Социально-экономическое развитие. Как в многих других республиках бывшего СССР, период после обретения независимости в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие. Как в многих других республиках бывшего СССР, период после обретения независимости в



Как в многих других республиках бывшего СССР, период после обретения независимости в Молдове сопровождался жесточайшим экономическим кризисом. Республика вступила в сложный этап перехода к рыночной экономике и пережила значительный экономический спад. Не последнюю роль в углублении экономического кризиса сыграл приднестровский конфликт. К моменту начала конфликта в левобережных районах Республики была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советской Молдавии. В то время как Приднестровье занимало 12% всей территории республики, где проживало 17% ее населения, промышленные предприятия этого региона, тесно связанные с промышленными предприятиями бывшего СССР, производили около 40% ВНП всей Молдавии, в том числе 90 % электроэнергии (т.е. основной промышленный потенциал МССР остался на территории непризнанной ПМР). Поэтому, потеряв «де факто» Приднестровье, Республика Молдова с момента своего образования стала ощущать серьезный энергетический дефицит, в связи с чем, у нее появились огромные долги перед Россией и Румынией. Непоследовательность внутренней политики и общий социально-экономический кризис и региональные конфликты на всем пространстве бывшего СССР препятствовали установлению надежных торговых связей Молдавии с другими бывшими советскими республиками. В 1993 г. суммарный уровень инфляции в республике составил 800%; ВНП относительно 1990 г. сократился более чем на 50%. По данным Всемирного банка, в 1995 г. ВНП составлял примерно 3,9 млрд. долл., или 920 долл. в перерасчете на душу населения.

Первоочередной задачей Молдовы после обретения независимости стало реформировании плановой экономики. В январе 1992 г. Парламент проголосовал за выход из рублевой зоны с целью установления полного контроля над экономикой. В ноябре 1993 г. в качестве национальной валюты был введен молдавский лей. Была легализована частная собственность, появился ряд акционерных обществ и совместных предприятий. В январе 1991 г. был принят закон о приватизации. Приватизация проходила по ваучерной системе: каждому гражданину были выданы ваучеры в соответствии с трудовым стажем, которые могут быть использованы при покупке акций приватизированных предприятий. Предполагалось, в частности, преобразовать колхозы в акционерные общества.

В 1996 г. правительство выступило инициатором введения трехлетней программы, ориентированной на ускорение перехода к рыночной экономике. Молдавии удалось получить кредиты от МВФ, которые обеспечивали возможность осуществления этой программы. Однако концепция экономических реформ была подвергнута существенной ревизии после прихода к власти ПКРМ, имевшей отличное от своих предшественников видение экономических реформ в Молдове. Победа на выборах партий, образовавших Альянс за демократическую интеграцию, актуализировала экономическое сближение с Европейским союзом, прежде всего через создание зоны свободной торговли.

В период независимого развития Молдовы сельское хозяйство остается наиболее значимой сферой экономической деятельности. Частная собственность на землю была легализована в 1991 г., однако продажа сельскохозяйственных земель началась только после 2001 г. Сельское хозяйство дает более 2/5 объема национального дохода. По оценкам МВФ, в Молдавии (за исключением Приднестровья) доля продуктов питания в 1995 составляла 50% от всего производства. Пищевая промышленность выпускает большой ассортимент продуктов, включая консервированные овощи и фрукты (джемы, желе, фруктовые соки), рафинированный сахар и растительное масло.

Промышленность, включая добычу полезных ископаемых, строительство и производство энергии, в начале 1990-х составляла постоянно увеличивающуюся значительную долю в экономике Молдавии, несмотря на общее падение производства. В 1995 г. на долю промышленности приходилось 36,4% прироста чистого материального продукта. В 1994 г. в промышленном секторе было занято 19,4% трудоспособного населения страны. Во второй половине 1990-х происходило существенное сокращение промышленного производства, продолжавшееся и в 2000-е гг.

В 1996 г. протяженность автомобильных дорог Молдавии достигала 12,3 тыс. км, из них с твердым покрытием 10,4 тыс. Асфальтированные дороги соединяют главные города и являются основным средством сообщения внутри страны. Однако большинство дорог находятся в плохом состоянии, средств на их ремонт изыскиваются правительством с большим трудом и преимущественно за счет европейских грантов, а дефицит бензина в 1990- х гг. существенно осложнял работу автомобильного транспорта.

После обретения независимости объем внешней торговли, ориентированной в значительной степени на страны СНГ, резко сократился, хотя на долю торговли с этими странами приходится более 2/3 общего объема внешнеторговых операций. Основные торговые партнеры – Россия, Украина, Румыния, Белоруссия и Германия. В экспорте преобладают сельскохозяйственные продукты (в первую очередь вина и табак), ткани, машины и химическая продукция. Главные статьи импорта – нефть, природный газ, уголь, машины, продовольствие.

Молдавская экономика впервые продемонстрировала рост в 1997 г. После достаточно тяжелых из-за дефолта в России 1998 и 1999 гг. экономика показывала существенный рост: промышленное производство - более 10 % в год, ВВП - 6-8 %. Так, экономический рост и осмотрительные внешние заимствования позволили снизить долю государственного долга и долга, гарантированного государством, с 79 % ВВП в 2000 г. до 27 % в 2005 г.

Молдова по-прежнему относится к категории аграрно-индустриальных стран. Практически все энергетические ресурсы импортируются. Основные статьи экспорта — продовольственные товары, текстиль. Основные импортеры: Европейский союз, Украина, Россия, Белоруссия, Турция. Основные статьи импорта — минеральное сырьё и топливо, машины и оборудование, химикаты, текстиль. Основные экспортеры — Европейский союз, Россия, Украина, Турция.

В 2006 г. на развитие экономики страны негативно сказался ряд внешних и независимых от действий властей факторов. К их числу относятся неблагоприятные климатические условия, запрет на экспорт определенных товаров в Российскую Федерацию в сочетании со сложностями, связанными с выходом на другие экспортные рынки, двукратное увеличение цен на энергоресурсы, импортируемые из России, и значительный рост цен на энергоресурсы на мировых рынках. В результате произошло некоторое ухудшение макроэкономических индексов. Снизились темпы роста ВВП, произошло снижение объёмов производства в промышленности и сельском хозяйстве, а также экспорта товаров, на основе чего вырос дефицит торгового и платежного балансов. Кроме этого имеет место ускорение инфляционных процессов. В основном повышение инфляции носит немонетарный характер, а вызвано ростом цен на газ, энергоносители и связанное с этим повышение издержек производства.

После смены внешнеполитического курса в 2009 г. экономический рост, который традиционно связывается с российским фактором, существенно замедлился, мощным ударом для молдавской экономики оказались последствия глобального финансового кризиса 2008-2010 гг.

В период независимого развития по-прежнему сельское население преобладает над городским. Так, по данным на 1999 г. в стране 47% жителей было горожанами, а 53% проживало в сельской местности. Катастрофический обвал национальной экономики, в свою очередь, привел к полному разрушению социальной сферы, к резкому падению жизненного уровня населения, большая часть которого сегодня пребывает за чертой бедности (до 60% населения). В 2005 г. Молдова была признана Всемирным банком беднейшей страной Европы (расчётный  подушевой ВВП $2500 и среднемесячная зарплата $150). Экономический кризис стимулирует отток населения из Молдовы, прежде всего – русскоговорящего. Существенную часть взрослого населения Республики составляют трудовые мигранты, лишь часть календарного года, проводящие на родине. До 25 % рабочей силы Молдавии трудится за границей. Переводы молдавских гастарбайтеров составляют около трети ВВП страны (большая часть приходится на Россию и Италию).

Республика перманентно испытывает проблемы с формированием и исполнением государственного бюджета. Это связано как с хроническим недобром налогов, отсутствием инвестиций в основные отрасли национальной экономики, так и с тем, что во многом молдавская экономика носит виртуальный характер. Государственный бюджет рассчитан на уровень доходов примерно в 8-9 раз меньший, чем официальный прожиточный минимум. Объем счетов за коммунальные платежи почти равен сумме официально начисленных зарплат и пенсий. Наибольшую активность и рост демонстрирует «серая» экономика (рынки, нелицензированная деятельность и т.д.), не контролируемая государством. Крайне высок в стране уровень коррупции.

Молдова активно пользуется кредитами на разного рода социально-экономические проекты, предоставляемыми зарубежными странами и организациями. Инвесторы неохотно вкладывают средства в экономику Молдовы по причине политической нестабильности, непредсказуемости политического руководства, коррупции. Отсутствие инвестиций и возможности расширения рынков сбыта для продукции традиционных отраслей сельского хозяйства определяют экономическое будущее независимой Молдовы.

Внешняя политика

Конституция 1994 г. подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и не прекращавшихся внутренних конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти.

Однако современные внешнеполитические приоритеты выглядят следующим образом: разрешение приднестровской проблемы на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности РМ; вывод войск и вооружения Российской Федерации с территории РМ; внедрение Индивидуального плана Действий партнерства Республика Молдова – НАТО (IPAP). Стратегической целью внешней политики Молдовы является европейская интеграция вплоть до вступления в Европейский союз.

Румыния. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Бухарест неоднократно заявлял о желании присоединить к себе Молдавию. Основной причиной этого румынские официальные лица называли незаконное, по их мнению, отторжение этой территории от Великой Румынии и её присоединение к СССР в 1940 г. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. После выборов 1994 г., отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения с Румынией, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения этнополитических конфликтов. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам гагаузской автономии в 1994 г. как свидетельство пророссийской ориентации. Недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией при коммунистах привели к охлаждению отношений между Бухарестом и Кишиневом. Ситуация изменилась после прихода в 2009 г. к власти Альянса за европейскую интеграцию, который рассматривает Румынию в качестве «проводника» Молдовы в Европейский союз. Румыния на протяжении всей истории независимого развития Молдовы выступает в качестве ключевого фактора внешней и внутренней политики Республики, несмотря на то, что фактически представляет собой угрозу ее суверенной государственности. Румыния, став членом Европейского союза (2007 г.) и НАТО (2004 г.), вынуждена формально придерживаться более сдержанной, по сравнению с недалеким прошлым, политики в отношении Молдовы. Однако до сих пор не подписан Базовый договор о взаимоотношениях между двумя государствами и Договор о границе, причиной чего является позиция румынской стороны, упорно стремящейся закрепить в этих документах «особый характер отношений» между Румынией и Молдовой – «двумя румынскими государствами». После смены власти в Молдове в 2009 г. и Бухарест, и Кишинев не считают подписание Базового договора и Договора о границе необходимым и целесообразным. Более того, официальные власти Румынии называют молдаван бессарабскими румынами, их язык – румынским. Румыния открыто финансирует в Молдове ряд различных программ, политических формирований и их СМИ, не считая необходимым согласовывать и координировать эту работу с молдавскими властями. Европейский Союз неоднократно подвергал критике политику Бухареста в отношении Молдовы, в частности, выдачу гражданам Молдовы румынских паспортов, позволяющих им беспрепятственно (без виз) въезжать на территорию ЕС. 

Украина. Украину и Молдову в течение многих лет разделяли разные взгляды на приднестровский конфликт и варианты его урегулирования. На Украине, в том числе среди националистов, было немало сторонников возвращения Приднестровья в состав Украины, в то время как молдавские националисты претендовали на территории Южной Бессарабии и Северной Буковины, включённые в состав Украинской ССР в 1940 г. До конца 2005 г. Украина, наряду с Россией, рассматривалась как гарант политического урегулирования приднестровского конфликта. Однако с приходом на Украине к власти прозападной партии во главе с президентом Виктором Ющенко Украина всё больше ассоциирована свою позицию по приднестровской проблеме с Молдовой. В 2006 г. Украина и Молдова в одностороннем порядке, нарушив подписанный их президентами текст Московского Меморандума 1997 г., ввели режим обязательной регистрации приднестровских торговых агентов в таможенной службе Молдовы, что самым негативным образом сказалось на экономической ситуации в Приднестровье. На украинско-приднестровской границе появились наблюдатели EUBAM (Миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине). Такую практику давления на Тирасполь не удалось отменить даже при президентстве Виктора Януковича, который расценивался молдавскими наблюдателями как пророссийская политическая фигура. После событий конца 2013 г. на Украине (насильственное отстранение от власти Виктора Януковича) Украина и Молдова выступают согласованно по приднестровскому вопросу: ужесточена «экономическая блокада», запрещен въезд на территорию Украины российских граждан из Приднестровья, максимально затруднено снабжение ОГРВ ПМР и российского миротворческого контингента и т.д.

Россия. Параметры молдавско-российских отношений определяются военным присутствием России в Приднестровье, экономической зависимостью Молдовы от России, молдавской политикой интеграции с европейскими политическими структурами.

Полномочные представители президента России впервые прибыли в Молдову 7 июля 1992 г., в разгар боевых действий на Днестре. При их посредничестве удалось достичь соглашения о прекращении огня, а 21 июля в Москве Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии Игоря Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Война завершилась замораживанием приднестровского конфликта и вводом в зону конфликта российских миротворцев. Позже здесь были созданы Объединённая Контрольная Комиссия и Совместные Миротворческие силы - в качестве миротворческого контингента было размещено 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих (по данным на 2015 г.: 402 российских, 355 молдавских, 492 приднестровских военнослужащих). По состоянию на 2015 г. на территории Приднестровья, наряду с 402 российскими военнослужащими в составе Совместных Миротворческих сил, в составе ОГРВ ПМР находится 1100 российских военнослужащих.

В середине 1990-х гг. позиции Кишинева и Москвы сблизились по целому ряду вопросов. В октябре 1994 г. было подписано российско-молдавское соглашение о выводе из Приднестровья 14-ой армии в течение предстоящих трех лет. С весны 1994 г. при посредничестве России и ОБСЕ шли также переговоры Кишинева и Тирасполя о государственно-правовом урегулировании проблемы Приднестровья, но результативность переговорного процесса оказалась крайне низкой. Достижением этого периода стало подписание сторонами в июле 1995 г. Соглашения о неприменении силы и экономических санкций во взаимных отношениях. В мае 1997 г. произошло ключевое событие в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию: в Москве стороны подписали Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», определивший основные принципы во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя (в частности, согласно Меморандуму, Тирасполь получил право самостоятельной внешнеэкономической деятельности).

В сентябре 1999 г. сторонами была подписана долгосрочная Программа экономического сотрудничества между двумя государствами на 1999 – 2008 гг. и пакет документов по дальнейшему развитию сотрудничества. Президент Владимир Воронин в начале своего президентского срока представил политическую программу, которая содержала целый ряд совершенно новых для внешней политики Кишинева положений – вплоть до постановки вопроса о возможном присоединении Молдовы к Союзу России и Белоруссии и придания русскому языку статуса государственного. В ноябре 2001 г. Воронин нанес официальный визит в Россию, в ходе которого стороны подписали базовый Договор о дружбе и сотрудничестве на 10 лет.

В 2002 г. был, наконец, подписан и ратифицирован долгожданный Базовый договор об обновах взаимоотношений между Россией и Молдовой во всех сферах. Подписание этого документа было более чем актуально: по данным социологических исследований 2001 - 2003 гг., свыше 75% молдавских граждан считали хорошие отношения с Россией очень важными для Молдовы; 67% граждан Молдовы сожалели о развале Советского Союза.

Отношения между Молдовой и Россией ухудшились в ноябре 2003 г. после срыва молдавской стороной подписания уже парафированного всеобъемлющего плана приднестровского урегулирования, созданного Россией по просьбе официального Кишинева (так называемый «Меморандум Козака»). Демарш Кишинева нанес серьезный ущерб двусторонним молдавско-российским отношениям, надолго заморозил переговорный процесс по приднестровскому урегулированию, актуализировал вопрос долгов Молдовы за поставленный российский газ.

В 2006 г. между Россией и Кишиневом возник дипломатический конфликт, после того, как 27 марта того же года Роспотребнадзор ввёл запрет на импорт молдавских вин в Россию, нанеся серьёзный ущерб экономике Молдавии, аргументировав это тем, что большой объём ввозимой в РФ алкогольной продукции не отвечает санитарной безопасности. После этого Роспотребнадзор выдал разрешения на ввоз для семи молдавских предприятий, но президент Воронин запретил им экспорт до полного урегулирования проблемы. Летом 2007 г. более 40 молдавских предприятий вновь прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу и поставки были возобновлены. Однако в 2012 г. был снова были введены ограничения на импорт молдавской винопродукции.

С приходом к власти в Молдове Альянса за европейскую интеграцию отношения между Москвой и Кишиневом стали еще более прохладными. С 2009 г. молдавские власти настойчиво требуют вывода российских военнослужащих с территории Молдовы (повторно Россия обязалась в 1999 г. в рамках Стамбульского саммита ОБСЕ выполнить это требование в определенные сроки) и переформатирования российской миротворческой операции в Приднестровье в миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Против этого последовательно выступает Приднестровье, видя в российском военном присутствии единственную гарантию мира на Днестре. Уход из Приднестровья также не соответствует интересам России, т.к. не будет способствовать упрочению региональной безопасности.

Очередной виток напряженности в молдавско-российских отношениях был спровоцирован парафированием Молдовой в ноябре 2013 г., подписанием в июне 2014 г. и ратификацией Парламентом Молдовы в июле 2014 г. Соглашения об ассоциации с ЕС. Российская сторона пригрозила исключить Молдавию из зоны свободной торговли СНГ, что приведёт к переходу на режим наибольшего благоприятствования, который устанавливает средневзвешенный тариф на поставки товаров размером 7,8 %. Минэкономразвития подготовило правительственное постановление, согласно которому Россия намерена в одностороннем порядке ввести пошлины на некоторые виды молдавской продукции (вино, мясо, зерно, сахар, фрукты и овощи). Тогда же в июле 2014 г. Россельхознадзор запретил ввоз в Россию молдавских фруктов, а Роспотребнадзор объявил о приостановке ввоза на территорию РФ молдавской консервированной плодоовощной продукции из-за нарушений требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Россия выражала свою заинтересованность в том, чтобы Молдова продолжала оставаться нейтральным государством (не стала членом НАТО), гарантировала российскую собственность в Приднестровье, не препятствовала выполнению мандата миротворческой миссии России в Приднестровье.

СНГ. В ситуации острого экономического кризиса начала 90-х гг. Кишинев счел необходимым пересмотреть свою позицию по отношению к СНГ: 8 апреля 1994 г. Парламент Молдовы ратифицировал документы о вхождении республики в Содружество. Это дало возможность Молдове пользоваться режимом свободной торговли. Фактически Молдова является членом СНГ по чисто экономическим причинам. Так, Кишинев, не рассматривает реализацию других сторон активности в рамках СНГ – унификацию законодательства, создание единого гуманитарного пространства и т.д.

ГУАМ. Молдова, наряду с Грузией, Украиной и Азербайджаном (с 1999 по 2005 гг. – Узбекистан) входит в блок ГУАМ. Вступив в ГУАМ, Молдова рассчитывала на помощь этой организации в решении вопроса об ускоренном выводе российских военных из Приднестровья, однако уже при коммунистах начала подспудно саботировать работу блока, разочаровавшись в своих ожиданиях.

ЕС. В 2002 г. Кишинев приоритетом внешней политики определил европейскую интеграцию. В соответствии с выбором была принята соответствующая внешнеполитическая доктрина, реализуются программы в рамках проекта Европейского союза «Восточное партнерство», МВФ, ВБ, ЕБРР, ВТО, ГУУАМ, Индивидуальное партнерство с НАТО, государственные программы европейских стран и фондов (экспертная, образовательная, экологическая, адвокатская и др. виды помощи). Центральной структурой в правительстве, реализующим поставленные руководством задачи является Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ, до 2005 г. – Министерство иностранных дел Республики Молдова).

В свою очередь, для ЕС, диалог с Молдовой важен с точки зрения обеспечения региональной безопасности - Европе нужна стабильность на ее восточных границах (речь идет о горячих точках в европейской части постсоветского пространства, миграционной активности из приграничных постсоветских республик, проблеме наркотрафика и т.д.) Приднестровский конфликт в данном случае выступает важным раздражителем для европейского политического истэблишмента еще и потому, что объединенная Европа не может выработать единого подхода к решению такого рода конфликтов на своей территории.

Среди наиболее значимых достижений молдавской дипломатии в области европейской интеграции можно считать следующее: налаживание двустороннего диалога с ЕС в рамках Европейской политики соседства; подписание 22 февраля 2005 г., в Брюсселе Плана действий ЕС-Молдова; открытие Миссии РМ при Европейских сообществах (май 2005); инаугурация Представительства Делегации Европейской комиссии в Республике Молдова (октябрь 2005); назначение Специального представителя ЕС в РМ и расширение формата переговоров по приднестровскому конфликту, с подключением ЕС и США (5+2) (2005 г.); достижение льготных условий системы GSP+ для экспорта молдавских товаров на рынок ЕС; продолжение диалога с Европейской комиссией с целью достижения автономных торговых преференций ЕС, по модели сходной для государств Западных Балкан; подписание и ратификацию Соглашения об ассоциации РМ-ЕС (2014 г.) и др. Таким образом, европейская интеграция рассматривается политическим истэблишментом Молдовы в качестве абсолютного приоритета внешней политики, в том числе через развитие двусторонних отношений со странами членами ЕС - Германией, Францией, Италией, Голландией, Великобританией, Польшей, Чехией странами Балтии. Особое внимание уделяется развитию отношений с США и военно-политическим блоком НАТО.

В целом, в культурной и общественно-политической жизни Молдовы доминирует западный вектор, который опирается как на официальную поддержку молдавских властей, так и на активную работу европейской и американской дипломатии, а также на системную продуманную и масштабную деятельность западных НПО. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.017 с.)