. Эта стадия состоит из 2 частей: анализа (исследования) ситуации и собственно изменения. Форма организации этой стадии напрямую зависит от того, в какой традиции ведения группы работает тренер и каким набором средств он располагает. Так, в рамках психодраматической традиции анализ ситуации строится как воспроизведение в группе проблемной ситуации участником, предъявившим проблему, в виде ролевой игры (сценки) и ее дальнейшим обсуждением с ведущим. В других подходах - это интервью или проведение экспресс-опроса. Результатом анализа ситуации должно стать ее понимание и определение того, что необходимо изменить. Как правило, изменить можно либо установку (убеждение) субъекта по отношению к данной проблеме, либо чувство, возникающее в данной проблемной ситуации, либо способ поведения. Созданию и опробованию новых моделей поведения и отношения посвящена вторая часть стадии действия. Наиболее удобная форма для этого - ролевая игра. (Например, отработка навыков отказа, когда предлагают наркотик; или замена чувства страха чувством уверенности в ситуации экзамена.) Группа здесь выступает тем эмоционально безопасным и заинтересованным полигоном, на котором можно опробовать новое для себя поведение и получить обратную связь.

3. Обмен впечатлениями и получение обратных связей от участников группы - основное содержание стадии завершения. Здесь ведущему необходимо следить за соблюдением правил групповой работы, поддерживать участников и дать возможность высказаться каждому. Особенно важно соблюдать правила искренности, безоценочного отношения и высказываний от первого лица - в противном случае ситуация угрожает стать психотравмирующей, особенно для тех участников, которые более всего оказались эмоционально затронуты данной проблемой и поделились своими переживаниями с группой. Не менее важно дать высказаться тем участникам, которые были неактивны в течение всей работы, так как их чувства и точка зрения могут содержать в себе нечто совершенно новое для обсуждаемой темы и, кроме того, промолчавший участник рискует остаться наедине со своими переживаниями, не получив облегчения и поддержки от группы и ведущего. В конце работы ведущий может выступить с аналитическими комментариями - выделить наиболее важные аспекты проблемы, отметить самые оптимальные, с его точки зрения, стратегии, отнестись к тому, как действовали участники. Ведущий может также предложить свои гипотезы относительно возможных причин обсуждавшихся проблем, поделиться личным опытом, предложить свои рекомендации по изменению поведения участникам. При этом важно также высказываться в жанре Я-сообщения (искренне, от первого лица, давая качественные описания действий участников, но не оценочные суждения типа «хорошо» или «плохо») и фиксироваться больше на преимуществах и позитивных результатах, чем на недоделках и неудачах. О последних лучше говорить так: «что хотелось бы сделать по-другому, что хотелось бы изменить на будущее...»

 

 

Структурный сценарий профилактического тренинга

 

Все тренинги состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном случае может быть различным.

Это зависит от:

Ø целей тренинга (если это только информационный тренинг, этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен);

Ø целевой группы (чем моложе целевая группа, тем больше игр-разминок, игр на сплочение группы и тем меньше информационный блок);

Ø продолжительности работы группы;

Ø уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить навыкам и обсуждению социальных явлений).

 

ВВЕДЕНИЕ (5% рабочего времени).

Это этап, в который входит краткое представление целей и задач семинара, организаторов, приглашенных гостей (представителей властных и общественных структур) (ТОЛЬКО ДЛЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО СЕМИНАРА), официальное открытие. Цели и задачи тренинга всегда объявляет ведущий.

 

1 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО (5% рабочего времени).

Участники присматриваются друг к другу, устанавливают контакт. Ведущий первый представляется аудитории.

После приветствия ведущего знакомство можно провести с помощью упражнения «Интервью» (если на это достаточно времени и план семинара предполагает близкое знакомство участников). При проведении продолжительного семинара во второй, третий и последующие дни данный этап называется «ПРИВЕТСТВИЕ» и проводится для восстановления в памяти имен участников группы и создания рабочей атмосферы.

 

2 ЭТАП. ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ.

(3% рабочего времени)

На этом этапе участники высказывают свои ожидания от семинара.

КОММЕНТАРИЙ: Ожидания участников могут не совпадать с целями и возможностями семинара.

Данный этап можно проводить по-разному: высказывания по кругу, обсуждения в парах или малых группах с последующим вынесением на группу. Возможные формулировки вопросов ведущего:

«Что вам сказали/вы слышали о семинаре?»;

«Как вы думаете, что будет происходить здесь?»;

«Зачем вы пришли на этот семинар?»;

«Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»;

«Чего вы ждете от семинара?».

Эти же вопросы можно вставить в процедуру игры «Интервью» и совместить 2 этапа - «Знакомство» и «Ожидания».

ДРУГОЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ:

Участникам раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от семинара. Затем на большом листе бумаги делаются надписи: «ожидания» и «выполнено». На этапе обсуждения ожиданий все записанные пожелания крепятся под надписью «ожидания». В дальнейшем каждый участник имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями в графу «выполнено». Можно предложить участникам по ходу семинара дополнять графу «ожидания». Если в течение семинара были проработаны не все пожелания участников, то тренер должен в конце семинара обсудить это с группой и решить, как нужно поступить с нереализованными ожиданиями: запланировать следующий семинар, предложить индивидуальную консультацию или рекомендовать литературу.

При любом варианте проведения этого этапа ведущий подводит итоги.

На трехдневном семинаре этот этап играет особенно важную роль. Проанализировав ожидания участников, тренер может скорректировать программу семинара.

При проведении продолжительного семинара во второй, третий и последующие дни данный этап может объединяться с этапом «Оценка уровня информированности» и проходить следующим образом:

Ведущий задает вопросы:

«Как настроение?»;

«С какими чувствами вы пришли сюда сегодня?»;

«Рассказали ли вы кому-нибудь о том, что происходило здесь вчера?»;

«Какой была реакция?».

Также участники могут ежедневно заполнять анкеты обратной связи, что поможет, выяснять ожидания и одновременно оценивать эффективность работы.

 

3 ЭТАП. ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУППЫ

(5% рабочего времени.)

Это этап рождения группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать. (См. раздел «Групповая динамика».)

На полуторачасовом или однодневном семинаре можно просто назвать все правила, объяснив их значение и необходимость соблюдения, а в некоторых случаях - даже опустить этот этап.

На трехдневном тренинге этот этап может проводиться иначе: я даю участникам время и возможность самим выработать правила, по которым они будут работать, и обязательно фиксирую их на листе ватмана. Этот лист вывешивается на видное место и остается там на протяжении всего семинара. Процесс принятия групповых правил обязательно должен быть коллективным. Если кто-то из участников группы не согласен с тем или иным правилом, это правило не принимается, а заменяется альтернативным.

Необходимо помнить, что правила должны помогать, а не мешать проводить тренинг! Не стоит придумывать слишком много правил. Все принятые правила должны быть легко выполнимыми. Это гарант того, что они будут работать.

 

4 ЭТАП. ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ

(5-10% рабочего времени)

Чтобы не повторять хорошо известную участникам информацию, я должен выяснить, что они знают о проблеме. Для этого я могу задавать вопросы группе, использовать анкеты (см. раздел «Оценка эффективности тренинга»), викторины. Еще один способ узнать о пробелах в знаниях участников - попросить их написать анонимно на листке вопросы ведущему по теме семинара. Ответы на вопросы участников могут составить основной объем информационного блока. Это будет интересно!

При проведении продолжительного семинара во второй, третий и последующие дни данный этап может объединяться с этапом «Ожидания участников».

 

5 ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

(10% - 30% рабочего времени)

Этот этап проходит красной нитью через весь семинар. Его я могу использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую.

Часто проблемы наркомании воспринимаются молодыми людьми как что-то далекое, оторванное от жизни, касающееся только «групп риска», «неблагополучных» людей.

ЗАДАЧА ЭТОГО ЭТАПА - сделать проблему актуальной для каждого участника.

Этот этап можно провести:

с помощью вопросов: «Что для вас значит...», «Что вы чувствуете, когда слышите слово...», «Вы или ваши знакомые сталкивались с...», «Что вы чувствовали, когда...» и др.;

работая в парах, когда дается задание, рассказать какую либо историю, связанную с темой семинара, произошедшую с вами или вашими знакомыми. Затем надо поделиться впечатлениями, которые возникали у вас и вашего напарника во время рассказа;

с помощью игр и групповых упражнений (например, «Жизнь с болезнью», «История про...»).

 

6 ЭТАП. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

(20% - 40% рабочего времени)

Информационный блок должен быть разбит на несколько логически завершенных частей, которые распределены по всему семинару.

На этом этапе у меня много времени для сообщения подробной информации (о причинах и последствиях наркомании, об ее влиянии на личность и общество, о профилактике, лечении и реабилитации).

Моя задача - так изложить информацию, чтобы она была услышана и понята (ведь даже при хорошо проведенной лекции с применением аудио-визуальных средств усваивается только 30% информации).

Поэтому я не буду стесняться хитрить и использую все возможные средства для привлечения внимания слушателей. Кроме своего красноречия я буду использовать наглядные материалы, дискуссии, ролевые игры и другую «тяжелую артиллерию».

 

7 ЭТАП. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

(20% - 60% рабочего времени)

На профилактическом семинаре можно приобрести полезные навыки, все неполезные - участники приобретают самостоятельно.

 

ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫРАБОТКА У УЧАСТНИКОВ СЛЕДУЮЩИХ НАВЫКОВ!

Коммуникативные.

Нарабатываются в ходе всего семинара и с помощью специальных игр, упражнений. (см. далее).

Принятия решений.

Важный навык. Для его развития я могу использовать «мозговые штурмы»; обсуждение одной проблемы всей группой; игры, направленные на осознание проблемы; алгоритм принятия решения.

3. Изменения стратегии поведения.

Очень полезный навык. Он помогает человеку:

Ø гибко, пластично реагировать в любой ситуации;

Ø лучше приспосабливаться к окружающей обстановке;

Ø быстрее находить выход из сложных ситуаций;

Ø реализовывать свои планы и достигать цели.

Для того чтобы человек мог поменять стратегию поведения, ему надо иметь представление о наличии других стратегий. Для этого подойдут ролевые игры.

КОММЕНТАРИЙ: Нужно познакомиться с «моделью изменения поведения» чтобы знать как изменить поведение человека (см. далее).

 

Необходимо знать, что информационный блок, этапы актуализации и выработки навыков имеют достаточно пластичную структуру; у этих этапов нет четких временных рамок и обязательного порядка следования, они накладываются друг на друга, идут параллельно.

 

8 ЭТАП. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (5% рабочего времени)

ЗАДАЧИ ЭТОГО ЭТАПА:

1) подвести итоги семинара;

4) выяснить, сбылись ли ожидания участников;

5) оценить изменение уровня информированности.

Я могу начать этот этап так: «Наш семинар завершается. В течение З-х дней мы встречались здесь, обсуждали очень важные проблемы, связанные с наркозависимостью. Для такой сложной темы это совсем не много времени. Если остались неясные вопросы и не высказанные мнения, можете сказать об этом сейчас. У нас есть еще время на обсуждение».

После ответов на вопросы я опрашиваю по кругу всех участников. Возможные варианты вопросов: «Что вы получили на семинаре?», «Получили ли вы от семинара то, что ожидали?». Ответы могут быть самыми разнообразными. Моя задача - вычленить из них самое рациональное и подвести итог. Кроме этого, я могу попросить участников ответить на вопросы анкет (см. далее).

Еще один важный момент, повышающий эффективность семинара, - «раздача слонов» (памятные сертификаты, значки, сувениры). Это еще один «якорь памяти» о семинаре и информации, полученной участниками. Работа завершается прощанием группы. Хорошо, если есть возможность организовать завершающее чаепитие (или сдвинуть перерыв на чай/кофе). Но это не обязательно.

Можно провести упражнение, которое предназначено именно для этого момента (см. далее).

Я сообщаю участникам, где меня можно будет найти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.038 с.)