Создание эмоционально безопасной и рабочей атмосферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание эмоционально безопасной и рабочей атмосферы



 

Знакомство, контакт и создание условий

 

Первое, с чего начинается группа, - с создания условий, в которых группа может работать по заданной теме и где каждый участник будет чувствовать себя комфортно. Для того, чтобы начать плодотворно работать, тем более на темы, которые связаны с собственным жизненным опытом, участники должны чувствовать себя в безопасности. В первый момент в фокусе внимания ведущего должны находиться состояние каждого участника и группа как целое; подготовленное им содержание будет актуализировано позднее.

Состояние участника и группы. Люди, впервые собравшиеся вместе, будут испытывать неуверенность относительно того, что здесь будет происходить с ними, как их воспринимают окружающие. Участники присматриваются друг к другу, устанавливают контакт. Среди них намечаются симпатии и антипатии. Группа как целое еще не сложилась, ее участники разобщены и незнакомы друг с другом. Участники полностью ориентированы на ведущего как на источника эмоциональной поддержки и информации о происходящем (кто скажет, что нам здесь делать).

Что здесь необходимо делать в первую очередь:

· установить контакт - с группой в целом, с каждым участником: организовать процедуру знакомства и выражения ожиданий участников;

· ввести «рамки» тренинга - сообщить его тему и продолжительность работы, другие условия, принять правила работы в группе.

Знакомство. Ведущему необходимо представиться первым, причем, сделать это неформально, личностно - таким образом, он задает норму личностной открытости в группе, «открывшись» первым, и этим подбадривает остальных. Можно назвать не только свое имя, но и рассказать кратко, почему Вам значима именно эта тема.

Ведущий первый представляется аудитории. Он может сделать это так: «Здравствуйте, меня зовут...

Я рад видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. В течение этого времени (называется продолжительность семинара) мы будем встречаться здесь и работать вместе. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я предлагаю взять листки бумаги и написать на них крупно (чтобы было видно всем сидящим в кругу) свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, что бы вас называли.

НАПРИМЕР: Артем предпочитает, чтобы его называли «Тема».

А сейчас я бы хотел узнать побольше о вас: как вас зовут, чем вы любите заниматься и что хотите получить от этого тренинга».

Обычно ведущего, так же как и участников, зовут просто по имени (на «вы» или «ты», решает тренер). Отчество применять не рекомендуется (только в редких случаях, например, когда тренер намного старше), потому что это может мешать принципу работы «на равных».

После приветствия ведущего знакомство можно провести с помощью упражнения «Интервью» (если на это достаточно времени и план семинара предполагает близкое знакомство участников). При проведении продолжительного семинара во второй, третий и последующие дни данный этап называется «ПРИВЕТСТВИЕ» и проводится для восстановления в памяти имен участников группы и создания рабочей атмосферы. Варианты игры для знакомства, для запоминания и напоминания имен Вы найдете в списке используемых игр и упражнений.

 

Правила работы группы

 

Это этап рождения группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать.

В любой группе существуют собственные нормы и правила. Они могут быть четко проговорены и оформлены, например, законы государства, либо существовать негласно, но регламентировать жизнь группы - например, неписаные правила, по которым живет семья. В тренинговой группе ведущий устанавливает правила целенаправленно, причем именно те, благодаря которым в группе будет складываться атмосфера, наиболее оптимальная для самораскрытия участников, развития доверия друг к другу, освоения новых способов поведения. Для большинства тренинговых групп характерны следующие общие нормы.

1. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы. Психологические знания, приемы и техники могут и должны использоваться вне группы и пропагандироваться участниками окружающим - особенно если речь идет о профилактике наркозависимости. В детских и подростковых группах участникам говорится, что ведущий должен будет рассказать другим взрослым о том, что произошло в группе в случаях, когда речь идет об угрозе жизни самому ребенку или другому лицу или информация о группе будет затребована правоохранительными органами. Особо необходимо отметить случаи, когда участников направляют в группу принудительно, например, комиссией по делам несовершеннолетних, или администрацией учебного заведения (см.: Смид, 1999). В этом случае участнику сообщают о том, что ведущий группы обязан будет информировать направившие его органы о том, как он посещает группу и как работает над изменением своего поведения.

2. Активность участников. Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

3. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.

Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы повеления, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.

4. Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе - важная задача тренерской работы.

В тех типах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и, что самое важное, - профессионально.

5. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека. Этот принцип предполагает искренность и открытость участника. Чем более откровенными будут высказывания о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет выражение чувств, тем успешнее пойдет работа. Самораскрытие позволяет человеку стать самим собой и научиться принимать другого тоже таким, какой он есть. Это правило на первых этапах кажется трудноосуществимым, особенно в подростковых группах, но затем оно начинает действовать - особенно если ведущий сам выступает в роли образцового участника. И именно для подростков с неустойчивой самооценкой это правило позволяет создать условия для развития позитивной Я-концепции и установления доверительных отношений с другими людьми в группе.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов - одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

 

Опишем, как ведущий может задать эти правила.

На полуторачасовом или трехчасовом семинаре можно просто назвать все правила, объяснив их значение и необходимость соблюдения, а в некоторых случаях - даже опустить этот этап.

На тренинге, который будет длиться один или три дня, ведущий вводит правила следующим образом.

«Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил.

ВОТ ОНИ.

1. Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

2. Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.

3. Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку. Это правило не касается информации о проблеме, которой посвящен наш семинар. Информацию можно и нужно распространять и пропагандировать!

4. «Не давать оценок». Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки («Ты - дурак», «Это идиотская мысль», «Только такие, как ты, могут так делать»). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

5. Право ведущего. Я как ведущий могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.

6. Пунктуальность. Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо скажется на процессе. Поэтому я предлагаю награждать опоздавших участников почетной ролью чтеца, певца или танцора с соответствующими функциональными обязанностями.»

Группа может предложить и другие правила (не курить в помещении, не пропускать занятий и т.д.). Обычно эти правила ситуационны.

После предъявления правил необходимо попросить участников их обдумать. Если они не вызывают у группы внутреннего протеста, то предлагается принять все правила.

Необходимо помнить, что правила должны помогать, а не мешать проводить тренинг. Все принятые правила должны быть легко выполнимыми. Это гарант того, что они будут работать. Участники тренинга, осознавая, что, благодаря принятым правилам, в группе начинает складываться особый психологический климат, сами начинают следить за их соблюдением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.012 с.)